Слайд 1Виталий Закруткин
«Матерь человеческая»
Урок -
размышление
Автор презентации:
Смирнова Н.С.
Учитель русского языка и
литературы
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Большая Глушица
Большеглушицкого района.
Слайд 2Цели
1. Работать над формированием умений: характеризовать и оценивать главных
героев, давать устный развернутый ответ на поставленный вопрос, выразительно читать фрагменты повести.
2. Показать значимую роль женщины-матери как в военное, так и мирное время.
3.Воспитание любви к матери, Родине.
Слайд 3Задачи
1. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные
эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
2. Воспитание социальной
ответственности.
Слайд 4Оборудование урока:
1. Тексты повести.
2. Портрет писателя.
3. Выставка книг
о войне.
4. Репродукции картин.
5. Компьютер.
Слайд 5Основополагающий вопрос
В чем смысл названия повести
В.
Закруткина «Матерь человеческая»?
Слайд 6
Эпиграф
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Ведь земля
- это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
В.Высоцкий
Слайд 7 Ход занятия
1. Слово учителя.
2. Знакомство с
биографией писателя.
3. Анализ содержания повести.
4. Анализ тем и проблематики
произведения.
5. Работа с художественным текстом
Слайд 8Сочинение - рассуждение
Надо знать
Надо верить
Надо думать
Надо чувствовать
Надо быть любознательным
Слайд 9Композиция
I. Вступление:
А) вопросно-ответная форма;
Б) цепочка вопросительных предложений;
В) риторические вопросы;
Г) цитаты;
Д) краткая
справка об авторе;
Е) личные чувства, личные впечатления.
Слайд 10II. Основная часть. Проблемы повести.
Войны и мира;
Добра и зла;
Жизни и смерти;
Женщины
и войны;
Войны и детей;
Нравственный выбор человека на войне;
Жестокости и милосердия;
Войны и материнства.
Слайд 11Аргументация.
Описание страшной ночи.
Сцена захоронения.
Встреча с раненым немцем (ключевая сцена).
Слайд 12Основные моменты сюжета повести:
гибель мужа и 8-летнего сына;
гибель хутора и угон
всех жителей;
одиночество, отчаяние, страх;
собака Дружок и коровы;
“Мама! Ма-а-ма!..”. Вернер Брехт;
голуби;
работа на колхозном поле;
“Милое ты моё дитя”. Политрук Слава;
“Голубяточки мои… Деточки родные…” Дети;
рождение сына;
на коленях перед Матерью.
Слайд 13Д.Шмаров
«Мать»
Михаил Савицкий.
«Мать партизана".
Слайд 14Д.Панкратов
«Не забудем, не простим»
Слайд 15- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство
ненависти?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
- Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?
- Фрагмент из повести "Матерь человеческая". Как вы думаете, о чём отрывок?
Слайд 16 Какая встреча ожидала
Марию на пепелище
родного дома?
Опишите
те чувства,
которые она испытывает
в первые секунды, увидев
раненого немца?
Почему Мария не отомстила
немецкому солдату?
Слайд 17 1. Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и
Марии. Выпишите их в две колонки: Мария, В. Брахт. Сделайте вывод
2. Зачитайте описание той страшной ночи, которая перевернула жизнь Марии. Выпишите ключевые слова (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Заполните таблицу.
Звуки ночи Цвет ночи Запахи ночи
Слайд 18Почему повесть называется “Матерь человеческая”?
Повесть начинается с изображения молящихся
перед статуей Богоматери старичков, а заканчивается сценой, когда командир полка “опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…”
Таким образом, В. Закруткин обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери.
Слайд 19Авторская позиция в повести
Восславим женщину - Мать!
Прославим женщину- Мать, неиссякаемый источник
всепобеждающей жизни!
М.Горький
Как ни велики гении, вожди, герои, выше всех мать. В каждом нашем деле- её дело. В каждой нашей песне - её радость. В каждой нашей слезинке- её горе, в каждом нашем подвиге- её подвиг. М. Горький
Слайд 20Домашнее задание
Написать сочинение
«Мои мысли после урока»