Слайд 1Александр Николаевич Островский
(1823-1886)
Слайд 3План
Место А.Н. Островского в развитии русской драматургии. А.Н. Островский и русский
театр.
Периодизация творчества А.Н. Островского. Характеристика первого периода. Идеи, образы, художественное мастерство.
Второй период творчества А.Н. Островского (москвитянский).
Слайд 4Литература
Добролюбов Н.А. Темное царство// Собр.соч.: В9т. – М.; Л., 1962.
Т.5. С.7-139.
Журавлева А.И. А.Н. Островский-комедиограф. – М., 1981.
Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н .Островского. – М., 1986.
Лобанов М.П. Александр Островский. – М., 1989.
Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М., 2004.
Лакшин В.Я. Театр Островского. – М., 1986.
Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. – М.; Л., 1961.
Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М., 1967.
Штейн А.Л. Мастерство русской драмы. – М., 1973.
Слайд 5Уильям Шекспир
Лопе де Вега
Мольер
Слайд 6
Можно согласиться с мнением Л.М. Лотман, что «Островский использовал лучшие традиции
русской реалистической драматургии и, прежде всего, традиции Фонвизина, Гоголя, Пушкина»
Слайд 7И. С. Тургенев писал в 1846 г.: «...У нас нет еще
драматической литературы и нет еще драматических писателей».
Слайд 8
Огромная заслуга Островского состоит
Расширении тематики русской драматургии
В его произведениях о
современности воспроизведена огромная полоса русской жизни, начиная с 40-х и кончая 80-ми годами XIX века, а в исторических пьесах отразилось и далекое прошлое нашей Родины.
Пьесы А.Н. Островского отличаются бытовой наполненностью, погруженность сюжета в семейные, частные отношения.
Слайд 9В пьесах А.Н. Островского чаще всего конфликт выстраивается между «двумя партиями
— старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных» (Н.А. Добролюбов).
Очевидна связь драматизма и эпического начала.
Наблюдается тяготение А. Н. Островского к фольклору: сказкам, песням, легендам.
Слайд 10Важную идейно-смысловую функцию несут «говорящие» имена и фамилии героев пьес русского
драматурга.
Неповторим язык А. Н. Островского, сочный, красочный, ярко индивидуализированный.
Отличается творчество Островского и жанрово-видовым многообразием. Он обращался к жанру комедии, трагедии, драме, исторической хронике, драматической сказке.
Слайд 11В его пьесах явно проступают черты театра древнего – театра показа,
зрелища, обрядового действа.
Используя лучшие традиции русской и западноевропейской драматургии, Островский создавал пьесы социальных характеров и нравов самых различных видовых и жанровых выражений.
Слайд 12
А.Н. Островский явился создателем:
«Литературного фонда» (1859),
«Артистического кружка» (1865),
Общества русских драматических писателей
и оперных композиторов» (1874).
Слайд 13
На пьесах А. Н. Островского воспитывались и росли многие выдающиеся русские
актеры:
П.М.Садовский
А.Е.Мартынов
Г. Н. Федотова
Н. М. Ермолова
М.Г.Савина
Слайд 14
Ведя огромную работу с актерами и начинающими драматургами, и, жалуясь на
отсутствие государственной поддержки русского театра, на склоне лет он имел право сказать:
«Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство… у русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита».
Слайд 15Влияние Островского испытала вся русская драматургия конца XIX и XX века.
Л. Н. Толстой
А. П. Чехов
А. И. Южин-Сумбатов
В. И. Немирович-Данченко
Е. П. Карпов
С. А. Найдёнов
Слайд 16
Вслед за А. М. Горьким лучшие черты пьес А. Н. Островского
унаследовали драматурги XX столетия:
А. С. Неверов
Б. С. Ромашов
Б. А. Лавренёв
Н. Ф. Погодин
К. А. Тренёв
Л. М. Леонов
Слайд 17
А. Н. Островский оказал сильное воздействие на русское изобразительное искусство
В. Г.
Перов
И. М. Прянишников
В. М. Васнецов
Слайд 18И.А.Гончаров на праздновании 35-тилетия служения Островского русскому театру 12 февраля 1882
сказал:
Вы совершили все, что подобало совершить великому таланту. Дальше, кажется, идти нельзя и некуда!
Слайд 19
Традиционно в творческом пути А.Н.Островского выделяют следующие этапы:
1847—1851 годы – ранний
период, когда Островский ищет свою дорогу в литературе.
1852-1854 годы – москвитянинский период, время активного участия Островского в кружке молодых сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся сделать этот журнал органом новой разновидности славянофильства.
1855–1860 годы – предреформенный период, когда окончательно определяется мировоззрение Островского и происходит его сближение с революционно-демократическим движением. В этот период созданы пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
1861-1886 годы — пореформенный период, продолжающийся до смерти драматурга.
Слайд 20Начало жизненного и творческого пути
Слайд 22Раннее творчество писателя
«Сказание о том, как квартальный надзиратель пустился в пляс,
или От великого до смешного один шаг» (1843),
«Записки замоскворецкого жителя» (1847),
«Семейная картина» (1847),
«Свои люди - сочтемся» (1849),
Утро молодого человека» (1850),
«Неожиданный случай» (1850),
«Бедная невеста» (1852).
Слайд 23Классическим стал отзыв В.Ф.Одоевского, писавшему своему приятелю-помещику 20 августа 1850 года:
«Читал
ли ты комедию, или лучше сказать трагедию Островского «Свои люди – сочтемся!». Если это не минутная вспышка, не гриб, выдающийся сам собою из земли, просоченный всякой гнилью, то это огромный талант. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
Слайд 30Москвитянинский период
(1852—1855)
С. В. Максимов вспоминал: «Он был поистине нравственно сильный
человек, и эта сила соединялась в нем со скромностью, нежностью, привлекательностью. Кроткая его натура обладала способностью огромного влияния на окружающих.»
Слайд 31М. П. Погодин
Л. Мей
Т. Филиппов
Ап. Григорьев
А. Писемский
Слайд 32Идеи москвитянцев принято считать разновидностью славянофильства. Со славянофилами их сближала сосредоточенность
вокруг идеи национальной самобытности, но в отличии от славянофилов, она разрабатывалась в сфере теории искусства, особенно проявляясь в интересе к народной песне, а также к допетровским формам русского быта, сохранявшимся еще в среде крестьянства и патриархального купечества. Правильно живущая патриархальная семья представлялась москвитянцам вроде модели идеального общественного устройства.
Слайд 33Пьесы А.Н. Островского москвитянского периода (1853-1855)
«Не в свои сани не садись»,
«Бедность не порок»,
«Не так живи, как хочется».
Слайд 35Тема семейно-бытовых отношений, мотив дома стали сквозными в творчестве А. Н.
Островского. Дом — это семья, тот мир, где складываются человеческие отношения, формируются взгляды на жизнь, определяются основные ценности. Залогом его прочности является стабильность, уважение моральных принципов и законов своей среды, обычаев и традиций. Внешне этот дом замкнут, локально очерчен, но степень и характер типизации у драматурга таковы, что за отдельным, конкретным домашним миром видится самый мощный пласт России — не интеллектуально-аристократическое меньшинство, а миллионы так называемых рядовых россиян, которые составляют национальную плоть страны.