Презентация, доклад по литературе О японских трехстишиях-хокку 8 класс

Содержание

Цели урока:познакомить с особенностями жанрахокку;научить отличать хокку от других жанров;формировать навыки анализа хокку;определять правила построения;развивать воображение, творческие способности;воспитывать уважение к культуре другого народа.

Слайд 1«Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться…»
О японских трехстишиях - хокку

«Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться…» О японских трехстишиях - хокку

Слайд 2Цели урока:
познакомить с особенностями жанра
хокку;
научить отличать хокку от других жанров;
формировать навыки

анализа хокку;
определять правила построения;
развивать воображение, творческие способности;
воспитывать уважение к культуре другого народа.
Цели урока:познакомить с особенностями жанрахокку;научить отличать хокку от других жанров;формировать навыки анализа хокку;определять правила построения;развивать воображение, творческие

Слайд 3Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но

большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.
Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической

Слайд 4Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной

ассоциативностью, словесной игрой. С течением времени танка (пятистишие) стала четко делиться на две строфы: трехстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй - последующую. В двенадцатом веке появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название "рэнга" ("нанизанные строфы"); первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку".


Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7).

Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой. С течением времени

Слайд 5Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы

чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века.
Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием

Слайд 6Авторы хокку опираются на следующие принципы:
«саби» («печаль одиночества»),
«ваби» («сельская простота»,

«наивность души художника»)
и «юген» (поэтическая истина, которую нельзя выразить логически, это, как правило, недосказанный, данный намеком образ).
Авторы хокку опираются на следующие принципы: «саби» («печаль одиночества»), «ваби» («сельская простота», «наивность души художника») и «юген»

Слайд 7Мацуо Басё (1644-1694)
Басё – философ, поэт, влюбленный в природу. Он

жил в конце XVII столетия. Басё хорошо знал жизнь простого народа Японии. Его жизненный путь необычен. Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, с детских лет стал товарищем игр княжеского сына, стал писать стихи. После ранней смерти своего молодого господина ушел в город, принял постриг, освободившись этим от службы своему феодалу.
Мацуо Басё (1644-1694) Басё – философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Басё

Слайд 8
Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье

Фукагава близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии. Он бедствовал, голодал, скитался по родной стране, время от времени возвращался в столицу. Поклонники поэта построили для него «Банановую» хижину, возле которой росли пальмы. Но пожар уничтожил и это скромное жилье, Басё пустился в последнее странствие и умер, окруженный своими учениками… Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он считал, что она облагораживает и возвышает человека.

Место рождения Мацуо Басё

Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава близ города Эдо. Хижина эта

Слайд 9К концу жизни у него было множество учеников по всей Японии,

но школа Басё не была обычной для того времени школой мастера и внимающих ему учеников: Басе поощрял приходивших к нему на поиски собственного пути, каждый обладал своим почерком, иногда очень отличавшимся от почерка учителя. Учениками Басе были Кёрай, Рансэцу, Иссё, Кикаку; к школе Басе принадлежит Тиё - талантливая поэтесса, которая, рано овдовев и потеряв ребенка, постриглась в монахини и посвятила себя поэзии...
К концу жизни у него было множество учеников по всей Японии, но школа Басё не была обычной

Слайд 10* * * Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад. * * * Старый пруд. Прыгнула

в воду лягушка. Всплеск в тишине.
* * * Тишина кругом. Проникают в сердце скал Голоса цикад.  * * * Старый пруд.

Слайд 11* * * Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне. * *

* Жизнь свою обвил Вкруг висячего моста Этот дикий плющ.
* * * Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне.  * * *

Слайд 12* * * О, сколько их на полях! Но каждый цветет по-своему -

В этом высший подвиг цветка.
* * *  О, сколько их на полях! Но каждый цветет по-своему -  В этом

Слайд 13Иссё (1653-1688) Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К вам, белые

хризантемы.
Иссё (1653-1688)  Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К вам, белые хризантемы.

Слайд 14Рансэцу (1654-1707) Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.

Рансэцу (1654-1707)  Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.

Слайд 15 * * * Роса на цветах шафрана! Прольется на землю она И станет простой

водою... * * * Cливы весенний цвет Дарит свой аромат человеку... Тому, кто ветку сломал.

Тиё (1703-1775)

* * * Роса на цветах шафрана! Прольется на землю она И станет простой водою...

Слайд 16 * * * Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка. *

* * Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету!

Бусон (1716-1783)

* * *  Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка.  *

Слайд 17Исса (1768-1827) * * * Так кричит фазан, Будто это он открыл Первую звезду. * *

* Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.
Исса (1768-1827)  * * * Так кричит фазан, Будто это он открыл Первую звезду.  *

Слайд 18* * * Дерево - на сруб... А птицы беззаботно Гнездышко там вьют! * *

* О, с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька!
* * * Дерево - на сруб... А птицы беззаботно Гнездышко там вьют!  * * *

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть