Слайд 1РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»
...Зло войны и благо мира до такой степени
известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».
Л. Н. Толстой
Слайд 2 Все страсти, все моменты человеческой
жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой книге!
Н.Страхов
Слайд 31863-1869 г.г.
В каждый день труда оставляешь
в чернильнице кусочек себя.
Л.Толстой
Слайд 4«Война и мир» (1805 – 1820)
I том 1805
II том
1806 – 1811
III том 1812
IV том 1812 – 1813
Эпилог 1820
Слайд 5Путь к роману «Война и мир»
В 1853 г. началась Крымская война.
Толстой попал служить в крымскую крепость Севастополь. Он командовал батареей на 4-м бастионе, за храбрость был награжден орденом Св. Анны IV степени. Ужасы войны Толстой показал цикле «Севастопольские рассказы».
Защита Отечества пробудила и объединила разные группы и классы русских людей, помогла им преодолеть сословную ограниченность и взаимное недоверие, ощутить себя единым народом.
Слайд 6 Историческая основа романа
Первый – второй тома
Русско-австро-французская
война 1805 года
Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.
Третий – четвёртый тома
Отечественная война 1812 года
Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск Наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.
Основные события 1812 года:
12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка Наполеона разгромить основные силы русских войск;
8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
28 августа – Бородинское сражение;
1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
2-6 сентября – пожар Москвы;
Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
14-16 ноября – сражение при Березине;
Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
Слайд 7Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869)- эпоха в жизни России и истории
русской классической литературы. Вместе с тем эти трудовые 7 лет – целая эпоха и в жизни автора книги. Это был огромный труд, т. к. действие романа охватывает более 15 лет, в книге около 600 персонажей, некоторые сцены переписывались по 15-20 раз. Жена писателя Софья Андреевна несколько раз собственноручно переписала текст книги.
Роман-эпопея- крупная, монументальная форма эпической лит-ры, отражающая исторический процесс в его всеобщности, панорамности изображения событий и человеческих судеб. Это произведение большого объема, отличающееся многогеройностью и обилием сюжетных линий.
Слайд 8Проблематика произведения
«Мысль народная». Трагические ошибки, большая кровь сплачивает русский мир, меняет
человека, открывает глаза на заблуждения, наивный эгоизм, отделяет истинные ценности от мнимых. Герои становятся единой семьей, частью русского социума.
«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве» . Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина» . В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.
Проблема поиска счастья главными героями. Внутренний мир человека, исследование души — вот одна из философских проблем, волнующих Толстого.
Проблема народа как движущей силы истории.
Проблема личности в истории, истинного и ложного величия.
Осуждение войны и всякого разъединения людей.
Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.
Проблема истинного и ложного героизма и патриотизма.
Осуждение искусственной жизни аристократов.
Слайд 9Смысл заглавия
«Война и мир»
Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми.
Спокойствие, тишина.
Человеческое общество, община (мiръ)
Вселенная
Вооружённая борьба между государствами или народами.
Борьба, враждебные отношения
Слайд 10Эпоха в романе
1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе
с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)
2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)
3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)
Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)
Слайд 11«Война́ и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, киноэпопея в четырёх
частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Автор сценария и режиссер- Сергей Бондарчук.
Слайд 12 «Салон Анны Павловны Шерер»
Хозяйка салона – Анна Павловна Шерер. Смысл
её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой. Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной. Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением».
Слайд 13 Бондарчук в роли Пьера Безухова. Сражение на
Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье.
Слайд 14Л.Н.ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»
Пути исканий смысла жизни Пьером и князем Андреем
Для
того, чтобы постичь смысл жизни, необходимо пройти через множество разочарований, кризисов, потерь и обретений
ПЬЕР
Слайд 15Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского.
Родив сына Николеньку, умирает жена Лиза.
Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа — роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе.
Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. Среди прочих тяжелораненных, Болконский видит и Анатоля, у которого оторвана нога... При переезде смертельно раненый случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых (см. дом Болконского). Несмотря на временное улучшение, князь Андрей умирает на руках у Ростовых.
Слайд 17Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать
ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие – приближенные к истинным - идеалы.
Болконского и Безухова объединяет самое главное качество – их стремление к развитию, неустанный поиски смысла жизни, желание постичь мир и его законы. У обоих героев этот сложный путь усеян разочарованиями и кризисами, за которыми, однако, следует возрождение и новый виток развития.
Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Андрею Болконскому, и к Пьеру Безухову. Духовное развитие персонажей Толстого - сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую духовную высоту.
Слайд 18Наташа Ростова
Отношения князя Андрея и Наташи слишком
возвышенные и непростые. Этот гордый, замкнутый, умный мужчина любит восторженную, полную жизни девочку как бы свысока и с некоторым удивлением перед ее неожиданными порывами и поступками.
Слайд 19В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она
любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия.
В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”
Слайд 20Анатоль Курагин
Анатоль привык прожигать жизнь легко, не задумываясь. Всему Петербургу были
известны вечера «золотой молодежи» с кутежами, вином, медведями, в которых Анатоль не мог не принять участие Под чудовищное влияние Анатоля попала и Наташа Ростова в один из переломных моментов своей жизни. Растерянностью, неопытность героини с легкостью воспользовался Анатоль. Их встреча произошла в театральной ложе, во время исполнения оперы. Толстой всячески подчеркивает искусственность, пошлость атмосферы представления на сцене и в жизни героев. Когда-то за неосторожную связь на границе один польский помещик заставил его жениться на своей дочери. Впрочем, скоро Анатоль оставил свою жену и ребенка, снова вернувшись к привычному образу жизни. Он не сводил своих наглых глаз с Наташи так долго, что бедная девушка уже не чувствовала границы стыдливости между ними.
Слайд 21Элен Безухова
Толстой подчеркивает отсутствие мимики на
лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы – там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной . Элен — светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.
Слайд 22Чохонелидзе в роли Багратиона
Мощь и духовную красоту русского народа показывают также
многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.
Слайд 23Мнимое величие Наполеона с особенной силой обличается в сцене, изображающей его
на Поклонной горе, откуда он любовался дивной панорамой Москвы. «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…». Долго, но напрасно ждал Наполеон появления депутации московских «бояр» с ключами от величественного города, раскинувшегося перед его глазами. Жестокий и вероломный завоеватель оказался в жалком и смешном положении…
Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий. Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье
Слайд 25Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется
безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю. Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе — символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен.
Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина. Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова, который самовольно присоединился к отряду Денисова и был «самым полезным человеком в отряде». Платон Каратаев – обобщенный образ русского крестьянина. В романе он появляется на тех страницах, где изображено пребывание Пьера в плену. Встреча с Каратаевым много что изменяет в отношении Пьера к жизни. Глубокая народная мудрость будто сконцентрирована в образе Платона. Это мудрость спокойная, здравомыслящая, без ухищрений и жестокости. От нее Пьер изменяется, начинает по-новому ощущать жизнь, обновляется душой.
Слайд 26«Война и мир» - русская национальная эпопея. «Без ложной скромности, это
– как «Илиада», - говорил Лев Толстой писателю М.Горькому. Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» отразился национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решались его историческая судьба. Герои Толстого по-разному понимают патриотизм. Кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона; при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов».
Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются без прикрытия. Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу.