Слайд 1Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у
каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Окажите такую услугу,
Улыбнитесь, пожалуйста, мне.
Приятного вам учебного дня!
Слайд 2Сложноподчинённое предложение
(обобщение и систематизация изученного)
Слайд 3Повторим:
Какие типы сложных предложений знаете?
Как определить, что это сложное предложение?
Как определить тип сложного предложения?
Слайд 4
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
1. Чем отличается СПП от других видов СП;
2. Подчинительные союзы и союзные слова;
3. Виды СПП.
1. Распознавать СПП и их виды;
2. Ставить знаки препинания;
3. Изображать графически СПП.
Слайд 5Укажите сложноподчинённое предложение
1. О матерях можно рассказывать бесконечно.
2. Мама первая заглянула
в наши глаза, она первая услышала наш голос.
3. В её чутком сердцё никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.
4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
Слайд 6Расставьте запятые
1. Когда я стараюсь вспомнить матушку
такою какою она была в это время мне представляются только её карие глаза.
2. Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила шибко обо мне
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Слайд 10
Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно
стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение
Слайд 11Составьте предложения по схемам
[Я знаю…], (как… ), (как… ).
(Чтобы... ),
[ ], (как… ).
[Я уверен в том], ( что… ), (потому что …).
Слайд 12Проверим!
1.(Когда я стараюсь вспомнить матушку такою), (какою
она была в это время),[ мне представляются только её карие глаза].
2.[Пишут мне], (что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне),
(Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне).
С.Есенин «Письмо к матери»
Слайд 13[Я знаю], (как вам хочется успешно закончить этот учебный год), (как
не терпится встретиться с летом).
(Чтобы вы были всегда уверены в своих силах),[сегодня мы должны закрепить знания о том], (как правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными).
[Я уверена в том], ( что эти знания вам пригодятся),(потому что вижу всех вас в будущем образованными и успешными).
Слайд 14
Я знаю], (как вам хочется успешно закончить этот учебный год), (как
не терпится встретиться с летом).
(Чтобы вы были всегда уверены в своих силах),[сегодня мы должны закрепить знания о том], (как правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными).
[Я уверена в том], ( что эти знания вам пригодятся),(потому что вижу всех вас в будущем образованными и успешными).
Слайд 15
Послушайте письмо писателя Л.Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери. Этот документ
– свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия:
«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».
Слайд 16
«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, (что это шутки), а я
серьёзнейшим образом говорю, (что очень люблю твои письма) и (что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…)
Всегда я знаю и чувствую, (что никто так не поймёт меня), (как ты). (Если я огорчаю тебя), то знай, (что сам я от этого мучаюсь и стыжусь). Просто я недостаточно хороший человек, (чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро), и я это сознаю».
Слайд 17
Итог урока:
■ Чему вы научились на уроке?
■ Какие задания понравились?
■ Над
чем заставил задуматься?
■ На какие размышления навёл?
Оценки за урок.
Слайд 18Составьте предложения (устно)
Начало предложений:
При солнце тепло,… Птица радуется
весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей…
Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.
Слайд 19Задания группам
1 группа
Составьте опорную схему по теоретическому материалу
2 и 3
группы
Дайте
характеристику сложноподчинённому
предложению по контрольным вопросам