Презентация, доклад по литературе на тему Н.А.Некрасов. Крестьянские дети, особенности произведения (5 класс)

Содержание

Ответим на вопросы:В каком году тема детства становится одной из центральных для Некрасова? О чём написан некрасовский «Плач детей»?В каком году написаны «Крестьянские дети»? Что вы знаете об исторических событиях той поры? Что

Слайд 1Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Н.А. Некрасов «Крестьянские  дети»

Слайд 2Ответим на вопросы:
В каком году тема детства становится одной из центральных

для Некрасова?
О чём написан некрасовский «Плач детей»?
В каком году написаны «Крестьянские дети»? Что вы знаете об исторических событиях той поры?
Что вы знаете о жанре произведения?


В 1860 году.

О каторжном труде подростков – фабричных рабочих)

В 1861 году, после отмены крепостного права. Крестьянская реформа, как известно, была грабительской. Крестьяне вышли на «свободу» ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам.

Стихотворение написано в жанре записок охотника. Начало его и конец – рассказ о встрече охотника с ребятишками.

Ответим на вопросы:В каком году тема детства становится одной из центральных для Некрасова? О чём написан некрасовский

Слайд 3«Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то

естественно, что между нами была такая короткость...»
Н.А. Некрасов
«Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая

Слайд 4Вспомним!
Кем был отец Некрасова? Что было главной страстью Алексея Сергеевича, на

что он готов был растратить едва ли не все свои средства?

«Охота занимала очень большое место в быту Некрасова-отца … Конечно, это пагубно отражалось на его бюджете. Едва сводя концы с концами, он тем не менее держал до двадцати псарей и множество собак самых отменных пород {В одном из писем А. С. Некрасова (от 22 ноября 1856 года) говорится: "...с 1 августа начал я охотиться; охота шла довольно хорошо, зайцев по 14 ноября затравлено 634, лисиц три... Борзых есть у нас 20, гончих 24, те и другие отличные".

Вспомним!Кем был отец Некрасова? Что было главной страстью Алексея Сергеевича, на что он готов был растратить едва

Слайд 5Отец нередко брал сына на охоту, потому-то уже в юные годы

ему приходилось не только стрелять в глухарей и вальдшнепов, но и травить волков. В одном из поздних набросков Некрасов отметил: "В пятнадцать лет я был вполне воспитан, Как требовал отцовский идеал: Рука тверда, глаз верен, дух испытан".
Отец нередко брал сына на охоту, потому-то уже в юные годы ему приходилось не только стрелять в

Слайд 6«Крестьянские дети» ( «детская комедия»)
Некрасов – удивительный, зоркий поэт, точно использующий

краску или звук:

Всё Смешались,

Или:

Сплела себе славный венок, -
Всё Да изредка цветок

Это не просто перечисление цветов, это которые усилены сравнением.

серые, карие, синие глазки –

как в поле цветы.

беленький, жёлтенький, бледно-лиловый

красный

цветовые эпитеты,

(сравнение)

(цветовые эпитеты)

(цветовые эпитеты)

«Крестьянские дети» ( «детская комедия»)Некрасов – удивительный, зоркий поэт, точно использующий краску или звук:Всё  Смешались, Или:Сплела

Слайд 7Основные темы произведения
Тема детства
Тема крестьянства
Тема труда
Тема природы / единения с природой

Основные темы  произведенияТема детстваТема крестьянстваТема трудаТема природы / единения с природой

Слайд 8Тема труда:
«Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Пора за работу, родной!» Но даже

и труд обернется сначала К Ванюше Он видит, как поле отец Как в рыхлую землю Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает зерно. Готовую жатву В снопы , на ригу На мельнице Отведает свежего хлебца ребенок И в поле охотней бежит за отцом. Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!» Ванюша в деревню въезжает царем...

нарядной своей стороной:

удобряет,

бросает зерно,

подрежут серпами,

перевяжут

свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

смелют и хлеб испекут.

Идея роста, приумножения вложенного труда. Обилие глаголов – передача одновременно происходящих процессов.

Тема труда: «Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Пора за работу, родной!» Но даже и труд обернется сначала

Слайд 9В создании темы важен образ дороги.
Из поэмы: У нас же дорога большая

была: Рабочего звания люди сновали По ней без числа. Копатель канав вологжанин, Лудильщик, портной, шерстобит, А то в монастырь горожанин Под праздник молиться катит.

Из биографии: Дом Некрасовых в Грешневе «выходил прямо на дорогу». В воспоминаниях поэта говорится об этом следующее: «...все, что по ней (по дороге) шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

В создании темы важен образ дороги.Из поэмы: У нас же дорога большая была:  Рабочего звания люди

Слайд 10Тема природы:

Сопоставление человека и природы:
Испугались шпионы мои И кинулись прочь:

человека заслыша, Так стаей с мякины летят воробьи.
И русых головок над речкой пустынной Что белых грибов на полянке лесной! Все серые, карие, синие глазки – Смешались, как в поле цветы. Даже золотая цепь сравнивается с элементом живой природы:
Ш е с т о й И цепь золотая... С е д ь м о й Чай, дорого стоит? В о с ь м о й Как солнце горит!
Природа помогает крестьянским детям, делает их жизнь яркой и красочной:
Сплела себе славный венок, Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый Да изредка красный цветок.
Тема природы: Сопоставление человека и природы:Испугались шпионы мои  И кинулись прочь: человека заслыша,  Так стаей

Слайд 11Тема детства:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я,

любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей»,—
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.

Как автор относится к крестьянским детям? Как он к ним обращается?

Отчего Некрасов завидует крестьянским ребятам? Как вы думаете, почему в «их жизни так много поэзии слито»?

Тема детства: О милые плуты! Кто часто их видел,Тот, верю я, любит крестьянских детей;Но если бы даже

Слайд 12Давайте найдем примеры обращений охотника к детям в тексте
шпионы мои
О милые

плуты!
Счастливый народ!
Ребятишки


Какова жизнь крестьянских детишек?

У неё две стороны:
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали. Поймали ежа, заблудились немножко И видели волка... у, страшный какой!
Кто ловит пиявок Кто нянчит сестренку Кто тащит на пожню ведерко кваску

Давайте найдем примеры обращений охотника к детям в текстешпионы моиО милые плуты! Счастливый народ!РебятишкиКакова жизнь крестьянских детишек?

Слайд 13Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы

жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...
Однако же зависть в дворянском дитяти  Посеять нам было бы жаль.Итак, обернуть мы обязаны кстати

Слайд 14Вспомните историю Власа. Кто он? Как помогал отцу?
Однажды, в студеную

зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
Вспомните историю Власа. Кто он? Как помогал отцу? Однажды, в студеную зимнюю пору,Я из лесу вышел; был

Слайд 15— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А

кой тебе годик?— «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».— А кой тебе годик?— «Шестой миновал...Ну, мертвая!»

Слайд 16Состояние рассказчика и мальчика Власа передано с помощью художественного приёма оксюморона.

Знаете ли вы значение термина?

Холодное солнце, мучительно мило

Оксюморон (греч. острая глупость) – сочетание противоречивых понятий.

Состояние рассказчика и мальчика Власа передано с помощью художественного приёма оксюморона. Знаете ли вы значение термина?Холодное солнце,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть