Презентация, доклад по рус. яз. _9кл. на тему Понятие о СПП

Цели урока:дать общее представление о сложноподчинённом предложении;сформировать понятие о главном и придаточном предложении;раскрыть особенности структуры сложноподчинённых предложений;совершенствовать пунктуационные навыки.2

Слайд 1
Двадцать первое ноября.
Понятие о сложноподчиненном предложении

Двадцать первое ноября.Понятие о сложноподчиненном предложении

Слайд 2Цели урока:
дать общее представление о сложноподчинённом предложении;
сформировать понятие о главном и

придаточном предложении;
раскрыть особенности структуры сложноподчинённых предложений;
совершенствовать пунктуационные навыки.

2

Цели урока:дать общее представление о сложноподчинённом предложении;сформировать понятие о главном и придаточном предложении;раскрыть особенности структуры сложноподчинённых предложений;совершенствовать

Слайд 3С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во

мне зародилась мысль непременно навестить его.   
Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Свернули мы, наконец, с дороги в сторону, мчались среди леса по гористому проселку – все мне казалось не довольно скоро! 
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!
Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок... (По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)

С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его.   Проведя

Слайд 6Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места. (Ю.

Казаков.).
- Какой союз служит средством связи простых предложений? Как называется предложение с такими союзами?
- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз?
[…], (когда…). Вывод: Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части


Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места. (Ю. Казаков.).- Какой союз служит средством связи

Слайд 7Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.
Когда мы дошли до

места, солнце еще согревало верхушки сосен.
(Когда …), […]. - Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.
Солнце, когда мы дошли до места, еще согревало верхушки сосен.
[…, (когда…), …].
- Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное?

Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

Для чего служит запятая в СПП?

Вывод: Знаки препинания в СП-выделительные

Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.Когда мы дошли до места, солнце еще согревало верхушки сосен.(Когда

Слайд 8Проанализируйте ещё одно предложение:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных

очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)
- Какое это предложение? - Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их. - Выделим средства связи. Схема


Вывод: Наличие нескольких придаточных в СПП.

Проанализируйте ещё одно предложение:Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в

Слайд 9Сделаем выводы о признаках СПП:
Наличие двух или более грамматических основ в

СПП(состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).
Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.
Знаки препинания в СПП – выделительные.

Сделаем выводы о признаках СПП:Наличие двух или более грамматических основ в СПП(состоит из одной независимой части (главное

Слайд 10Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните к нему задания. (1)

Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши... (5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный  помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
- Какова идея данного текста? - Назовите СПП. - Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ... , ( где ... ), ... ]. - Изобразите схему предложения №4. - В каком предложении два придаточных?
Работа с текстом.Прочитайте текст и выполните к нему задания.   	(1) Всё самое важное и интересное,

Слайд 11Графический диктант. 1) [ ], (что ).
2)

(Когда ), [ ].
3) (Если ), [ ].
4) [ , (где ), ].

Цифровой диктант. . 1- ПП, 2-ССП, 3-СПП


Ключ:3,2, 1,3.

Графический диктант.   1)  [  ], (что ). 			2) (Когда ), [  ].

Слайд 12ПОДГОТОВКА К ОГЭ
Задание 12. В приведённом(ых) ниже предложении(ях) пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения: 1. Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек, (1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть, (2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры, (3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки, (4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо, (5) что бабочки, (6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение!
2. Каждый, (1) кто любит Театр, (2 )знает,(3) что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,(4 ) что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр — это волшебство, (5) удивительный мир, (6) наполненный мечтами, (7 ) где Добро борется со Злом…
3. Загрязнение — это нежелательное изменение физических, (1) химических или биологических характеристик нашего воздуха, (2) земли и воды, (3) которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека,(4) растений и животных. Загрязнители — это остатки всего того, (5) что мы производим, (6) используем и выбрасываем. Загрязнение увеличивается не только оттого, (7) что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство…
ПОДГОТОВКА К ОГЭЗадание 12. В приведённом(ых) ниже предложении(ях) пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого

Слайд 134. Пока спорили и гадали, (1) появился новый сюрприз. Холст сам

собой разгладился, (2) и от морщин не осталось никакого следа. На следующий день повторилось то же самое, (3) что взволновало сотрудников музея. В 11 часов утра перед посетителями раскрылись двери выставки, (4) в 13 часов картина собралась в складки, (5) в 20 часов вот складок не осталось и следа. На третий же день это прекрасно произведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так волноваться, (6) потому что причины необычного поведения картины были разгаданы и были приняты соответствующие меры. 5. Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог, (1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые, (2) клещи, (3) грызуны, (4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Большая синица, (5) например, (6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых, (7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, (8) что сберегает полторы тонны зерна.
4. Пока спорили и гадали, (1) появился новый сюрприз. Холст сам собой разгладился, (2) и от морщин

Слайд 14ПРОВЕРЬ!
1, 2, 4, 5)
1, 2, 3, 4, 7
3,5,7
3,6
1,4,8

ПРОВЕРЬ!1, 2, 4, 5)1, 2, 3, 4, 73,5,73,61,4,8

Слайд 16Закончим урок на весёлой ноте. Выберите фразеологизм, который характеризует вашу  работу

сегодня: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Домашнее задание.П.18, упр. 83 или карточка(на выбор)

Закончим урок на весёлой ноте. Выберите фразеологизм, который характеризует вашу  работу сегодня: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать

Слайд 17СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО  ЗА УРОК!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть