Слайд 1Романтический мир раннего Блока.
Излюбленные символы.
Незнакомка.
Слайд 3 Ранние стихи Блока объединены в книгу с символическим названием: "До
света". Они полны предчувствий и ожидания, написаны в традициях романтизма. Романтики первыми сказали "нет" пошлости повседневной жизни. Они отстаивали право на мечту, на то, чтобы сказать расчетливому и благополучному миру, что он не стоит даже того, чтобы на него рассердиться. Только ирония была оружием романтизма. Но Блок писал в то время, когда мощь реального мира уже требовала если не признания, то активной борьбы. Поэтому трагизм мироощущения у него доходит до предела.
Слайд 4 Типичными образами-символами раннего Блока были звезда, весна, туманы, ветер, полумгла,
тени и сны. Все это, употреблено в метафорическом смысле, становилось символами, с помощью которых поэт познает вечную тайну жизни. Но после синих туманов раннего творчества приходят романтическое восхищение сугубо земными чертами жизни. Так появляется блоковская Незнакомка - воплощение Женственности.
Слайд 8 Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно
вошло в цикл «Город». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи. Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».
Слайд 10Жанр произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча с Незнакомкой
в загородном ресторане. Основная тема – столкновение мечты и реальности.
Слайд 12В этом произведении поэт использует устойчивые в символизме мотивы, образы, ситуации.
Это мотив вечера, солнца, романтического опьянения. Однако у Блока все устойчивые символистские мотивы и ситуации трансформируются и обретают новый, зачастую противоположный смысл.
В основе композиции произведения – принцип антитезы. Первая часть (первые шесть строф) – описание реальной действительности. Вторая часть – (последние семь строф) – уход лирического героя в мир мечты и сказки. Два эти мира у Блока несовместимы.
Слайд 13Мечта противопоставлена грубой действительности. Первая часть – это подчеркнуто гротескная картина
обывательского быта.
Вторая часть стихотворения открывается появлением Незнакомки. Повествование здесь переходит в романтический план. «Дыша духами и туманами», Прекрасная Незнакомка возникает словно из страны грез. Старинные предания и сказки вновь оживают в душе героя. И ему неважно, наяву или во сне происходит эта метаморфоза: он уходит в «очарованную даль» от окружающей пошлой реальности, от всего, что оскорбляло его эстетическое чувство. Погружаясь в мир мечты, он открывает иную действительность.
Слайд 15Что стоит за образом Незнакомки у Блока? Толкования этого образа в
литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы; это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда»; это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.
Слайд 16 Блоковскую Незнакомку исследователи сравнивали с героиней Гоголя из повести «Невский
проспект». У Гоголя панельная красотка сводит с ума несчастного художника, представ перед ним в виде неземного видения. Блок же рассматривает этот сюжет в ином ракурсе: иллюзия торжествует у него над пошлостью и однообразием жизни.