Слайд 1Россия на рубеже веков.
Литература серебряного века
Слайд 2СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 3Серебряный век
На рубеже двух веков 19 и 20, когда общество испытывало
особую необходимость в изменении и появлении новых форм в искусстве, науке, философии.
В литературе эти ощущения чувствовались особенно остро, поэтому появлялись целые группы литераторов, которые творили свое, новое слово, слово будущего.
Весь этот период не только в истории русской литературы, но в искусстве стали называть «серебряным веком».
Слайд 4Серебряный век
Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собой
явление со спорными очертаниями.
Впервые это название было предложено философом Николаем Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 1960 г.
Слайд 5Хронологические рамки
«Серебряный век» условно датируется 1890 — 1920 гг.
Если в определении начала
«серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры.
Завершение серебряного века относят и к 1917, и 1921 году.
Слайд 6Одни исследователи настаивают, что после 1917 года с началом Гражданской войны
«Серебряный век» прекратил своё существование.
Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока (1921 г.) и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России.
Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского (1930).
Слайд 7ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»:
Стремительная динамика
Драматизм
Быстрая смена эстетических ориентиров
Кардинальное обновление литературных приемов
Слайд 8Серебряный век
“Серебреный век” – большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших,
любимых писателей начала XX века.
В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.
Слайд 9
Отличительная черта «серебряного века»
Декадентство
(франц. decadence; от лат. decadentia - упадок)
- обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 веков. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства.
Декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Настроение уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни.
Слайд 10Поэтические кружки (направления в литературе)
Символисты
Акмеисты
Футуристы
Слайд 11Символизм
Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две
литературные традиции:
российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
Слайд 14Старшие символисты
Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения,
мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
Слайд 15 Зинаида Николаевна Гиппиус
1869-1945 гг.
Одна из видных представительниц «Серебряного века»
русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Слайд 16Квартира Мережковских стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга, посещение
которого считалось почти обязательным для молодых мыслителей и писателей, тяготевших к символизму. Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своём считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского.
Слайд 17Младшие символисты
А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для
«младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.
Слайд 18«Ночь, улица, фонарь, аптека…» Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый
свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Слайд 19Кризис
Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма
выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, “символизм закончил свой круг развития и теперь падает”. На смену ему пришел акмеизм.
Слайд 20АКМЕИЗМ
от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая пора.
Основоположниками акмеизма считаются
такие поэты серебряного века, как Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 – 1967).
Слайд 21АКМЕИСТЫ
«Цех поэтов»
Николай Степанович Гумилев (1886—1921)
Сергей Митрофанович Городецкий (1884—1967)
Анна Андреевна
Ахматова (Горенко) (1889—1966)
Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938)
Георгий Владимирович Иванов (1894—1958)
Слайд 22Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия,
“мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь” .
В 1912 г. сборником “Гиперборей” заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм
“Цех поэтов” , как называли себя его представители.
Слайд 23Анна Ахматова
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что
я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Слайд 24Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от
мистической зашифрованности, о чем очень зло высказался О. Мандельштам, уверяя, что русские символисты “... запечатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад не будешь”.
Слайд 25ФУТУРИЗМ
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм (от лат
. futurum - будущее). Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым.
Слайд 26Наиболее значительная из футуристических групп, получившая впоследствии название кубофутуризма («будетляне»), объединяла
таких поэтов серебряного века, как В. В. Хлебников, В. В. Маяковский. Первый футуристический сборник «Садок судей»
Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина.
В группе футуристов под названием “Центрифуга” начинал свой творческий путь Б. Л. Пастернак.
Слайд 28ФУТУРИСТЫ
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885—1922)
Давид Давидович Бурлюк (1882—,1967)
Владимир Владимирович Маяковский
(1893—1930)
Алексей Елисеевич Крученых (1886—1968)
Слайд 29Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего “будет язык
“заумный”
Слово лишается смыслового значения, приобретая субъективную окраску: “Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах”. В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: (корни: чур... и чар...)
Мы чаруемся и чураемся.
Там чаруясь, здесь чураясь,
То чурахарь, то чарахарь,
Здесь чуриль, там чариль.
Из чурыни взор чарыни.
Есть чуравель, есть чаравель.
Чарари! Чурари!
Чурель! Чарель!
Чареса и чуреса.
И чурайся и чаруйся.
Слайд 31«Новокрестьянская» поэзия
Всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи
обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества.
Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения.
Слайд 32«НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ» ПОЭТЫ
Николай Алексеевич Клюев (1884—1937)
Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925)
Сергей Антонович
Клычков (Лешенков) (1889 — 1940)
Александр Васильевич Ширяевец (Абрамов) (1887 — 1924)