Слайд 2Тема:
«Тайны имён существительных»
Слайд 3Вступление
При изучении имён существительных возникают такие вопросы:
Имеются ли тайны
у имён существительных?
Любое ли существительное имеет род?
А две формы числа?
Все ли имена существительные можно разделить на одушевлённые и неодушевлённые?
На эти вопросы я постараюсь ответить в этой презентации.
Слайд 4Вопрос первый
Все ли имена существительные можно разделить на одушевлённые
и неодушевлённые?
Слайд 5Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные
служат наименованиями живых существ.
Неодушевлённые имена существительные служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемым к живым существам.
Всегда ли так бывает?
Слайд 6
Фонарь, стол, бумага, носки – это неодушевлённые имена существительные.
Слайд 8Человек, птица, рыба, юноша, девушка – это одушевлённые имена существительные.
Слайд 10Матрёшка, кукла (игрушка), валет, туз – это одушевлённые имена существительные или
нет?
Слайд 11 Исходя из правила (см. выше) эти существительные не являются
одушевлёнными. Но из энциклопедии по русскому языку мы знаем, что вопреки биологическим представлениям о живой и неживой природе, эти (и ещё многие другие слова) являются одушевлёнными.
Слайд 13Одушевлённые:
слова матрёшка, марионетка, мертвец, кукла, адресат;
названия некоторых карточных фигур (король, дама,
валет, туз, козырь);
названия шахматных фигур (слон, конь, ферзь, король);
сказочные персонажи (чудовище, страшилище);
существительные в переносном значении (тюфяк – «мягкотелый человек»).
Слайд 14Неодушевлённые:
слово персонаж;
названия микроорганизмов (микроб, бактерия);
собирательные существительные (народ, толпа, войско, стая).
Слайд 15
Вопрос второй
Любое ли существительное имеет род?
Слайд 16Все имена существительные распределяются по трём родам:
мужской род –
конь, мальчик, дом, папа, друг, воевода;
Слайд 17женский род – земля, мама, дочь, печь, парта;
Слайд 18средний род – окно, солнце, небо.
Здесь всё понятно.
Слайд 19 А как определить род таких слов: калека, коллега, сирота, сластёна,
плакса?
Это мужской или женский род?
За помощью обращаемся к энциклопедии.
Слайд 21 В русском языке есть существительные общего рода, которые могут
обозначать лицо мужского и женского пола.
Слайд 22
Мой коллега – это о мужчине (м.р.),
моя коллега – это о
женщине (ж.р.), она сирота – о девочке (ж.р.),
он сирота – о мальчике (м.р.),
большой сластёна – о мальчике (м.р.),
большая сластёна - о девочке (ж.р.) и т.д.
Слайд 23Вопрос третий
Все существительные имеют две формы числа?
Слайд 24 Имена существительные изменяются по числам. Ещё в первом классе мы
узнали об этом. Если предмет один, то это единственное число. Если два и более – множественное число (стол – ед. ч ., столы – мн. ч.)
Слайд 25 При определении числа некоторых существительных возникают трудности:
молоко,
ворота, ножницы и т. д.
Но для тех кто учится по УМК «Планета знаний», это не является секретом. В этот раз нам не нужна энциклопедия. Вы сами расскажете о таких существительных.
Слайд 27В русском языке есть существительные, имеющие только форму единственного числа: молоко,
студенчество,
бахрома, солнце, осень и т. д.
Слайд 29 только форму множественного числа:
ножницы, штаны, ворота, трусы, санки,
джинсы, шорты, клещи (инструмент) и т. д.
Слайд 31Четвёртый вопрос
Есть ли «секреты» у склонения существительных?
Слайд 32 В 3 классе мы узнали о том, что существительные
изменяются по падежам (склоняются). В русском языке три склонения.
Слайд 34 Оказывается есть такие существительные, которые не изменяются по падежам.
Падеж таких существительных выражается по согласованию с другими словами:
новое пальто, нового пальто, в новом пальто.
Слайд 35Несклоняемые существительные:
шоссе, пальто, кино, пианино, такси, кенгуру, меню, кофе, кашне и
т. д.
Слайд 36Заключение
Наш родной язык – один из самых
развитых и богатых языков мира. Надо хорошо знать русский язык, умело пользоваться его богатствами , беречь его. Но русский язык имеет «свои секреты», а поможет вам узнать эти секреты справочная литература: энциклопедии, словари и Интернет.
Мне в работе над презентацией помогла литература:
«Полная энциклопедия школьника» (Санкт-Петербург: «Весь», 2011 г.),
«Русский язык» (Москва: «Русское слово», 2010 г.)