Слайд 2СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Слайд 3Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце
просит Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач. 1943
Слайд 5Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. На фронте они
были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях. 417 из них не вернулись, многие погибли от ран после войны.
Слайд 6«Священная война» (1941)
Стихи – В.И. Лебедев-Кумач
Музыка – А.В. Александров
Слайд 724 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение
В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...».
Стихи В. И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Слайд 9«В землянке» (1941)
Стихи – А. Сурков
Музыка – К. Листов
Слайд 10Исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный бой
на подступах к Москве, — 27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков. Его оборонительные позиции были внезапно атакованы танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым.
Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…
После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Тогда и родилась знаменитая его «Землянка».
В феврале 1942 года Сурков передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку.
В начале войны песню пытались запретить за строки "до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага" посчитав их упадническими. Но песня быстро получила признание в частях красной армии разносясь из уст в уста по всем фронтам.
Слайд 12«Катюша» (1938)
Стихи - М. Исаковский
Музыка - М. Блантер
Слайд 13Михаил Васильевич Исаковский
(1900-1973)
«Катюша»,
«И кто его знает»,
«В прифронтовом лесу»,
«Огонёк»,
«Ой, туманы мои...»,
«Враги сожгли родную хату»,
«Снова замерло всё до рассвета»,
«Летят перелётные птицы» …
Слайд 14 Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера
пригласили в редакцию одного журнала. Там его познакомили с поэтом Михаилом Исаковским и попросили написать песню для будущего первого номера. Некоторое время спустя Исаковский прочитал композитору несколько строчек, которые казались ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой...
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой..
Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне речь пойдёт о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему.
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось петь песню трижды!
В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями, с образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная – полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно.
Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты грозное оружие (передвижную установку запуска реактивных снарядов). Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше - медицинской сестре. С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.
Слайд 17«Враги сожгли родную хату» (1945)
Стихи – М. Исаковский
Музыка – М. Блантер
Слайд 18У этой песни не простая судьба. Написанная вскоре после окончания войны,
она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет.
Вот что рассказывал об этом М. Исаковский:
«Редакторы – литературные и музыкальные – не имели оснований обвинить меня в чем-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один даже – прослушал, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио "не можем”».
Стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости.
Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.
Слайд 19«Соловьи» (1944)
Стихи – А.И. Фатьянов
Музыка – В. Седой
Слайд 20На исходе декабря 1944-го военкору фронтовой газеты Алексею Фатьянову был предоставлен
отпуск после полученного в руку ранения. Поэт решил провести свободные дни в Москве. Здесь он встретился с композитором Василием Седым для ознакомления того со своими последними стихами. Сильнее всего композитора заинтересовали "Соловьи". В ходе сопутствующих расспросов выяснилось, что первые строки произведения родились под впечатлением поэта от услышанного им ворчания одного пожилого бойца по поводу приезда фронтового оркестра. «Опять эти "соловьи" приехали, снова спать не дадут...» Так в припеве появились легендарные строки «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат»…
Песня "Соловьи" моментально обрела популярность. К числу ее почитателей относился и легендарный Маршал Победы Георгий Жуков. После успеха композиции фамилия композитора из Седой превратилась в Соловьев-Седой...
Слайд 22«Тёмная ночь»
(1943)
музыка – Н. Богословский
стихи – В. Агатов
Слайд 23В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у
режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.
Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.
Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Марком Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.
Слайд 24«На безымянной высоте»
(1963)
Стихи – М. Матусовский
Музыка – В. Баснер
Слайд 25Работая во время Великой Отечественной войны во фронтовой газете, Матусовский писал
стихи, очерки, информационные заметки. Подвиги были фронтовым бытом, и в блокнотах поэта сохранилось много фактов, не использованных в газете.
В 1963 году он работал над песнями к фильму «Тишина». Просматривая военные блокноты, поэт нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте.
Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Подступы к ней казались неприступными.
Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские добровольцы, коммунисты. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патрона. Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погибших бойцов.
Теперь поэт писал вновь о безымянном подвиге на Безымянной высоте, у незнакомого поселка. Песню-воспоминание о буднях войны, песню о долге, о совести.
Слайд 26«Здесь птицы не поют»
(1971)
Стихи – Б. Окуджава
Музыка – А. Шнитке
Слайд 27«Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» — одна из
самых пронзительных песен о войне. Ее автор — Булат Окуджава.
По сценарию в фильме не было ни одного кадра боевых действий на фронте, но была ремарка о том, что нужна «батальная» песня. По задумке режиссера картины Андрея Смирнова, песню такого содержания должен был написать фронтовик.
Уже отсняли больше половины фильма, а песни все еще не было. Вариантов текстов и мелодий поступало много, но их отвергали. Очевидно, что песня к этому фильму должна была нести в себе особый смысловой и эмоциональный посыл. В какой-то момент было принято решение обратиться к поэту Булату Окуджаве, знавшему о войне не понаслышке. В апреле 1942 года семнадцатилетний Булат добровольцем ушел на фронт.
Эпизод, где медсестра Рая, которую играет Нина Ургант, поет песню «Нам нужна одна победа», стал самым ярким, пронзительным моментом фильма. В течение сорока трех лет эта песня остается одной из самых популярных песен о Великой Отечественной войне.
Слайд 28«Песенка о пехоте» (1950)
Стихи и музыка – Б. Окуджава