Презентация, доклад ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЕРМОНТОВА (9 КЛАСС)

Содержание

Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека.И. АндронниковХудожник П.Е. Заболотский.

Слайд 1«Нет, я не Байрон, я другой…»
( Жизнь и творчество Михаила Юрьевича


Лермонтова)

1814 - 1841

Художник
П.Е. Заболотский. 1837 г.

«Нет, я не Байрон, я другой…»( Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова)1814 - 1841Художник П.Е. Заболотский. 1837

Слайд 2Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался

в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека.
И. Андронников

Художник
П.Е. Заболотский. 1837 г.

Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики

Слайд 3Семья
Лермонтов Ю.П. , отец поэта. Портрет работы неизвестного
художника. 1810-е

гг.

Лермонтова М.М., мать поэта. Портрет работы неизвестного художника. 1810-е гг.

"... Ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Бoгy! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце ..."
Из завещания Ю. П. Лермонтова

Семья Лермонтов Ю.П. , отец поэта.  Портрет работы неизвестного художника. 1810-е гг.Лермонтова М.М., мать поэта.

Слайд 4Жизненный путь его начался в Москве в ночь со 2 на

3 октября 1814 года. Проведя в Москве зиму, родители поэта - Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы - выехали в село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Там был большой барский дом, окруженный парком, пруд на перегороженной плотине речке Милорайке, к селу близко подступали обширные поля. Невдалеке шумели рощи… Имение принадлежало матери Марии Михайловны - Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной.
Жизненный путь его начался в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Проведя в

Слайд 5Арсеньева Е.А., бабушка поэта. Портрет работы неизвестного художника. Начало XIX века
После ранней

смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца.
С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы, но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно.
Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ.

Арсеньева Е.А., бабушка поэта.  Портрет работы неизвестного художника. Начало XIX векаПосле ранней смерти матери Лермонтова его

Слайд 6Детские годы
Детские годы Лермонтова прошли в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны

Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской губернии.
 

М.Ю. Лермонтов
в возрасте 6-8 лет

Тарханы

Детские годыДетские годы Лермонтова прошли в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской губернии.

Слайд 7Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета

Алексеевна велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где ,по ее мнению, должно быть счастье.
Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета Алексеевна велела сжечь дом, а на

Слайд 8В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было несколько

комнат, бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться физически.
В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было несколько комнат, бабушка делала все, чтобы он

Слайд 10Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила

мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор,

Слайд 11Московский университетский благородный пансион
В 1827 семья переехала в Москву, а в

1828 Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона. Это было среднее учебное заведение для детей дворянства, известное своими культурными традициями; их поддерживали такие преподаватели, как С.Е. Раич,
Д.Н. Дубенский, А.Ф. Мерзляков.

Они, несомненно, повлияли на развитие литературных интересов и способностей юного Лермонтова. Именно в пансионе он, по собственному признанию, в 1828 "начал марать стихи". Лермонтов участвовал в рукописных журналах, которые выпускали воспитанники; в 1830 в журнале "Атеней" было напечатано его стихотворение "Весна". Тогда же были написаны первые ученические поэмы Лермонтова, хранящие следы прямого подражания А.С. Пушкину ("Черкесы", "Кавказский пленник"), и сделан первый набросок "Демона".

Московский университетский благородный пансионВ 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется в 4-й класс

Слайд 12Московский университет
Осенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета,

который был в те годы одним из центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда. Одновременно с поэтом в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.П. Огарёв.
Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть Лермонтову годы, проведенные в Московском университете.

Во время обучения в Московском университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка, 2. Сейчас здесь находится его Музей.

Московский университетОсенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета, который был в те годы одним

Слайд 13Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в

школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где провёл, по его словам, "два страшных года". В школе господствовала военная муштра, запрещалось чтение художественной литературы. Но и в этих условиях Лермонтов урывками и тайком продолжал свои литературные занятия, работал над романом "Вадим" из эпохи пугачёвского восстания. Окончив школу, Лермонтов получил офицерский чин и был определён в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.

Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского
Полка. 1837 г.

В 1835 в журнале "Библиотека для чтения" появилась (без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек". Вслед за тем Лермонтов создал поэму "Боярин Орша", драму "Маскарад", которую он безуспешно пытался провести через цензуру и поставить на сцене, роман "Княгиня Лиговская".

Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров,

Слайд 14«Смерть Поэта»
Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели

А. С. Пушкина. Потрясённый смертью великого народного поэта, Лермонтов написал стихи, в которых выразил чувства всех передовых людей того времени. По словам современника, "навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление". «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» (И. И. Панаев). Молодой поэт с суровой прямотой обличал придворную знать и самого царя как подлинных виновников только что разыгравшейся трагедии. Как только эти смелые стихи стали известны во дворце, Лермонтов был немедленно арестован. Во время допросов он не отрицал авторства и писал по поводу своих стихов: "Отрекаться от них... я не мог: правда всегда была моей святыней".
«Смерть Поэта»Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели      А. С.

Слайд 15Первая ссылка на Кавказ
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о

переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова.

Кавказский вид с саклей.
Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 г.

Воспоминание о Кавказе.
Март — апрель 1838 г.

Первая ссылка на КавказВ феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский

Слайд 16«Бородино» (1837)
В 1970-е годы 20 века художник В. Г. Шевченко создает

цикл иллюстраций к одному из самых известных стихотворений Лермонтова. Как называется это стихотворение? Вспомните, с каких слов оно начинается. Что вам известно об истории его создания?

«Немного можно насчитать во всем мире стихотворений, которые составили бы собою звено в развитии национального чувства и национальной литературы. И то, что «Бородино» ничуть не утратило ни своей поэтической новизны, ни верности взгляда на ход исторических событий, служит, пожалуй, высшим свидетельством народности этого краткого и одновременно грандиозного по масштабам изображения!»
И. Л. Андроников

«Бородино» (1837)В 1970-е годы 20 века художник В. Г. Шевченко создает цикл иллюстраций к одному из самых

Слайд 17Гродненский гусарский полк
После настойчивых ходатайств Е.А. Арсеньевой и поэта
В. А.

Жуковского Лермонтов был переведён с Кавказа в Гродненский гусарский полк, стоявший вблизи Новгорода. В апреле 1838 г. ему разрешили вернуться в столицу, в лейб-гвардии гусарский полк.

Художник А.И. Клюндер.
1838 г.

Гродненский гусарский полкПосле настойчивых ходатайств Е.А. Арсеньевой и поэта В. А. Жуковского Лермонтов был переведён с Кавказа

Слайд 18«Мцыри» (1839)
Худ. Орлова-Мочалова М. Н.
Какая поэма Лермонтова вызвала этот отклик?


Назовите проиллюстрированные эпизоды.

«В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы – «мира восторг беспредельный» – были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме».
Максимов Д. Е.

«Мцыри» (1839)Худ. Орлова-Мочалова М. Н. Какая поэма Лермонтова вызвала этот отклик? Назовите проиллюстрированные эпизоды.«В русском и мировом

Слайд 19Вторая ссылка на Кавказ (1840)
В феврале 1840 произошли ссора и дуэль

Лермонтова с сыном французского посла в Петербурге Э. Барантом; причиной ссоры был спор о национальном достоинстве русских. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.
Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных действий на Кавказе. Он проявил исключительную храбрость в боях и был дважды представлен к награде, но все ходатайства об этом были отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями, вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около трёх месяцев.

Портрет Лермонтова работы однополчанина Д.П. Палена (1840).
Выполнен после валерикского боя.

Вторая ссылка на Кавказ (1840)В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла в

Слайд 201841 год – дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске
В апреле

1841 г. Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. С дороги он писал одной из своих знакомых: "Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать".
По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения. Здесь и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, закончившаяся роковой дуэлью.

Портрет Лермонтова работы
К.А. Горбунова. 1841 г.

«Явился Лермонтов и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого (четырехлетнего) литературного поприща? — а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального поэта»
В. Г. Белинский

1841 год – дуэль с Мартыновым  и смерть в ПятигорскеВ апреле 1841 г. Лермонтов получил приказ

Слайд 21За свои вольнолюбивые ,бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю.Лермонтова недолюбливали в

обществе. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все туже затягивалась петля интриг –гнусных, страшных.

Подножие горы Машук хранит страшную тайну: в сильный дождь состоялась дуэль между Мартыновым и Лермонтовым.
Великий поэт был убит.А он даже не выстрелил, подняв вверх дуло пистолета, тем самым показав, что стрелять не намерен.
«Туда ему и дорога»-сказал император, узнав о гибели поэта

За свои вольнолюбивые ,бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю.Лермонтова недолюбливали в обществе. Вокруг него, особенно в последний

Слайд 22Белел вдали Эльбрус. Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по

склонам которого он взбирался некогда мальчиком…Но эта могила оказалась временной: бабушка выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. Гроб установлен в фамильном склепе.
Белел вдали Эльбрус. Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам которого он взбирался некогда мальчиком…Но

Слайд 23Основные темы лирики
Тема одиночества

Ранняя любовная
лирика
Тема поэта и
поэзии

Тема


пророчества

Основные темы лирикиТема одиночества Ранняя любовная лирикаТема поэта и поэзии Тема пророчества

Слайд 24Любовная лирика
Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен

цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." )






Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."

Любовная лирикаАдресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов:

Слайд 25

Для чего я не родился
Этой синею волной? -
Как бы шумно я

катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок;
Все, чем так гордятся люди,
Мой набег бы разрушал;
И к моей студёной груди
Я б страдальцев прижимал;
Не страшился б муки ада,
Раем не был бы ты прельщен;
Беспокойство и прохлада
Были б вечный мой закон;
Не искал бы я забвенья
В дальнем северном краю;
Был бы волен от рожденья
Жить и кончить жизнь мою!


В.А. Лопухина

Для чего я не родилсяЭтой синею волной? -Как бы шумно я катилсяПод серебряной луной,О! как страстно

Слайд 26
Тема гордого одиночества
("Одиночество", 1830; "Исповедь", 1831;

"Чаша жизни", 1831; "Парус", 1832; "Узник", 1837; "Никто моим словам не внемлет... я один...", 1837; "Сосед", 1837; "Соседка", 1837; "Пленный рыцарь", 1840).


ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Тема гордого одиночества(

Слайд 27
Тема судьбы молодого поколения
("Монолог", 1829; "Дума", 1838).


ДУМА
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час! ….

Тема судьбы молодого поколения(

Слайд 28Пейзажная лирика
("Кавказ", 1830; "Вечер после дождя", 1830; "Когда волнуется желтеющая нива...",

1837; "Дары Терека", 1839; "Тучи", 1840; "На севере диком стоит одиноко...", 1841; "Утес", 1841).

Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!...

Пейзажная лирика(

Слайд 29Тема судьбы
("Я жить хочу! Хочу печали...", 1832; "Смерть поэта", 1837; "Кинжал",

1837; "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), 1837; "Журналист, Читатель и Писатель", 1840; "Пророк", 1841).


ПРОРОК
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Тема судьбы(

Слайд 30
Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактам,

что он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом, равным Пушкину .Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой ,заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире. Он зажигает душу стремлением к добру, красоте, к жизни, к умению противостоять бурям жизни.
Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактам, что он успел создать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть