Презентация, доклад на тему Сочинительные и подчинительные союзы

Содержание

Цель урока:знакомство с  типами союзов;формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Слайд 1Сочинительные и
подчинительные союзы

Сочинительные и подчинительные союзы

Слайд 2Цель урока:
знакомство с  типами союзов;
формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы,

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Цель урока:знакомство с  типами союзов;формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;выработка навыка постановки

Слайд 3Закончите фразы:
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и


К служебным частям речи относятся …

Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …
Союзы бывают …

служебные.

предлоги, союзы, частицы.

союз.

простыми и составными.

Закончите фразы: Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … К служебным частям речи относятся

Слайд 4 «Союзы не иное суть как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны

они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают…
И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и предложение важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».

Михаил Васильевич
Ломоносов

«Союзы не иное суть как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части

Слайд 5Сравните предложения:
Небо потемнело, и пошел снег.

Я воротился домой, но не в

душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпанным снежными хлопьями.

Небо потемнело, потому что пошел снег.
Сравните предложения:Небо потемнело, и пошел снег.Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и

Слайд 6Союзы
сочинительные
подчинительные

Союзысочинительныеподчинительные

Слайд 7и, а, но, да, зато, однако, то - то, не то

- не то, или, либо, тоже, также.

Сочинительные союзы:

и, а, но, да, зато, однако, то - то, не то - не то, или, либо, тоже,

Слайд 8что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где,

когда, затем, пока, если, если бы, коль (коли), поэтому, так как, как, словно, точно, будто.

Подчинительные союзы:

что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока, если, если бы,

Слайд 9Роль сочинительных союзов:
Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного

(сложносочиненного) предложения .

Связывают однородные члены предложения
Роль сочинительных союзов:Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного) предложения . Связывают однородные члены

Слайд 10Роль подчинительных союзов:
Связывают простые предложения в составе сложного (сложноподчиненного) предложения. В

таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Роль подчинительных союзов:	Связывают простые предложения в составе сложного (сложноподчиненного) предложения. В таком сложном предложении одно подчинено по

Слайд 11Запишите предложения:
Небо заволокли тучи, и забарабанил по крышам быстрый холодный дождь.
[

] , и [ ].

Едва небо заволокло тучами, забарабанил по крышам быстрый холодный дождь.
(Едва … ) , [ ].
Запишите предложения:Небо заволокли тучи, и забарабанил по крышам быстрый холодный дождь.	[  ] , и [

Слайд 12Употребление союзов
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
ССП
О и О
СПП

Употребление союзовСочинительные союзыПодчинительные союзыССПО и ОСПП

Слайд 13Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; укажите типы союзов.
По горизонту весь день

слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов.
Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.
Река сверкала то голубым то зеленым светом.
Накануне выглянуло солнце но дороги еще не совсем просохли.
Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору с которой было видно всю окрестность.
Слуга вышел и объявил что лошади готовы.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; укажите типы союзов.По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в

Слайд 141.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2.Веет теплый ветер, и

легкий пар клубится у реки.
3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
4. Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
5. На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело.

1. По улицам бродили только куры, да изредка выла собака.
2. Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
3. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
4. Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман.
5. Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

1 вариант

2 вариант

1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.2.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.3.Все время

Слайд 15Проверка:
1. (Когда), [ ].
2. [ ], и [

].
3. [ ], а [ ].
4. [ ], ( что).
5. [ ( куда) ].

1. [ ], да [ ].
2. [ ], ( что).
3. [ ], ( где).
4. [ ], и [ ].
5. [ ( у которого) ].

1 вариант

2 вариант

Проверка:1. (Когда), [  ].2. [  ], и [  ].3. [  ], а [

Слайд 16Из данных предложений составьте СПП.
Дома оставались только бабушка и внучка. Все

уходили на работу.
В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Составьте схему СПП.
Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь.
Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом.

Замените придаточные предложения деепричастными и причастными оборотами.
Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу.
Луна, которая вышла из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.

Из данных предложений составьте СПП.Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу. В полях уже

Слайд 17Проверьте себя!
Дома оставались только бабушка и внучка, потому что все

уходили на работу.
В полях уже потемнело, когда мы подошли к деревне)
Большое дерево, которое лежало на земле, загородило путь.
(Когда отряд прошел через невысокий горный хребет, он попал в долину, которая поросла густым лесом.
Заблудившись в лесу, мы возвратились домой поздно.
Луна, вышедшая из-за облаков, осветила бледным светом окрестность.
Проверьте себя! Дома оставались только бабушка и внучка, потому что все уходили на работу.В полях уже потемнело,

Слайд 18Вставьте союзы
1. Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная

погода. (почему?)
2. Мы отправились в поход рано утром, …
до вечера добраться до нужного пункта. (с какой целью?)
3. Мы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (когда?)
4. Мы бы отправились в поход рано утром, …
была солнечная погода. (при каком условии?)

потому что

чтобы

когда

если бы

Вставьте союзы1. Мы отправились в поход рано утром, … была солнечная погода. (почему?)2. Мы отправились в поход

Слайд 19Постройте схемы данных предложений, пронумеровав их, расставив знаки препинания.
Умолк в тумане

золотистом кудрявый сад и птичьим свистом он до зари не зазвучит.
С самого утра шел сильный дождь но к полудню небо прояснилось и мы могли продолжить свой путь.
Недалеко от домика где жил писатель рос огромный тополь.
Я вернусь когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад.
А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.
Постройте схемы данных предложений, пронумеровав их, расставив знаки препинания.Умолк в тумане золотистом кудрявый сад и птичьим свистом

Слайд 20Проверьте себя!
  , и   .


  , но   , и   .
… ,  где… ,  .
  , когда… .
 = и =  .
Проверьте себя!    , и    .     , но

Слайд 21 Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За

несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Ничто не вызывало его искреннего любопытства. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной мысли, а все время кого-нибудь цитировал. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания!
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 	Потом

Слайд 22Домашнее задание:
параграф 60;

№ 363.

Домашнее задание: параграф 60; № 363.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть