Презентация, доклад по литературе Два пророка

Пророк – это человек, наделенный сверхъестествен-ным даром - предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.

Слайд 1Два пророка
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ№73» г.

Оренбурга
Два пророкаПухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга

Слайд 2Пророк – это человек, наделенный сверхъестествен-ным даром - предвидеть и предсказывать

события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Пророк –  это человек, наделенный сверхъестествен-ным даром - предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей

Слайд 3 Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной

я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

C тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами; Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!"

Два «Пророка»

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый

Слайд 4Совпадают ли авторские концепции пророка в этих стихотворениях?
-Что объединяет два стихотворения?
-Какие

отличия этих стихотворений кажутся вам наиболее существенными?
-Что открывается поэту-пророку?
-Какую роль играет образ пустыни в стихотворениях?
Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова?
- Какие образы использует поэт?
-Какая лексика и почему преобладает в каждом из текстов?
-Согласны ли вы с утверждением: «Пророк» Лермонтова явился «полемическим ответом на одноименное стихотворение А.С. Пушкина»?

Совпадают ли авторские концепции пророка в этих стихотворениях?  -Что объединяет два стихотворения? -Какие отличия этих стихотворений кажутся вам

Слайд 5Пушкинский текст –это стихотворный перевод Книга Исаии, глава 6.
«Тогда прилетел

ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя. И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? и кто пойдет для нас? и я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули...» (Кн. пророка Исайи, гл. 6, 9—10).
Пушкинский текст –это стихотворный перевод Книга Исаии, глава 6. «Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и

Слайд 6Лермонтовский текст о пророке Илии(3 Цар. 17. 2-6).
«Обратись на восток и

скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из
этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там».
Лермонтовский текст о пророке Илии(3 Цар. 17. 2-6). «Обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что

Слайд 7«Пророк»
Пушкина
«Пророк» Лермонтова
Преображе-ние человека в пророка
Ясный, гармонич-ный мир
Торжество настоящей и будущей

жизни

Цель – «глаголом жечь сердца людей»

Общество отвергает пророка

Мир страданий и слез

Контраст света и тени, добра и зла

Цель – «воспламенять бойца для битвы»

«Пророк» Пушкина«Пророк» ЛермонтоваПреображе-ние человека в пророкаЯсный, гармонич-ный мирТоржество настоящей и будущей жизниЦель – «глаголом жечь сердца людей»Общество

Слайд 8Трактовка пророков
Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами («И внял я неба

содроганье, И горний ангелов полет»).

Лермонтов  вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности:
он худ, бледен, одет в лохмотья,  пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: «… Как он угрюм, и худ и бледен!», «Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!».

Трактовка пророковПушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами («И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет»).

Слайд 9М.Ю.Лермонтов – преемник А.С.Пушкина
А.С.Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка.

И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул…

У М.Ю.Лермонтова — уже результат деятельности пророка. Жизнь его героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

В этих двух произведениях можно отметить идею преемственности : от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов – преемник А.С.Пушкина		А.С.Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка.   И он к устам моим

Слайд 10Метафоры


«И внял я неба содроганье»
«Глаголом жги сердца людей»
«Отверзлись вещие зеницы»




«В очах

людей читаю я…»
«Посыпал пеплом я главу»
«Бог гласит его устами»


Метафоры«И внял я неба содроганье»«Глаголом жги сердца людей»«Отверзлись вещие зеницы»«В очах людей читаю я…»«Посыпал пеплом я главу»«Бог

Слайд 11Сравнения
«Перстами легкими, как сон»
«Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»




«И вот

в пустыне я живу, как птицы…»



Сравнения«Перстами легкими, как сон»«Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»«И вот в пустыне я живу, как птицы…»

Слайд 12Аллитерация


Отверзлись вещие зеницы
И гад морских подводный ход
Глаголом жги сердца людей




Посыпал пеплом я главу



Этот приём звукописи делает произведения более эмоциональными и ритмичными.

АллитерацияОтверзлись вещие зеницыИ гад морских подводный ходГлаголом жги сердца людей   Посыпал пеплом я главуЭтот приём

Слайд 13Вывод
Задача поэта для Пушкина и Лермонтова едина – нести добро людям

и исцелять их словом, данным свыше. Для Пушкина поэт – это владелец веков, ему доступно все понять и увидеть, а, по мнению Лермонтова, в этом мире места поэту , к сожалению, просто нет.
ВыводЗадача поэта для Пушкина и Лермонтова едина – нести добро людям и исцелять их словом, данным свыше.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть