Слайд 1 Бородинская битва
в истории и на страницах романа
Л.Н.Толстого
«Война и мир»
Интегрированный урок истории, литературы. (разработан учителями МКОУ «Непрядвенская СОШ» Санкиной О.Н.,Федюковой Н.И.)
Слайд 2
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Мы долго молча отступали, досадно
было боя ждали,
Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
М.Ю. Лермонтов
Слайд 3Цели урока:
Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе
Отечественной войны 1812года; Проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.
Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы
Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину
Слайд 4 Сравнительная характеристика Бородинского сражения
в истории и литературе
Слайд 5Император Александр I
(1801-1825)
Сын Павла, любимый внук Екатерины II, вступил на
престол после дворцового переворота в 1801г., был не чужд идеям либерализма, провел ряд реформ. Понимал, что война с Наполеоном неизбежна.
Выбрал правильную линию поведения как личность и глава государства в войне 1812 г
Слайд 6Вошли в состав России:
Грузия (1801 -1804 гг.) – добровольно
Финляндия (1089 г.)
Бессарабия
(1812 г.)
Азербайджан (1813 г.)
часть Польши (1815 г.)
Слайд 7Наполеон Бонапарт (1769-1821)
Блестящий полководец. По характеру независимый, вспыльчивый, настойчивый в достижении
поставленной цели. Закончил лучшую военную школу во Франции. Великая Французская буржуазная революция открыла возможность для Наполеона проявить себя.
Он становится генералом и командующим внутренней армией. Одерживает блестящие победы в Италии, Египте, становится национальным героем.
После переворота 1799г Наполеон становится первым консулом, затем – императором. Проводит завоевательные войны по всей Европе, подчиняет множество государств. А в 1812 идет на завоевание России.
Слайд 8Михаил Илларионович Кутузов
(1745-1813)
Был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом.
Большой школой военного искусства явилось для него участие в русско-турецких войнах под командованием Румянцева и Суворова. Участвовал во взятии Измаила. Свой талант дипломата проявил в полной мере в 1792-1794гг, когда возглавил русское посольство в Константинополе. В1805г был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона.
По настоянию русского общества Александр I назначает Кутузова главнокомандующим армией, незадолго до Бородинского сражения.
Слайд 9Н.Н.Раевский
П.И.Багратион
Генерал от кавалерии. В Бородинской битве командовал корпусом, защищавшим батарею Раевского
Любимый
ученик и боевой соратник
Суворова и Кутузова. В Бородинской
битве командовал 2-ой армией.
В положительном для русской армии исходе Бородинского сражения
большую роль сыграли Раевский и Багратион как талантливые
военачальники и мужественные воины.
Слайд 10 Диспозиция сил при Бородино к утру 7 сентября
1812
Слайд 11 Начальная позиция
В.В.Верещагин.
Наполеон на Бородинских высотах
Слайд 12М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк
«
… Кутузов следит только за духом войска и руководит им насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать дух войска» (гл.35)
Слайд 13
Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912
г.
Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й.
Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.
Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден».
Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.
Слайд 14Командный пункт Наполеона. 1912 г.
Вдали -Шевардинский редут - командный пункт Наполеона.
По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - Наполеон. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.
Слайд 15Семеновское (Багратионовы) флеши
Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной
наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.
У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.
Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.
Слайд 16 Бородинская битва.
Художник Ф.А.Рубо
26 августа 1812 г. утром началось Бородинское
сражение,
которое продолжалось до позднего вечера.
Слайд 17Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман.
Рейд казаков Платова
в тыл наполеоновской армии внес сумятицу
в ряды неприятеля.
В критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы УвароваВ критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы Уварова и Платова в тыл и фланг противника.
Слайд 18А.Келлерман.
Атака гвардейских егерей и матросов при селе Бородине.
Битва была ожесточенной,
атаки следовали одна за другой.
Батарея Раевского.
Самым важным местом на поле боя была батарея Раевского.
Раевский вместе со своими артиллеристами отбил 3 атаки.
Художник И.Архипов.
Атака на батарею Раевского. Художник Ф.А. Рубо
Слайд 20 Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не
разбирающийся в военном деле?
Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений?
Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
Что пишет Л.Н. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам?
«Пьер на Бородинском поле» Д.А.Шмаринов
Слайд 21В.Верещагин
Конец Бородинского сражения.
«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские
стяжали право быть непобедимыми»
Наполеон
Слайд 22 « Над всем полем, прежде столь весело-
красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Слайд 23 Сравнительная характеристика Бородинского сражения
в истории и литературе
Слайд 24 Сравнительная характеристика Бородинского сражения
в истории и литературе