Слайд 1Виктор Петрович Астафьев
1924 – 2001
Писатель и время. Эти два понятия тесно
переплетены.
Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
Слайд 2Кто для нас В.П.Астафьев?
Это писатель.
Личность.
Человек.
Гражданин .
Проживший с веком наравне.
Слайд 3За что судьба даровала мне счастье жизни?
Достоин ли я его, этого
счастья?
Все ли делал для счастья других?
Всегда ли честен был перед собой?
Не рвал ли хлеб изо рта близких?
Не оттирал ли с дороги локтями слабых?
( «Сопричастный всему живому»)
Слайд 4Что вам говорят эти вопросы о человеке, который их задает.
…о писателе,
который пишет произведения.
Слайд 5 В основе его творчества - то, что он сам пережил,
перестрадал, передумал.
А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.
Слайд 6Детство Виктора Астафьева – труднее не придумать. Мальчику было всего 7
лет, когда утонула в Енисее мать.
Виктор Астафьев воспитывался бабушкой, которая несла внуку столько тепла, света, что, уже сам став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.
Слайд 7Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от
сиротства.
« Пришла осень, потом зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детском доме».
Слайд 8Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле
войны.
Воинское звание – рядовой.
И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист.
Его дважды ранят, контузят.
« И все не умолкает во мне та война, сотрясая усталую душу…»
Слайд 9
Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет
творя добро, призывая нас к тому же.
В ноябре 2001 года перестало биться трепетное сердце этого удивительного художника слова.
Слайд 10 Когда писатель уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах
книг и в памяти читателей…
Слайд 11«Перевал» - посвящена матери, Лидии Ильиничне.
«Последний поклон»- посвящена бабушке, Екатерине Ивановне.
«
Кража» - о судьбах детдомовцев, где любят и калечат друг друга в не по- детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице…
Слайд 12« О войне писать трудно…Счастлив, кто не знает ее, и я
хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон…боится мое сердце…трудно мне писать о войне…»
В. Астафьев
Слайд 13Память о войне диктовала писателю строки…
«Пастух и пастушка»
«Звездопад»
«Где-то гремит война»
«Прокляты и
убиты»
Слайд 14 Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне
от проблем сохранения природы
«Царь – рыба»
Отмечено Государственной премией СССР
Слайд 16«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям,
- это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно, в этом – суть бесчеловечности»
Б. Шоу
Слайд 17Вопросы для анализа текста
Кто, по- вашему, виноват в случившемся?
Где истоки этого
равнодушия?
Слайд 18
Чтобы понять авторскую позицию, обратимся к сюжетным «пластам» рассказа:
Мир природы:
Найдите
описание деревеньки Вычуган, городского парка. Какое впечатление производят эти описания?
Что можно сказать о людях, которые так надругались над природой?
Слайд 19Мир людей:
Парк
Семья Людочки
Гавриловна
Слайд 20Опустошение в природе, равнодушие к ней ведут к опустошению в душах
людей, к цинизму и бездуховности.
В «загоне-зверинце» люди вели себя по- звериному. Ничего нет удивительного в том, что с Людочкой произошло именно здесь, в парке, где десятки лет с общего участия и общего согласия шло уничтожение природы и человеческого в человеке.
Искалеченная природа формирует уродливый характер
Слайд 21Выродок Стрекач.
Что о нем можем сказать?
Что мы узнаем о родителях
Людочки?
Как отнеслись близкие к ее беде?
Людочка и Гавриловна.
- Какое участие в судьбе Людочки приняла Гавриловна?
- Какова реакция Гавриловны на случившееся с Людочкой?
Слайд 22 Людочка столкнулась с холодной жестокостью, равнодушием. Это сильнее, чем
то, что произошло в парке, повлияло на девушку. Никто не пришел к ней на помощь, оставили равнодушно «закаляться» отгородились от нее своими заботами.
А Людочке-то и нужно было только выплакаться, чтобы ее погладили по голове и пожалели.
Слайд 23История умирающего парня-лесоруба.
Зачем она появляется?
Слайд 24Рядом с умирающим парнем не оказывается никого, кто хотел бы разделить
с ним его боль, пожертвовать собой, а в одиночку он не одолел смерти.
Слайд 25Людочка только теперь ощутила вину перед этим парнем.
И выбирает
свою судьбу: либо смириться и продолжать жить, либо каким-то образом изменить ситуацию.
Какой путь для себя выбирает Людочка?
Почему?
Слайд 26Наказание. Кто его вершит?
Впечатление от сцены «расправы».
Слайд 27Происходит месть: справедливость восторжествовала. Но эта сцена вызывает чувство гадливости. Эмоционального
облегчения у читателя не происходит. Нет впечатления, что добро побеждает зло.
Астафьев читателя не щадит. Он говорит правду: Гуманизма нет.
Согласны?
Слайд 28Смерть Людочки и смерть насильника уравнены. Гуманизм изжил себя.
Автор не дает
надежды на какое- либо улучшение той атмосферы, в которой действуют герои.
Что автор говорит об оздоровлении общества? С чего оно должно начаться?
Слайд 29Оздоровление общества должно начаться с внимания к человеку и сочувствию к
нему
«…И был бы он счастлив тем, что есть мир вокруг него и он в этом мире есть сопричастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро…»
В. Астафьев