Слайд 1ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
КАК ХУДОЖНИКА
Слайд 2Многие его работы не сохранились, однако и то, что дошло до
нас – а это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии.
Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность поэта и писателя сказалась и здесь.
Слайд 3М.Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834.
Художник Ф.О. Будкин
Слайд 4Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова
Михаил Юрьевич в три года остался без
матери, которая умерла от скоротечной чахотки, и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева из знаменитого рода Столыпиных разлучила маленького Мишу с отцом, посчитав, что несостоятельный капитан в отставке не сможет обеспечить единственному её внуку достойного образования и положения в обществе.
Слайд 5Жизни самой Елизаветы Алексеевны вряд ли можно было позавидовать. Муж Арсеньевой
в новогодние торжества усадил жену свою и малолетнюю дочку Машеньку рядом с собой и такое сказал, что они, конечно, не поверили: «Ну, любезная моя Лизанька, ты у меня будешь вдовушкой, а ты, Машенька, будешь сироткой». И, не прерывая веселья, ушел в соседнюю комнату и отравился зельем. Арсеньева стала вдовой, а впоследствии потеряла единственную дочь, которая угасла в 22 года. Именно поэтому все надежды у неё были связаны с внуком.
Слайд 6Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Неизвестный художник.
Лермонтов изображён в возрасте 4
– 5 лет с мелком в правой руке.
Малыш изображён почти во весь рост, в белом платьице; правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Создаётся впечатление милого, нежного малыша, у него собственный мир, в котором он – главный герой.
Слайд 7И в последующие годы Лермонтов не оставлял живопись. Обучаясь в Москве,
в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца
П.Е. Заболоцкого. В его раннем литературном творчестве встречаются имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембранта.
Слайд 8Герцог Лерма, рисунок М.Ю. Лермонтова
Ранние опыты –
«Испанский цикл».
В ранних живописных
опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». Обращение к Испании у поэта не случайно: в семье Лермонтовых бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Самая значительная работа в этом цикле – «Портрет герцога Лермы».
Слайд 9 Это первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник
придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта.
Теперь точно установлено, что родоначальником рода Лермонтовых являлся шотландец Георг Лермонт, воевавший в рядах польской армии против русских в 1613 году. Позже этот наёмный рыцарь был взят в плен и остался в России. Но в то время Михаил Юрьевич этого не знал и с интересом фантазировал на испанские темы. В 1830 году он написал трагедию «Испанцы», в которой выразил свой главный романтический идеал – стремление к свободе. В эти же годы он создаёт акварели и рисунки:
Слайд 10Светская сцена.
Коллаж из «Юнкерской тетради»
Школа гвардейских
подпрапорщиков
Дуэль
Слайд 11Автопортрет
В юнкерской школе не разрешали читать книг литературного содержания, и юный
поэт читал и рисовал по ночам. Рисунками-воспоминаниями заполнена в 1832-1834 годах так называемая «юнкерская тетрадь» Лермонтова, которую сохранил товарищ поэта
Н.М. Манвелов и передал в дар Лермонтовскому музею при Николаевском кавалерийском училище. «Тетрадь» содержит живые и непосредственные рисунки из юнкерского быта.
Слайд 12В. А. Лопухина.
Акварель Лермонтова
В последние годы жизни Лермонтов немало внимания
уделял портретной живописи, изображая друзей и знакомых. Особое место в этой галерее занимает портрет Вареньки Лопухиной.
Варенька была сестрой университетского товарища Лермонтова. Лопухины -дальние родственники хозяйки Середникова - Екатерины Аркадьевны Столыпиной, вдовы брата Арсеньевой.
.Лермонтов знал её с детства и привык не обращать на неё никакого внимания . Отсутствие томной бледности и безыскусственность обращения делали её несколько прозаической в глазах романтического юноши. Он относился чуть- чуть свысока к этой скромной девушке.
Роман начался весной 1831 года в Москве, во время поездки молодёжи в Симонов монастырь.
Слайд 13В.А.Лопухина в образе испанской монахини.
1831-1832
(как вариант названия: Эмилия, героиня
драмы "Испания")
Слайд 14Лермонтов писал о Вареньке:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не
водит за со собою
Толпу вздыхателей немых.
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
1832 год
Слайд 15Автограф стихотворения 'Стансы' (1830)
с портретом Сушковой
До знакомства с Лопухиной у
Лермонтова были непростые отношения с Екатериной Сушковой.
Слайд 17А. А. Столыпин в костюме курда.
Акварель. 1841 год.
Слайд 18Эльбрус
Картины, рисунки, акварели Лермонтова- это своеобразная летопись жизни поэта. Значительное место
в ней занимает Кавказ.
Слайд 19Вид Тифлиса. Картина М.Ю. Лермонтова
Слайд 21Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова
Слайд 22«Эпизод сражения при Валерике».
Кавказская тема в живописи поэта не ограничивается
изображением пейзажей. Большое место в ней занимает военная тема. Широко известна картина Лермонтова « Эпизод сражения на реке Валерик»
(« река смерти»).
Слайд 23Бой при Валерике. Рисунок. 1840-1841
Слайд 24Атака лейб-гвардии под Варшавой, 1837 г.