Презентация, доклад по литературе Сценическая история комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Содержание

Комедия А.С. Грибоедова«Горе от ума» — стихотворная комедия А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Слайд 1СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Выполнила учитель русского языка

и литературы МАОУ «СОШ №30 г. Йошкар-Олы» Веснянко Татьяна Сергеевна
СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №30

Слайд 2Комедия А.С. Грибоедова
«Горе от ума» — стихотворная комедия А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего

создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.
Комедия А.С. Грибоедова«Горе от ума» — стихотворная комедия А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает

Слайд 3Попытки сыграть «Горе от ума»
При жизни Грибоедова были две

попытки сыграть “Горе от ума”:
П.А.Каратыгин рассказал о том, как, по инициативе его и А.Григорьева, воспитанники Театрального училища, с согласия Грибоедова и в его присутствии, репетировали "Горе от ума". Но петербургский генерал-губернатор, узнав об этом, запретил репетиции.
Имеются сведения о том, что "комедия была играна в 1827 году. "Несколько молодых людей разучили III действие "Горя от ума" и в подобающих костюмах и масках, разъезжали по городу в каретах и разыгрывали в домах представление, которое оканчивали шутовским кадрилем..."
Попытки сыграть «Горе от ума»  При жизни Грибоедова были две попытки сыграть “Горе от ума”:П.А.Каратыгин рассказал

Слайд 4Первое появление на сцене
2 декабря 1829 г., в добавление к драме

«Иоанн, герцог Финляндский» давалось «Театральное фойе, или: Сцена позади сцены, интермедия-дивертисмент, составленная из декламаций, пения, танцев и плясок». Объявлялось, что «в одной из интермедий будет играна сцена из комедии "Горе от ума", в стихах, соч. А. Грибоедова» — отрывок из первого действия, явления 7 — 10.

Исполняли: Чацкого — И. И. Сосницкий,
Фамусова — Борецкий,
Софью — Семенова-младшая,
Лизу — воспитанница школы Монготье.

Первое появление на сцене2 декабря 1829 г., в добавление к драме «Иоанн, герцог Финляндский» давалось «Театральное фойе,

Слайд 5Комедия с трудом пробивалась на сцену.
Только 26 января 1831 г., в

бенефис Я. Г. Брянского, в Петербурге, в Большом театре впервые было представлено «Горе от ума» полностью, и притом с блестящим составом исполнителей:
В. А. Каратыгин — Чацкий, В. И. Рязанцев — Фамусов, Е. С. Семенова — Софья, А. М. Каратыгина и Брянский — Горичи, И. И. Сосницкий — Репетилов и т. д.
Комедия с трудом пробивалась на сцену.Только 26 января 1831 г., в бенефис Я. Г. Брянского, в Петербурге,

Слайд 6Борьба с цензурой
Любовь к «Горю от ума» в русском обществе становилась

благотворным фактором сценической истории; в борьбе с цензурой, с администрацией за постановки «Горя от ума» деятели театра всегда опирались на общество, на зрителей и читателей.
Борьба с цензуройЛюбовь к «Горю от ума» в русском обществе становилась благотворным фактором сценической истории; в борьбе

Слайд 7Театральный текст
Из знаменитого монолога Фамусова «Вот то-то все вы гордецы!», содержащего

34 стиха, в театральном тексте цензура оставила только первые три стиха, самые невинные; все остальное было беспощадно выброшено. И другие роли пострадали от насилий цензуры. Весь театральный текст комедии был искалечен.
Театральный текстИз знаменитого монолога Фамусова «Вот то-то все вы гордецы!», содержащего 34 стиха, в театральном тексте цензура

Слайд 8Грибоедов – новатор
Грибоедов был новатором драматургического творчества и великим реалистом. А

в русском драматическом театре еще господствовал классицизм в трагедийном репертуаре и исполнении, а в комедийном — «мольеризм». В условиях политической реакции заметно было увлечение легкой комедией и водевилем.

Но в самой театральной среде того времени имелись внутренние ограничения, мешавшие выявить в сценическом воплощении новаторские достижения комедии

Грибоедов – новаторГрибоедов был новатором драматургического творчества и великим реалистом. А в русском драматическом театре еще господствовал

Слайд 9Вступление «Горя от ума» на сцену
Глубокий реализм «Горя от ума», бытовая

и психологическая правдивость, национальная самобытность комедии вступили в борьбу с обветшалыми театральными традициями и штампами.
Вступление «Горя от ума» на сцену знаменовало переворот в истории русского театра. Тот высокий реализм, которым прославился и вошел в мировую историю искусства русский театр, начинается постановками «Горя от ума».
Вступление «Горя от ума» на сценуГлубокий реализм «Горя от ума», бытовая и психологическая правдивость, национальная самобытность комедии

Слайд 10И. В. Самарин
Огромной победой психологического реализма было исполнение в 40-х годах

роли Чацкого знаменитым московским актером И. В. Самариным.
В своих мемуарах актер Медведев свидетельствовал: «Это было велико. Его первый акт и выход — совершенство. Молодость, сарказм, местами желчь, сожаление о России, желание пробудить ее — все это билось ключом и покрывалось пламенной любовью к Софье».
И. В. Самарин Огромной победой психологического реализма было исполнение в 40-х годах роли Чацкого знаменитым московским актером

Слайд 11Самая талантливая постановка
Самое блестящее и талантливое сценическое воссоздание «Горя от

ума» — постановка Московского Художественного театра 1906 г. В статье В. И. Немировича-Данченко «"Горе от ума" в Московском Художественном театре» сжато пересказаны итоги огромной художественно-режиссерской работы над этой постановкой. Замечательно было внешнее оформление спектакля: декорации, обстановка, реквизит, костюмы, грим и т. п.
Самая талантливая постановка Самое блестящее и талантливое сценическое воссоздание «Горя от ума» — постановка Московского Художественного театра

Слайд 12Самая худшая постановка
Формалистическое трюкачество и вульгарно-социологические извращения в наиболее крайней форме

проявились в постановке «Горя от ума» в театре В. Э. Мейерхольда (1928).
Постановщик позволил себе своевольное отношение к грибоедовскому тексту и не только вносил в окончательный текст отрывки ранней редакции (начиная с заглавия: «Горе уму»), но и выбрасывал фразы и целые речи, реплики одного персонажа передавал другому, вводил в текст не принадлежащие Грибоедову вставки и т. д.
Самая худшая постановкаФормалистическое трюкачество и вульгарно-социологические извращения в наиболее крайней форме проявились в постановке «Горя от ума»

Слайд 13Новые постановки
В 1938 г. Малый театр представил новую постановку.
В январе

1941 г. в ленинградском Театре имени Пушкина постановщики учли обширный новый опыт и к участию в спектакле привлекли таких выдающихся артистов, как Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова
Новые постановкиВ 1938 г. Малый театр представил новую постановку. В январе 1941 г. в ленинградском Театре имени

Слайд 14Юбилейный 1945г.
В юбилейном 1945 г. около сорока театров откликнулись постановками комедии

Грибоедова. Своеобразием юбилея явилось включение в эту работу ряда национальных театров.
Юбилейный 1945г.В юбилейном 1945 г. около сорока театров откликнулись постановками комедии Грибоедова. Своеобразием юбилея явилось включение в

Слайд 15Все новые и новые постановки
В традициях В. Э. Мейерхольда осуществлена постановка

«Горя от ума» Г. А. Товстоноговым в ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького (1962).
Постановка Г. А. Товстоногова между тем оказала влияние на последующую сценическую историю «Горя от ума», и прежде всего — на новый спектакль московского Малого театра 1963 г. (режиссер Е. Р. Симонов).
Все новые и новые постановкиВ традициях В. Э. Мейерхольда осуществлена постановка «Горя от ума» Г. А. Товстоноговым

Слайд 16Итоги
Долгие годы неустанной работы над сценическим воплощением «Горя от ума» позволили

достигнуть ценных результатов.
В настоящее время постановщики, актеры, театральные художники располагают богатейшим наследием. Прежде всего — подлинным, достоверным, бесспорным текстом «Горя от ума ».
Путем кропотливой работы многих десятилетий, после тщательных поисков авторских и авторизованных текстов, после скрупулезной текстологической работы над каждым словом и знаком препинания, после споров и дискуссий мы получили подлинный авторский текст, освобожденный от примесей и искажений.
ИтогиДолгие годы неустанной работы над сценическим воплощением «Горя от ума» позволили достигнуть ценных результатов. В настоящее время

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть