Презентация, доклад по литературе Матерь человеческая

Содержание

Цели 1. Работать над формированием умений: характеризовать и оценивать главных героев, давать устный развернутый ответ на поставленный вопрос, выразительно читать фрагменты повести. 2. Показать значимую роль женщины-матери как в военное, так и мирное время.

Слайд 1Виталий Закруткин
«Матерь человеческая»

Урок -
размышление

Автор презентации:
Смирнова Н.С.
Учитель русского языка и

литературы
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Большая Глушица
Большеглушицкого района.


Виталий Закруткин  «Матерь человеческая»Урок -размышлениеАвтор презентации:Смирнова Н.С.Учитель русского языка и литературыГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Большая ГлушицаБольшеглушицкого

Слайд 2Цели
1. Работать над формированием умений: характеризовать и оценивать главных

героев, давать устный развернутый ответ на поставленный вопрос, выразительно читать фрагменты повести.
2. Показать значимую роль женщины-матери как в военное, так и мирное время.
3.Воспитание любви к матери, Родине.

Цели  1. Работать над формированием умений: характеризовать и оценивать главных героев, давать устный развернутый ответ на

Слайд 3Задачи

1. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные

эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
2. Воспитание социальной
ответственности.
Задачи  1. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также

Слайд 4Оборудование урока:

1. Тексты повести.
2. Портрет писателя.
3. Выставка книг

о войне.
4. Репродукции картин.
5. Компьютер.
Оборудование урока: 1. Тексты повести. 2. Портрет писателя. 3. Выставка книг о войне. 4. Репродукции картин. 5.

Слайд 5Основополагающий вопрос

В чем смысл названия повести
В.

Закруткина «Матерь человеческая»?
Основополагающий вопрос  В чем смысл названия повести  В. Закруткина «Матерь человеческая»?

Слайд 6 Эпиграф
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Ведь земля

- это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
В.Высоцкий
Эпиграф Материнство не взять у земли,Не отнять, как не вычерпать моря.Ведь земля - это наша душа,Сапогами

Слайд 7 Ход занятия
1. Слово учителя.
2. Знакомство с

биографией писателя.
3. Анализ содержания повести.
4. Анализ тем и проблематики
произведения.
5. Работа с художественным текстом




Ход занятия1. Слово учителя.2. Знакомство с биографией писателя.3. Анализ содержания повести.4. Анализ

Слайд 8Сочинение - рассуждение
Надо знать
Надо верить
Надо думать
Надо чувствовать
Надо быть любознательным

Сочинение - рассуждениеНадо знатьНадо веритьНадо думатьНадо чувствоватьНадо быть любознательным

Слайд 9Композиция
I. Вступление:
А) вопросно-ответная форма;
Б) цепочка вопросительных предложений;
В) риторические вопросы;
Г) цитаты;
Д) краткая

справка об авторе;
Е) личные чувства, личные впечатления.
КомпозицияI. Вступление:А) вопросно-ответная форма;Б) цепочка вопросительных предложений;В) риторические вопросы;Г) цитаты;Д) краткая справка об авторе;Е) личные чувства, личные

Слайд 10II. Основная часть. Проблемы повести.
Войны и мира;
Добра и зла;
Жизни и смерти;
Женщины

и войны;
Войны и детей;
Нравственный выбор человека на войне;
Жестокости и милосердия;
Войны и материнства.

II. Основная часть. Проблемы повести.Войны и мира;Добра и зла;Жизни и смерти;Женщины и войны;Войны и детей;Нравственный выбор человека

Слайд 11Аргументация.
Описание страшной ночи.
Сцена захоронения.
Встреча с раненым немцем (ключевая сцена).

Аргументация.Описание страшной ночи.Сцена захоронения.Встреча с раненым немцем (ключевая сцена).

Слайд 12Основные моменты сюжета повести:
гибель мужа и 8-летнего сына;
гибель хутора и угон

всех жителей;
одиночество, отчаяние, страх;
собака Дружок и коровы;
“Мама! Ма-а-ма!..”. Вернер Брехт;
голуби;
работа на колхозном поле;
“Милое ты моё дитя”. Политрук Слава;
“Голубяточки мои… Деточки родные…” Дети;
рождение сына;
на коленях перед Матерью.

Основные моменты сюжета повести: гибель мужа и 8-летнего сына;гибель хутора и угон всех жителей;одиночество, отчаяние, страх;собака Дружок

Слайд 13Д.Шмаров
«Мать»
Михаил Савицкий.
«Мать партизана".

Д.Шмаров «Мать»Михаил Савицкий. «Мать партизана

Слайд 14Д.Панкратов «Не забудем, не простим»

Д.Панкратов  «Не забудем, не простим»

Слайд 15- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство

ненависти?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
- Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?
- Фрагмент из повести "Матерь человеческая". Как вы думаете, о чём отрывок?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти? - Вспомните, какие чувства вы

Слайд 16 Какая встреча ожидала
Марию на пепелище
родного дома?

Опишите

те чувства,
которые она испытывает
в первые секунды, увидев
раненого немца?

Почему Мария не отомстила
немецкому солдату?

Какая встреча ожидала  Марию на пепелище родного дома? Опишите те чувства, которые она испытывает в

Слайд 17 1. Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и

Марии. Выпишите их в две колонки: Мария, В. Брахт. Сделайте вывод
2. Зачитайте описание той страшной ночи, которая перевернула жизнь Марии. Выпишите ключевые слова (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Заполните таблицу.
Звуки ночи Цвет ночи Запахи ночи

1. Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и Марии. Выпишите их в две колонки:

Слайд 18Почему повесть называется “Матерь человеческая”?
Повесть начинается с изображения молящихся

перед статуей Богоматери старичков, а заканчивается сценой, когда командир полка “опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…”
Таким образом, В. Закруткин обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери.
Почему повесть называется “Матерь человеческая”?  Повесть начинается с изображения молящихся перед статуей Богоматери старичков, а заканчивается

Слайд 19Авторская позиция в повести Восславим женщину - Мать!
Прославим женщину- Мать, неиссякаемый источник

всепобеждающей жизни!
М.Горький

Как ни велики гении, вожди, герои, выше всех мать. В каждом нашем деле- её дело. В каждой нашей песне - её радость. В каждой нашей слезинке- её горе, в каждом нашем подвиге- её подвиг. М. Горький

Авторская позиция в повести Восславим женщину - Мать!Прославим женщину- Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!

Слайд 20Домашнее задание
Написать сочинение
«Мои мысли после урока»

Домашнее задание Написать сочинение «Мои мысли после урока»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть