Презентация, доклад по литературе на тему И.А.Гончаров ,,Обломов

Содержание

История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть романа были

Слайд 1И.А. Гончаров «Обломов»
«Пока остается хоть один русский, - до тех пор

будет помнить Обломова»
Выполнила учитель русского языка и литературы
«Вельжичской СОШ»
Груздова Е.А.

И.А. Гончаров «Обломов»«Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» Выполнила учитель русского

Слайд 2История создания романа
Замысел романа «Обломов» возник у

И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа.
Вторая и третья часть романа были написаны И.А.Гончаровым в 1857 году в немецком городе Мариенбаде.
Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но и не сумевшего найти правильный путь.
История создания романа    Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX

Слайд 3Замысел романа
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и

дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию,

Слайд 4Главная тема романа
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое

место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не

Слайд 5Идейная направленность
«Я старался показать в «Обломове», как и отчего

у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров
Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в

Слайд 6В романе поставлены вопросы
о подлинной дружбе, любви,
о гуманизме,

о равноправии женщины,
о настоящем счастье,
осуждает дворянский романтизм.
В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает

Слайд 7Идейный стержень романа
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни,

пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Идейный стержень романа«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою,

Слайд 8Завязка романа
В III и V гл. второй части завязывается узел события

— знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Завязка романаВ III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся

Слайд 9Экспозиция романа
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй

части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Экспозиция романаЭкспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю

Слайд 10Понятие «обломовщина»

Понятие «обломовщина»

Слайд 11Композиция романа
показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно

гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу.

Слайд 12Развитие действия
VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к

Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Развитие действияVI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет

Слайд 13Кульминация романа
Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в

любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Кульминация романаКульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может

Слайд 14Развязка романа
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В

них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Развязка романаЭтому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Слайд 15Постпозиция романа
В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные

условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Постпозиция романаВ четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он

Слайд 16Эпилог романа
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти

Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Эпилог романаВ эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта

Слайд 17Сюжет романа
По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Слайд 18Сюжет романа
Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов —

Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Сюжет романаПервая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга .

Слайд 19Значение «Сна Обломова» в композиции романа
Сон раскрывает

представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа    Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует

Слайд 20Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено

в Обломовку).

Место действия романаПетербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Слайд 21Язык романа
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов

и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами
40-50-х гг.
Язык романаЯзык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и

Слайд 22Язык романа
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним

писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Язык романаЯсен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание

Слайд 23Язык героев романа
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц —

люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Язык героев романаСвоеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком.

Слайд 24Один день из жизни Обломова.
Первая часть романа посвящена

описанию одного дня из жизни Ильи Ильича Обломова. Герой просыпается в 8 часов, затем пьет чай, общается с посетителями, завтракает, принимает доктора и в 15 часов опять ложится спать. Нет никакого сомнения в том, что именно так лежа на диване и переругиваясь со слугой, он в основном и проводит свою жизнь.
Один день из жизни Обломова.   Первая часть романа посвящена описанию одного дня из жизни Ильи

Слайд 25Сон Обломова
Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя.

В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломова (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть.
Сон Обломова   Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым

Слайд 26 В первой части романа Обломов главным
образом лежит

на диване и ничего не делает. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. Для героя это время пробуждения: «Встает он в 7 часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки».
В первой части романа Обломов главным образом лежит на диване и ничего не делает.

Слайд 27История жизни Обломова в романе противопоставлена истории жизни его друга Андрея

Ивановича Штольца.
История жизни Обломова в романе противопоставлена истории жизни его друга Андрея Ивановича Штольца.

Слайд 28 Отец Штольца, обрусевший немец, с детства воспитывал в

сыне твердый и независимый характер, приучал к труду и дисциплине, поощрял самостоятельность. В отличие от Обломова, Штольц не стоит на месте и чувствует себя хорошо только тогда, когда занят каким-нибудь делом.
Отец Штольца, обрусевший немец, с детства воспитывал в сыне твердый и независимый характер, приучал

Слайд 29 История любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая

часть романа И.А.Гончарова.
Поначалу глубокое и сильное чувство к «аристократически созданному существу» меняет жизнь Обломова до неузнаваемости.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ОБЛОМОВА

История любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая часть романа И.А.Гончарова.   Поначалу

Слайд 30 Образ Ольги Ильинской – творческая удача И.А.Гончарова. Её

идеальный характер показан в романе психологически убедительно. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.
Образ Ольги Ильинской – творческая удача И.А.Гончарова. Её идеальный характер показан в романе психологически

Слайд 31Критические отклики
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и

тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский
Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения

Слайд 32Критические отклики
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства

независимо от того или иного общественного положения».
А.Ф.Кони
Критические отклики«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного

Слайд 33Оценка критиками специфики проблематики романа
Н.А.Добролюбов: в романе «отразилась русская жизнь», «предстает

перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», «сказано новое слово нашего общественного развития».
А.В.Дружинин: Гончаров «ставит перед наши глаза целую жизнь данной сферы, данной эпохи и данного общества… чтобы… навсегда остаться в истории искусства и освещать ярким светом моменты действительности им уловленной».
Д.И.Писарев: в романе «обширная, общечеловеческая задача… разрешается в явлениях чисто русских, национальных».
Оценка критиками специфики проблематики романаН.А.Добролюбов: в романе «отразилась русская жизнь», «предстает перед нами живой, современный русский тип,

Слайд 34Образ Обломова в русской критике
Н.А.Добролюбов: «Обломов не тупая апатическая натура, без

стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Он не прочь от деятельности – до тех пор, пока она имеет вид призрака и далека от реального осуществления»
Образ Обломова в русской критикеН.А.Добролюбов: «Обломов не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть