Слайд 1Урок литературы,9 класс
Н.В.Гоголь
Слайд 2Мистика и фантастика в творчестве
Н. В. Гоголя
«Жизнь его представляет такую
великую, грозную поэму, смысл которой останется долго неразгаданным». И. Аксаков
Слайд 3Николай Васильевич Гоголь – один из самых таинственных, загадочных русских писателей.
Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистики и верил, что черт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и черта не гневи».
Слайд 4Аксаков говорил о Гоголе: «Думаем, что смысл жизни Гоголя не будет никогда
разгадан, он лежит в той области, на пороге которой изнемогают все человеческие домыслы. Но какой скорбный, какой страшный путь! Какими непрерывными, многообразными и изощренными страданиями куплено его величие!.. Душа Гоголя, предельно одинокая и несчастная; душа патетическая и пророческая, душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая ко Христу».
Слайд 5В большинстве случаев наши современники, равно как и современники самого писателя, Николая Гоголя
представляют как тип писателя — сатирика, обличителя общественных пороков и великолепного юмориста. Его совершенно не знают как мистика, как религиозного мыслителя и публициста и даже (!) автора молитв. Из всей духовной прозы читателя знают разве что «Выбранные места из переписки с друзьями». О духовности Гоголя впервые мощно заявил Д. Мережковский, опубликовав книгу «Гоголь и чёрт. Исследование».В наши дни эту тему осветил В. Воропаев.
Слайд 6«Майская ночь, или Утопленница»
Гоголь старается полностью соответствовать в отношении нечистой силы
фольклору. Одним из таких персонажей является русалка в повести «Майская ночь, или Утопленница»: «Вся она была бледная, как полотно; но как чудна, как прекрасна! <…>девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но были они бледны». Именно такими и выглядят русалки в народных сказаниях. Часто их путают с морскими девами, у которых вместо ног хвосты. А у русалок именно ноги, и они любят водить хороводы по берегу реки, что и показано в повести. Также Гоголем говорится, что эта русалка – девушка, бросившаяся в воду. И здесь автор не погрешил против фольклорной истины. Русалками становятся: а) утопленницы, которые добровольно пошли на дно речное; б) девушки, которые купались без креста или заходили в воду не перекрестившись; в) девочки, умершие некрещеными или родившиеся мертвыми; г) те девушки, которых русалки завлекли в свой хоровод.
Слайд 7Также одним из народных мотивов является упоминание о цветущем папоротнике («Вечер
накануне Ивана Купала»). Считается, что в ночь летнего солнцестояния (с 22 на 23 июня) гуляет нечисть, радуясь тому, что теперь ночи становятся длиннее. И таинственный огненный цветок папоротника тоже в эту ночь цветет. С помощью этого цветка можно давно запрятанные клады отыскать. Только, чтобы завладеть им, нужно жертву кровавую принести. И, дабы найти золото и свадьбу сыграть, Петрусь послушал Басаврюка и решил отыскать клад. Он доверился нечистой силе, разрешил приблизиться к себе. Петрусь достиг своей цели, женился, но продался нечистой силе, и поэтому никакой радости от исполнения своего желания не получил. Бесы никогда не исполняют желания людей за бесплатно. И плата за желание Петруся – бесценная жизнь маленького невинного мальчика, и жизнь самого Петруся, т.е. его бессмертная душа, взявшая на себя тяжкий грех.
Слайд 8«Вий»
«Вий» - это первый настоящий триллер в русской литературе. Гоголь мастерски
нагнетает напряжение с каждой ночью, которую Хома Брут должен провести у гроба Панночки-ведьмы. При этом истинно народный юмор только оттеняет весь ужас происходящего.
Слайд 9«Вечера на хуторе близ Диканьки» открылиромантический период его творчества. Под самым
заголовком сборника есть приписка «Повести, изданные Пасечником Рудым Паньком». Но что же скрывалось за придуманным именем Рудого Панька?
«рудый» (рыжий). Рыжие люди в народной традиции были отмечены особо(Поэтому «рыжим» в народной традиции нередко приписывают связь с потусторонней реальностью). Рудый Панько, Пасечник, в народной традиции часто наделялся статусом знахаря, колдуна; в деревнях его (как и других «профессионалов» - кузнеца, мельника, охотника, музыканта) почитали и одновременно боялись, приписывая ему связь с нечистой силой и тайное знание. Так что и в этом смысле Рудый Панько выступал посредником между «тем» и «этим светом», в частности, между Петербургом и Диканькой.
Слайд 10Борьба бога и дьявола
В «Вечерах» Николай Гоголь соединил две литературные традиции — украинскую
народную сказку с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и дьявола, и германскую романтическую демонологию с ведьмами и чертями. Мрачность в повестях нарастает — если в «Пропавшей грамоте» или «Ночи перед Рождеством» чертовщина смешная, то в «Страшной мести» или «Вие» смех уступает место ужасу. В книге появляется мрачный Басаврюк, колдуны, мертвецы, выходящие из могил на берегу Днепра…
Слайд 11Вий у Гоголя – повелитель подземного царства, хозяин земных недр. У
него железное лицо и железные пальцы. В народном сознании земные недра ассоциировались с железной рудой – именно этот минерал люди начали добывать прежде всего.Сила Вия скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать её без посторонней помощи. Писатель совместил Кощея с украинским железным Нием.
Слайд 12Как известно из истории литературы, да и истории вообще, с именем
Николая Гоголя как при жизни, так и после его смерти связано много мистики и небылиц. Одной из них является та, что Гоголь, мол, еще при жизни боялся быть похороненным заживо. И появление "Вия" также является косвенным подтверждением его опасений.
Слайд 13 «Петербургские повести»
( «Шинель»)
Интересен, грустен и загадочен сюжет повести. Скорбная повесть
об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Слайд 14«Нос»
В фантастике «Носа» всюду ощущается реальность подтекста, его генетические бытовые картины.
Ковалев обнаружил свою пропажу 25 марта День благовещенья. Тогда, когда надо было явиться в церковь при всем параде.
Пропавший с лица Ковалева нос выводит героя из состояния праздного самодовольства. День, когда происходит событие, – пятница. А именно, 25 марта – День Богородицы, день гаданий. А нос пропал в ночь с четверга на пятницу, и, как известно, в русской народной демонологии пятница почиталась днем, связанным с нечистой силой. В пятницу, по народному чернокнижию, должны сбываться сны, сон с четверга на пятницу считается вещим.
Если заглянуть в толкователь снов, можно найти такое определение: «носа лишиться во сне – знак вреда и убытка».
Слайд 16Чичиков «Мертвые души
О Чичикове говорили, что это переодевшийся Наполеон. Кто-то вспоминал
Копейкина, а некоторые уверяли, что это сам ДЬЯВОЛ, пришедший за мёртвыми душами. Поступки Чичикова позволяют нам сблизить Чичикова с чертом. «Чичиков — всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола, адский коммивояжер. Пошлость, какую олицетворяет Чичиков, — одно из главных отличительных свойств дьявола…» (Набоков). Сущность Хлестакова и Чичикова — «вечная середина, ни то ни сё — совершенная пошлость < ...> два современные русские лица, две ипостаси вечного и всемирного зла — черта» (Мережковский).
Слайд 17Гоголь действительно был человеком загадочным. Слишком много вокруг его имени непонятных
и необъяснимых поступков, связанных, прежде всего, с его смертью и сожжением второго тома «Мертвых душ».
Слайд 18Гоголь и смерть
Он чувствовал ее приближение
В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает чистовик рукописи второго тома
«Мертвых душ». В событии этом есть тайна, которая навсегда останется тайной. Версий и воспоминаний об этом много и они зачастую противоречивы. Однако очевидно, что Гоголь переживал содеянное, ибо говорил, что хотел отдать бумаги друзьям. На другой день Гоголь сказал А. П. Толстому: «Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы „Мертвых душ“, которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти».
Слайд 19В начале 1852 года Гоголь писал Вяземскому: надо оставить "завещанье после
себя потомству, которое так же должно быть нам родное и близкое нашему сердцу, как дети близки сердцу отца (иначе разорвана связь между настоящим и будущим)..." Он думал об этой связи, и смерть его - странная, загадочная смерть - была этой связью, ибо Гоголь в ней довел свое искание до конца. Если ранее винили его в лицемерии, в ханжестве, называли Тартюфом, то тут уже никакого лицемерия не было. Возвышение Гоголя было подтверждено этим последним его поступком на земле" .
Слайд 20Гоголя похоронили 21 февраля 1852г. на погосте Данилова монастыря, но в
1931 году прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно - под землей, в темноте и тесноте гроба. При эксгумации обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что, возможно, похоронили Гоголя живым - в состоянии летаргического сна. Именно этого он боялся всю жизнь и не раз предупреждал о том, чтобы его не хоронили поспешно, пока не убедятся в подлинности его смерти! Увы!
Слайд 21Часто в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание
его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но сам Гоголь в письме матери указывал: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», так как он был не только великим художником, он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.