Слайд 1Тема: С. Есенин «Берёза».
«Учись у них – у дуба, у берёзы».
Слайд 2Цель урока: Познакомить шестиклассников с описанием деревьев в русской поэзии.
Тип урока:
Урок – рассуждение.
Наглядности: портрет С Есенина, картины, тексты стихов, схемы кластера, таблицы
Ход урока.
1. Организационный момент. Ознакомление с целью урока.
2. Слово учителя: - В произведениях великих писателей и поэтов природа занимает важное место. Они изображают её как живое существо, неотделимое от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.
Слайд 3На сегоднящем уроке мы ознакомимся с русским
поэтом ХХ века Сергеем Александровичем
Есениным (1895- 1925). Он родился на рязанской земле , которая осталась в сердце Есенина с её голубыми далями и озерной синью навсегда. Природа и Родина неразрывны в творчестве Есенина. Своеобразие его стихотворений в том, что в них передано чувство единства человека с природой, с её растительным и животным миром.
Поэт по дружески беседует с клёном, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает с берёзой.
Природа у Есенина живёт, движется, слушает, мечтает.
Вот одно из ранних стихотворений Есенина, в котором передано чистое, светлое чувство поэта, очарованного весной:
Сыплет черёмуха снегом Никнут шелковые травы,
Зелень в цвету и росе. Пахнет смолистой сосной.
В поле склоняясь к побегам, Ой, вы, поля, и дубровы,-
Ходят грачи в полосе. Я одурманен весной.
Слайд 4 Сильная сторона раннего творчества Есенина – в лирическом изображении пейзажа,
через которые он выражал свою любовь к родине.
Учащихся наизусть читают стихотворения «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
И стоит берёза
В сонной тишине.
И горят снежинки
В золотом огне
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Слайд 5 Словарная работа:
Кайма –жиек, әдіп, қима
Бахрома – шашақ
Принакрылись – вся
поркрылась снегом.
Произносим правильно; принакрылась, на пушистых, бахромой, обсыпает .
Беседа по тексту стихотворения:
- С каким чувством и настроением пишет автор о берёзке.
- Какие слова и выражения помогли автору показать берёзку как живую.
Такие слова называется олицетворением. Описать не живое, как живое:
Берёза принакрылась, стоит, …
Заря лениво обходит, обсыпает, …
Слайд 6 Находим сравнения: точно серебром, белой бахромой, сонная тишина, горят снежники,
в золотом огне.
А как мы узнаём сколько лет дереве. Послушаем стихотворение и Василевского
«Сколько лет сосне?»
Под ногами слой отелок,
Свежий срез на толстом пне.
Сколько лет, скажите, было
Этой спиленной сосне?
Слайд 7Во ІІ части нашего урока разговор пойдёт о мудром древесном царстве.
В
основе мифических представлений многих народов лежит образ мирового дерева, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания.
Разминка: «Узнай дерево».
Это дерево – символ России. В древних языческих обрядах оно служило «майским деревом»: вокруг него водили хороводы, наряжали разноцветными лентами. (Берёза).
Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета. Яркие его ягоды напоминают кровь. (Рябина).
Слайд 8 Это дерево выделяется стройностью и высотой, которая позволяет ему беседовать
с ветром. Кроны этих деревьев так высоки, что между стволами легко умещается даль. И оттого за деревьями мерещится какой – то бескрайний, похожий на море простор (Сосна).
На доске записаны части предложений: царь древесного царства. Горделиво высится. Одиноко стоит в могучей красоте. Шумит листвой. Узловатые корни Раскинул ветви столетний великан. Неиссякагощая жизненная сила.
Какими бывают деревья? Отвечая на этот вопрос, ученики продолжают синонимически ряд:
Шепчутся берёзы нежные, ласковые,…
Лепечут осины робкие, высокие,…
Гудят сосны могучие, высокие,…
Слайд 9
Знакомлю ребят с репродукциями картин великого певца и знатока леса И.И.
Шишкина.
Продолжая урок, мы говорили о том, что символизируют деревья в устном народном творчества и художественной литературе.
Дуб – это царь древесного царства, он олицетворяет собой мужество, твёрдость, силу, величие, долголетие, защиту.
Сосна – это чистота и строгость, а берёза, символ нежности, красоты, отождествляется с прекрасной девушкой.
«Спорт деревьев».
Слайд 10
Учись у них – у дуба, у берёзы.