Слайд 1
ГАВРИКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КГАПОУ «Многофункциональный центр профессиональных
квалификаций в области сервиса и гостеприимства»
Слайд 2"Урок — это часть жизнедеятельности ученика и учителя, система, раскрывающая личности
учителя и учащихся и формирующая школьника как субъекта учебной деятельности. Новый урок утверждает учащегося главной, творческой и мыслящей фигурой на уроке".
Слайд 3Методическая тема
«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе анализа связного текста на
уроках русского языка»
Слайд 4Требования образовательных стандартов нового поколения
определяют формирование коммуникативной компетенции следующим
образом: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Слайд 5 Обучение русскому языку предполагает:
Формирование у учащихся следующих компетенций:
языковой (правописной)
лингвистической (более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры; обеспечение развития логического мышления, памяти, самоанализа)
коммуникативной ( умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности)
Слайд 6Компетенция
Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых
по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Слайд 7Компетентность
Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней
и предмету деятельности.
Слайд 8Коммуникативная компетенция
Определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который
складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию.
Слайд 9Коммуникативная компетенция
Способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения,
адекватного целям, сферам, ситуациям общения
Знание основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте
Умение анализировать текст
Слайд 10Задачи формирования коммуникативной компетенции:
Формирование функциональной грамотности учащихся
Формирование продуктивных навыков и
умений в различных видах устной и письменной речи
Формирование общелингвистической компетентности для успешного овладения другими предметами
Слайд 11Шаги по формированию коммуникативной компетенции:
Изучение возможностей обучающихся
Подбор соответствующих методик
Самодиагностика учащихся,
результаты анкетирования, результаты наблюдений педагогов, работающих в данной группе
Слайд 12Формирование коммуникативной компетенции - это
Умение анализировать содержание и форму исходного
текста
Умение выражать личностную позицию
Умение последовательно излагать собственные мысли
Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка
Орфографические и пунктуационные умения
Владение нормами современного литературного языка.
Слайд 13Три составляющих коммуникативной компетенции
предметно-информационная
деятельностно - коммуникативная
личностно-ориентационной
Слайд 14Деятельностный подход
Основа формирования коммуникативной компетенции
Обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.
Слайд 15Коммуникативное обучение
Такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся
и учителем основаны на сотрудничестве.
Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукта речевой деятельности
Слайд 16
Виды анализа текста:
лингвистический
лингвостилистический
филологический
лингвоэстетический
комплексный (целостный)
Слайд 17 Основные виды работы с текстом:
1. Анализ готового текста
Наблюдения по специально
подготовленным вопросам и заданиям
Выделение ( опознание ) и характеристика (разбор) нужных элементов
Сравнение сопоставимых явлений языка
Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нём языковых средств и задачи содержания высказывания
Слайд 18 Основные виды работы с текстом:
2. Преобразование данного текста
Языковой
эксперимент
Синонимические замены
Построение различных единиц языка (по опорным элементам и предложенным моделям , схемам)
Распространение исходного текста
Сжатие текста
Редактирование
Слайд 19 Основные виды работы с текстом:
3. Создание высказывания (или его частей)
Выбор языковых средств или типа речи в соответствии с данной темой или ситуацией высказывания
Конструирование высказываний с учётом предложенной речевой ситуации
Подготовка планов и рабочих материалов к сочинению на данную тему (в определённом или избранном стиле речи)
Создание фрагментов сочинения
Сочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему в определённом стиле речи
Слайд 20Основные виды работы с текстом:
4.Подготовка к созданию вторичных текстов (текст,
созданный на основе текста-оригинала (авторского текста)
Выразительное чтение
Выделение опорных слов и словосочетаний
Деление текста на относительно самостоятельные (законченные) в смысловом отношении отрезки
Составление плана
Определение микротемы и основной мысли каждой части
Подготовка тезисов
Составление на этой основе собственного высказывания
Слайд 21Основные виды работы с текстом:
5.Составление вторичного текста
аннотации
конспекты
рефераты
изложения
сочинения
Слайд 22Показатели недостаточной сформированности коммуникативной компетенции обучающихся:
Пересказ вместо четко сформулированной темы
и идеи текста
Неумение верно оформлять собственное письменное высказывание
Бедность лексико-грамматического строя речи
Отсутствие умения аргументированно выражать личностную позицию
Бедность образных средств речи
Наличие общеязыковых штампов, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему, узость кругозора
Слайд 23Перспективы работы над методической темой (с учетом требований образовательных стандартов нового
поколения)
Возможные направления формирования коммуникативной компетенции обучающихся на основе анализа связного текста на уроках русского языка
Реализация межпредметных связей (литература, предметы общепрофессиональных и специальных дисциплин по профессиям «Повар, кондитер», «Официант, бармен»
Развитие умения ориентироваться в различных речевых ситуациях
Обучение умению выстраивать диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах