Слайд 1И.А. Гончаров «Обломов»
«Пока остается хоть один русский, - до тех пор
будет помнить Обломова»
Выполнила учитель русского языка и литературы
«Вельжичской СОШ»
Груздова Е.А.
Слайд 2История создания романа
Замысел романа «Обломов» возник у
И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа.
Вторая и третья часть романа были написаны И.А.Гончаровым в 1857 году в немецком городе Мариенбаде.
Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но и не сумевшего найти правильный путь.
Слайд 3Замысел романа
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и
дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Слайд 4Главная тема романа
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое
место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Слайд 5Идейная направленность
«Я старался показать в «Обломове», как и отчего
у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров
Слайд 6В романе поставлены вопросы
о подлинной дружбе, любви,
о гуманизме,
о равноправии женщины,
о настоящем счастье,
осуждает дворянский романтизм.
Слайд 7Идейный стержень романа
«Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни,
пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Слайд 8Завязка романа
В III и V гл. второй части завязывается узел события
— знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Слайд 9Экспозиция романа
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй
части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Слайд 11Композиция романа
показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно
гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Слайд 12Развитие действия
VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к
Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Слайд 13Кульминация романа
Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в
любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Слайд 14Развязка романа
Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В
них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Слайд 15Постпозиция романа
В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные
условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Слайд 16Эпилог романа
В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти
Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Слайд 17Сюжет романа
По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Слайд 18Сюжет романа
Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов —
Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Слайд 19Значение «Сна Обломова» в композиции романа
Сон раскрывает
представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.
Слайд 20Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено
в Обломовку).
Слайд 21Язык романа
Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов
и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами
40-50-х гг.
Слайд 22Язык романа
Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним
писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Слайд 23Язык героев романа
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц —
люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.
Слайд 24Один день из жизни Обломова.
Первая часть романа посвящена
описанию одного дня из жизни Ильи Ильича Обломова. Герой просыпается в 8 часов, затем пьет чай, общается с посетителями, завтракает, принимает доктора и в 15 часов опять ложится спать. Нет никакого сомнения в том, что именно так лежа на диване и переругиваясь со слугой, он в основном и проводит свою жизнь.
Слайд 25Сон Обломова
Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя.
В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломова (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть.
Слайд 26 В первой части романа Обломов главным
образом лежит
на диване и ничего не делает. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. Для героя это время пробуждения: «Встает он в 7 часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки».
Слайд 27История жизни Обломова в романе противопоставлена истории жизни его друга Андрея
Ивановича Штольца.
Слайд 28 Отец Штольца, обрусевший немец, с детства воспитывал в
сыне твердый и независимый характер, приучал к труду и дисциплине, поощрял самостоятельность. В отличие от Обломова, Штольц не стоит на месте и чувствует себя хорошо только тогда, когда занят каким-нибудь делом.
Слайд 29 История любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая
часть романа И.А.Гончарова.
Поначалу глубокое и сильное чувство к «аристократически созданному существу» меняет жизнь Обломова до неузнаваемости.
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ОБЛОМОВА
Слайд 30 Образ Ольги Ильинской – творческая удача И.А.Гончарова. Её
идеальный характер показан в романе психологически убедительно. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.
Слайд 31Критические отклики
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и
тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский
Слайд 32Критические отклики
«Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства
независимо от того или иного общественного положения».
А.Ф.Кони
Слайд 33Оценка критиками специфики проблематики романа
Н.А.Добролюбов: в романе «отразилась русская жизнь», «предстает
перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», «сказано новое слово нашего общественного развития».
А.В.Дружинин: Гончаров «ставит перед наши глаза целую жизнь данной сферы, данной эпохи и данного общества… чтобы… навсегда остаться в истории искусства и освещать ярким светом моменты действительности им уловленной».
Д.И.Писарев: в романе «обширная, общечеловеческая задача… разрешается в явлениях чисто русских, национальных».
Слайд 34Образ Обломова в русской критике
Н.А.Добролюбов: «Обломов не тупая апатическая натура, без
стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Он не прочь от деятельности – до тех пор, пока она имеет вид призрака и далека от реального осуществления»