Презентация, доклад по русскому языку для 10-11 классовСистема частей речи

Содержание

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию мультимедийный урок русского языка в 10 классе. Теоретический материал, яркие примеры и сводные таблицы помогут учащимся расширить и систематизировать знания учащихся о частях речи.Возможно применение элементов данного урока при изучении различных частей

Слайд 1Система частей речи
Урок русского языка в 10 классе


Система частей речиУрок русского языка в 10 классе

Слайд 2Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию мультимедийный урок русского языка в 10 классе.

Теоретический материал, яркие примеры и сводные таблицы помогут учащимся расширить и систематизировать знания учащихся о частях речи.
Возможно применение элементов данного урока при изучении различных частей речи в 5 – 8 классах.
Подобранный материал можно также использовать для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку.
Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию мультимедийный урок русского языка в 10 классе. Теоретический материал, яркие примеры и сводные

Слайд 3Цели:
-расширить знания учащихся о системе частей речи в русском языке;
-совершенствовать умение

строить монологическое высказывание на заданную тему;
-прививать учащимся эстетический вкус.

Оборудование: мультимедиапроектор, диск с записью урока
Цели:-расширить знания учащихся о системе частей речи в русском языке;-совершенствовать умение строить монологическое высказывание на заданную тему;-прививать

Слайд 4Ход урока:
Организация класса
Разминка (тест-экспресс)
Проверка домашнего задания:
выполнить словообразовательный разбор слов красногрудые, ярко-зеленые,

рериховские;
указать односоставные предложения из упр. 205, определить их вид и роль в тексте;
объяснить значение слов струги, валун, викинг, шлем, виденье.
Обобщение и систематизация изученного материала:
проблемный вопрос урока;
актуализация знаний учащихся о системе частей речи;
самостоятельные части речи
служебные части речи и междометие
работа над лингвистическим текстом упр.217;
морфологический разбор слов:
Осенью, в неласковый день, я набрел на заросшее старое болото.
5. Итог урока (решение проблемного вопроса).
Домашнее задание:
повторить материал о частях речи
упражнение 221
Ход урока:Организация классаРазминка (тест-экспресс)Проверка домашнего задания:выполнить словообразовательный разбор слов красногрудые, ярко-зеленые, рериховские;указать односоставные предложения из упр. 205,

Слайд 5Тест-экспресс
Выполните задания и запишите ответы столбиком:

Поставьте ударение в слове

мизерный.
Образуйте повелительное наклонение глагола проститься.
Определите склонение существительного всадник.
Обоих (обеих) сестер.
Определите количество звуков в слове вьется.

Тест-экспресс  Выполните задания и запишите ответы столбиком:Поставьте ударение в слове мизерный.Образуйте повелительное наклонение глагола проститься.Определите склонение

Слайд 6Проверьте правильность выполнения задания:
Мизерный
Простись (проститесь)
2 склонение
Обеих сестер
5 звуков

Проверьте правильность выполнения задания:МизерныйПростись (проститесь)2 склонениеОбеих сестер5 звуков

Слайд 7Проблемный вопрос:
В чем состоят закономерности классификации слов по частям речи?

Проблемный вопрос:В чем состоят закономерности классификации слов по частям речи?

Слайд 9Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Местоимение
Наречие
Сводные таблицы
Самостоятельные части речи
Назад на содержание.

Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголИмя числительноеМестоимениеНаречиеСводные таблицыСамостоятельные части речиНазад на содержание.

Слайд 10Служебные части речи. Междометие
Предлог
Союз
Частица
Сводные таблицы
Междометия и звукоподражательные слова

Назад на содержание.

Служебные части речи. МеждометиеПредлогСоюзЧастицаСводные таблицыМеждометия и звукоподражательные словаНазад на содержание.

Слайд 11Имя существительное
Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая:
а) обозначает предмет

в широком смысле слова и отвечает на вопрос
к т о? или ч т о?;
б) имеет грамматические признаки: род, число, склонение, падеж и др.;
в) изменяется по падежам и числам;
г) в предложении обычно является подлежащим, дополнением или обстоятельством.

Назад на список

Имя существительноеИмя существительное - самостоятельная часть речи, которая: а) обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает

Слайд 12Имя прилагательное
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета

и отвечает на вопросы какой? чей? (белый пароход; лисий хвост). Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым.
Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.
1. Есть прилагательные, которые обозначают к а ч е с т в о предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный - более сильный - очень сильный. Такие прилагательные называют к а ч е с т в е н н ы м и. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету (красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по в е с у (тяжёлая сумка), по запаху (душистая груша), по температуре (теплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т. п. Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и: т. д.).
Имя прилагательноеИмя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Слайд 132. Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают Признак

предмета по отношению к другому предмету. Например:
серебряный сосуд - сосуд из серебра, детские игрушки - игрушки для детей.
Такие прилагательные называются относительными. Относительное прилагательное может обозначать признак по отношению к материалу, из которого сделан предмет (меховое пальто - пальто из меха), к назначению предмета (спортивный костюм - костюм для спорта),
по отношению предмета ко времени (утренний поезд- ­поезд, который отправляется утром), к месту (московские улицы - улицы Москвы), к
количеству (пятиэтажный дом) и т. п.
3. Имеется в русском языке также группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета какому-либо лицу или животному (мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы). Такие прилагательные называются притяжательными.

Назад на список

Горячий (какой?)

2. Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают Признак    предмета по отношению к другому

Слайд 14Глагол
Глагол в русском языке может обозначать самые разнообразные явления: реальное действие

(готовить, решать), состояние (спать, веселиться), процесс речи и мысли (говорить, объяснять, думать, понимать), проявление и изменение признака (краснеть, темнеть, стареть), взаимоотношения людей (любить, ненавидеть), движение (шагать, лететь), различные звуковые явления (мычать, кукарекать) и т. д.
Таким образом, когда мы говорим, что глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, то «действие» следует понимать в широком смысле слова.
Г л а г о л - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
что сделать?

Назад на список

Снять, одеть.

Особые формы глагола


ГлаголГлагол в русском языке может обозначать самые разнообразные явления: реальное действие (готовить, решать), состояние (спать, веселиться), процесс

Слайд 15В русском языке, как и в других языках мира, есть немало

слов, значение
которых связано с понятием ч и с л а, с ч ё т а.
Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа? Сравним два слова: пятак и пять. Слово пятак обозначает конкретный предмет (то есть монета, на которой изображена цифра «пять,»), а слово пять обозначает, число (отвлечённое число), которое используется при счёте самых различных предметов, указывает на количество предметов.
Кроме этого, слова пятак и пять отвечают на разные вопросы (ч т о? - пятак, с к о л ь к о? – пять), имеют различные грамматические признаки: пятак - муж.род, 2-е скл., изменяется по числам и падежам; пять ­изменяется по падежам. Поэтому слово пятак – имя существительное, а пять - имя числительное.

Имя числительное

В русском языке, как и в других языках мира, есть немало слов, значение которых связано с понятием

Слайд 16И м я ч и с л и т е л

ь н о е - часть речи, которая обозначает отвлечённое число (5, 13), количество предметов (пять книг), их порядок при счёте (первый ученик) и отвечает на вопросы с к о л ь к о? к а к о й? к о т о р ы й?
Имена числительные делятся на количественные
(с к о л ь к о? - семь, двадцать) и порядковые (к а к о й? к о т о р ы й? - второй приз).
Количественные числительные изменяются по падежам: три тетради, трёх тетрадей, тремя тетрадями и т. д.
Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам: в третьей главе, на четвёртом месте, на шестом этаже, вторые места.
Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание числительного с существительным рассматривается как один член предложения: Два брата отдыхали в деревне.
Порядковые числительные обычно являются определением: Свернули после третьего поворота.

1,2 . . . 5 . . . 3056

5 (пятёрка)

Назад на список

И м я ч и с л и т е л ь н о е - часть

Слайд 17Местоимение
Местоимения ­ это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы,

вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
2. От именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, неконкретно(абстрактно), «беспредметно».
3. В речи, в тексте всегда представлено слово, указывающее на конкретное значение местоимения.
4. Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи, в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определённым лицом, предметом, признаком, количеством.

Назад на список

МестоимениеМестоимения ­ это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а

Слайд 18Наречие
1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (медленно

вращая) или признак другого признака (крайне холодный).
2. В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему?
3. Наречие чаще всего относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию (по-летнему тёплый день).
4. Наречие - неизменяемая часть речи: оно не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. Поэтому у наречия нет и не может быть окончания.
Неизменяемость - главный морфологический признак наречия.
Иногда наречие относится к имени существительному и в предложении является определением: В доме напротив двенадцать этажей. Это была встреча наедине.
Интересно, что большинство наречий-определений не имеют синонимичных прилагательных.

Назад на список

Во сколько?

Быстро (как?)

Наречие1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (медленно вращая) или признак другого признака (крайне

Слайд 19Назад на список

Назад на список

Слайд 20Назад на список

Назад на список

Слайд 21Назад на список

Назад на список

Слайд 22Назад на список

Назад на список

Слайд 23Назад на список

Назад на список

Слайд 24Назад на список

Назад на список

Слайд 25Назад на список

Назад на список

Слайд 26Предлог
Предлоги - это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между

словами в словосочетании и предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги быват производные и непроизводные.
Непроизводные предлоги образуют небольшую группу: без, от, для, а, в, до и т. д.
Производных предлогов гораздо больше. Они образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные:
1.От наречий и употребляются обычно с родительным падежом (вблизи кого? чего? вглубь чего? вдоль ч е г о? и т.п.)
2. От существительных и употребляются обычно с родительным падежом (посредством чего? путём чего? в роли чего? в зависимости от чего? и т. д.);
3. От деепричастий (благодаря кому? ч е м у? не смотря на кого? что? и т.д.)

Назад на список

ПредлогПредлоги - это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.	Предлоги не

Слайд 27Союз
Союзы - это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены

предложения или части сложного предложения.
Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.
По значению и употреблению в речи союзы делятся
на две группы: сочинительные и подчинительные.
1. Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни ... ни, то... то и др.) соединяют:
а) однородные члены:
Снова торжественно и мудро шумит надо мной
старинный хвойный бор. (В. Белов.)
б) части сложносочинённого предложения:
Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.)
2. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, будто, как будто. если и др.) соединяют части сложноподчинённого предложения:
Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля. (А. Гайдар.)

Назад на список

СоюзСоюзы - это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.Как и

Слайд 28Частица
Частицы - служебные слова, которые служат:
1) Для образования наклонений глагола:
Да здравствует

солнце, да скроется тьма. (А. Пушкин.) - образует форму повелительного наклонения глагола.
То же слово, да не так бы, молвил. (Пословица.)­ образует форму сослагательного наклонения;
2) Для выражения различных оттенков значения в предложении:
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (А. Пушкин.) - усилительное значение.
Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов.) - восклицательное значение (выражает восторг).

Как и все служебные слова, частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Назад на список

ЧастицаЧастицы - служебные слова, которые служат:1) Для образования наклонений глагола:Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А. Пушкин.)

Слайд 29Назад на список

Назад на список

Слайд 30Междометия и звукоподражательные слова
Междометия - это неизменяемые слова, которые не относятся

ни к знаменательным, ни к служебным частям речи.
Междометия выражают: различные чувства, не называя их (испуг, радость, гнев, удивление и др.): ай! ах! батюшки! ой! увы! боже мой!; побуждения к действию: брысь! цып-цып и т. п.
В предложении междометия чаще всего выделяются запятыми. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (в начале, в середине и в конце предложения). Например: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин.)
Но, увы! комендант ничего не мог сказать мне решительно. (М. Лермонтов.)

Мяу! Мяу! Мяу!



Таблицы

Междометия  и звукоподражательные словаМеждометия - это неизменяемые слова, которые не относятся ни к знаменательным, ни к

Слайд 31Междометия используются для выражения чувств и эмоций (страх, радость, сомнение, удивление,

восторг, грусть, тревога и др.)
ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи,
команды, приказа
на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс,
речевого этикета (приветствие, прощание, пожелание, благодарность, просьба и др.)
здравствуй(те), до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего
Многие учёные в специальную группу слов выделяют звукоподражательные слова, которые, как и междометия, не являются ни знаменательными, ни служебными словами.
Звукоподражательные слова - это неизменяемые слова, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами: гав-гав, кря-кря, ха-ха-ха, апчхи, топ-топ, кукареку

гав-гав!

МУ?


Назад на содержание.

Междометия используются для выражения чувств и эмоций (страх, радость, сомнение, удивление, восторг, грусть, тревога и др.)

Слайд 32Решение проблемы
Мы выяснили, что в основе классификации слов по

частям речи лежит:
общее, характерное именно для определенной группы слов значение;
характерные морфологические признаки ;
синтаксическая роль в предложении;
функция в предложении (для служебных частей речи).
Решение проблемы  Мы выяснили, что в основе классификации слов по частям речи лежит:общее, характерное именно для

Слайд 33
Ресурсы:

При составлении презентации
использовались материалы:

М.М.Разумовская, П.А.Лекант «Русский язык»
5 – 8 кл, М,

«Дрофа»

В.Н.Александров «ЕГЭ Русский язык. Справочные материалы»

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», М, «Вербум -М», 2004г

Мультимедиа коллекции Microsoft
Личные файлы

При составлении презентации использовались следующие программы:

Профессиональный выпуск Microsoft Office 2003
Демоверсия Mr. Captor
Paint
WordPad
HP Scan jet
Adobe Photoshop CS




Спасибо за внимание!
Ресурсы:При составлении презентациииспользовались материалы:М.М.Разумовская, П.А.Лекант «Русский язык»5 – 8 кл, М, «Дрофа»В.Н.Александров «ЕГЭ Русский язык. Справочные материалы»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть