Слайд 1
Как закончить сочинение?
Различные виды заключений
Учитель русского языка и литературы МБОУ
«Гимназия №5» г.Казани Гимодинова З.Х.
Слайд 2
В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется
обобщенный вывод, высказывается свое отношение к проблеме, если это не было сделано раньше, а также может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам. Заключительная часть может обобщать микровыводы предыдущих частей, такая композиция придает работе композиционную стройность.
Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль.
Можно выделить следующие виды заключений:
Слайд 3 1. В заключительной части сочинения подводится итог
всему сказанному, делается обобщение.
Рассуждения В. Лаптева о судьбах великих людей не оставили меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, но они искренне и честно служили своему народу.
Мы должны знать историю России и помнить героев, с которых можно брать пример.
Любить свой язык. Что это значит? Любить всё русское, ценить культуру, восхищаться ею, постоянно учиться, повышать свою грамотность, говорить правильным русским языком, стремиться быть по-настоящему образованным. Для этого нужно читать литературу. Несмотря на все новые виды сохранения информации, книги нужны человеку. В книге вся прелесть русского языка.
Слайд 4 2. Заключение может быть написано
в форме яркого примера, обобщающего суждения.
Я читала легенду о Данко, страстно желающего помочь людям. Ради спасения людей он вырвал из своей груди пылающее сердце, осветив им дорогу. Толпа быстро забыла своего спасителя. Не повторяем ли и мы эту ошибку, стремясь стереть из памяти чувство благодарности?
Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтающем о том, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен. Человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы его роковой ошибки, стремясь к наживе. Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтобы сказка стала былью.
Слайд 5 3. Заключение может быть написано в форме
цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста.
Отношения между друзьями выразил Э.Асадов в своем стихотворении «Разговор с другом»:
И тут мелькнуло: а не так ли я
Хвалю порой того, кто не подлец?
Но сколько рядом истинных сердец?
И все ль друзья действительно друзья?
И действительно, эти строки заставляют задуматься, уверены ли мы на все 100% в своих друзьях.
«Солнце спрятано в каждом!» – писал известный писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть. В каждом есть солнце, но оно спрятано. А надо, чтобы его лучи радостно озаряли нашу землю светом любви и добра.
( Приведенные цитаты, стихотворения обязательно должны быть прокомментированы)
Слайд 6 4. В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика
к решаемой в тексте проблеме.
Я согласна с автором в том, что многие великие люди часто терпели невзгоды, томились в одиночестве в камере, были лишены сочувствия и поддержки, жестоко упрекались теми, кому искренне служили. Мне хочется привести имена таких выдающихся людей: М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак и многие другие.
Лаптев подал веру и вселил надежду в то, что когда-нибудь придет время и всем воздастся по заслугам.
Рассуждения В.Астафьева о музыке не оставили и меня равнодушным. Я согласен с автором в том, что современная музыка все больше становится похожей на «инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю». Мы должны сохранить ту прекрасную музыку, которую оставили нам Моцарт, Бах, Чайковский, и достойно продолжать путь в мир бесконечных звуков.
Слайд 7 5. Заключение может быть написано в форме спора
с воображаемым собеседником.
Не все, наверное, согласятся с позицией Лаптева, найдутся те, кто скажет: «Зачем вспоминать войну 1812 года?» Но ведь патриотические чувства должны быть развиты в каждом из нас. Мы должны знать свою историю, своих героев, гордиться своей Родиной – Россией.
Многие могут мне возразить, доказывая то, что каждый человек должен быть культурным, начитанным, понимать классическую музыку, тянуться к прекрасному. Я согласна. Должен! Но не всякому в силу сложившихся обстоятельств это удается. Всем текстом своей статьи Д.Гранин убеждает нас в том, что истинным героем для него является Ермаков – человек труда. Недаром он называет его одним из самых добросовестных работников. На таких, как Ермаков, держится Россия. Он, как мне кажется, чем-то напоминает русского богатыря, который не только хорошо выполнит свое дело, а, если надо, защитит Родину.
Слайд 8 6. В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступлении.
Текст М. Худякова о двух тринадцатилетних мальчиках не оставил меня равнодушной. Точно так же, как и автора, меня поразило поведение Серёжки Леонтьева. Как понять поведение друга? Как простить? Как общаться дальше? Доверять ли свои секреты другу? Мне не дают покоя эти вопросы.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое продолжение в детях и последующих поколениях, в гениальных звуках, которыми наполнен наш мир, в самых теплых и нежных словах, в искусстве, в науке, культуре. И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
Слайд 9
7. Заключение может быть выражено
в форме ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее».
Слайд 10 8. Заключение может содержать афоризм – краткое
выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку.
Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля – это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля – мать, чужая – мачеха».
Рассуждения С.Т.Аксакова о природе, ее очищающей, благотворной силе удивили меня своей тонкостью, способностью видеть писателем то, чего не могут и понять многие люди. Как говорил Цицерон: «Сила природы велика». А Лукреций, подтверждая эту мысль, сказал: «Всё совершенствует природа». Так давайте же совершенствоваться, очищаться, расти, жить в гармонии с природой.
В завершение хочется привести слова Г. Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». Ведь любовь к Родине начинается с любви к родному языку.
Слайд 11
Заключение может быть оформлено в виде этически корректного возражения автору исходного
текста.
Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество все-таки освободится от власти денег, от жажды наживы. Американцы свои леса, реки, озера считают своей высшей ценностью, японцы занимаются восстановлением своих биоресурсов, европейские государства законодательно вводят штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию. Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесенных в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё рано рисовать оптимистичные картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.