Презентация, доклад по литературе А.С. Пушкин. Южная ссылка

Содержание

Познакомить с событиями биографииДать понятие о методе романтизмаВыявить черты романтизма в произведениях данного периодаСовершенствовать навык анализа стихотворного текста.Воспитывать патриотизм, гордость за национальную культуруЦели:

Слайд 1А.С. Пушкин

Южная ссылка

1820-1824
Автор: Конкина Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ

Кирицкая СОШ Спасского района Рязанской области
А.С. Пушкин Южная ссылка1820-1824Автор: Конкина Галина Николаевна,учитель русского языка и литературыМБОУ Кирицкая СОШ Спасского района Рязанской области

Слайд 2Познакомить с событиями биографии

Дать понятие о методе романтизма

Выявить черты романтизма в

произведениях данного периода

Совершенствовать навык анализа стихотворного текста.

Воспитывать патриотизм, гордость за национальную культуру

Цели:

Познакомить с событиями биографииДать понятие о методе романтизмаВыявить черты романтизма в произведениях данного периодаСовершенствовать навык анализа стихотворного

Слайд 3В 1820 году царь Александр I приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта

за то, что он «наводнил Россию возмутительными стихами». Стоял вопрос, куда сослать Пушкина – в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направляется в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 года он отправился в южную ссылку.

Александр I

Н.М. Карамзин

В.А. Жуковский

П.Я. Чаадаев

Милорадович

В 1820 году царь Александр I приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта за то, что он «наводнил Россию

Слайд 417 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы.
Не приступив

к своим служебным обязанностям, искупавшись в Днепре, простудился и тяжело заболел. В это время в Екатиринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Путь её лежал на Кавказские воды.Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения , и поэт вместе с Раевскими поехал на юг. Поэт был окружён дружеской заботой.С любопытством слушал рассказы Раевского о военных походах. Внимание
его привлекла и юная Мария
Раевская.

Николай Николаевич Раевский

Софья Александровна Раевская

Мария Раевская

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!..
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей! («Евгений Онегин»)

17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Не приступив к своим служебным обязанностям, искупавшись в

Слайд 5Путешествие увлекло Пушкина. Всё было ново и необычно. Он поднимался в

горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина. На Кавказе Пушкин увидел простых, гордых, сильных духом людей.
Путешествие увлекло Пушкина. Всё было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских

Слайд 6На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в

Крым. Пушкин побывал в Феодосии , Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе

По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта.
В Гурзуфе жил до сентября: читал любимых поэтов-романтиков (Байрона, А.Шенье), «купался в море и объедался виноградом».
В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом — через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова.
В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.

Дом-музей А.С.Пушкина в Кишиневе

Дом –музей А.С.Пушкина в Гурзуфе

На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии ,

Слайд 7« Погасло дневное светило…»
Стихотворением «Погасло дневное светило…»(1820), написанном на корабле по

пути из Феодосии в Гурзуф, открылся новый, романтический период в творчестве Пушкина. В стихотворении возникает господствующая во всей романтической лирике интонация элегического раздумья о жизни, о судьбе человека, о надеждах и мечтах. В центре элегии – личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. Стихотворение подводит итог размышлениям Пушкина о Петербурге, об «отеческих краях». Пушкин не удовлетворён собой и своим окружением. Отсюда возникает контраст между «берегом отдалённым» и «брегами печальными», между прежним существованием и ожиданием полной свободы, сопоставляемой с грозной стихией океана. Душа как бы роднится с океаном. Она тоже полна волнения, ей тоже свойственны душевные бури… Как лейтмотив воспринимаются строки, полные надежд, ожиданий, предчувствий:
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
В элегии преобладают эмоционально-оценочные эпитеты, глаголы часто даны в повелительной форме («шуми, шуми…», «волнуйся…», «лети…», «неси…»). В стихотворении возникает образ романтического изгнанника, который порывает с прежними нравственными убеждениями и устремляется к новым берегам и впечатлениям, чарующим своей неизвестностью и загадочностью. Те же чувства, которые поэт выразил в стихотворении «Погасло дневное светило…», характерны и для других его произведений, в частности для южных поэм.
« Погасло дневное светило…»Стихотворением «Погасло дневное светило…»(1820), написанном на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф, открылся

Слайд 81. Романтическая страстная личность.
2. Конфликт между личностью и обществом.
3. Сильный характер

романтического героя.
4. Исключительные обстоятельства.
5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.
6. Стремление к абсолютной свободе.
7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.

жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека

Романтизм

элегия

1. Романтическая страстная личность.2. Конфликт между личностью и обществом.3. Сильный характер романтического героя.4. Исключительные обстоятельства.5. Экзотическая природа,

Слайд 9человек испытывает одиночество, разочарованность, равнодушие к жизни и удовольствиям, «преждевременную старость

души», как следствие, к нему приходит неутолимое желание странствовать, скитаться и грустить при этом о покинутой родине (о преданной любви, об оклеветанной дружбе и т.д.), он понимает с тоской, что впереди полная неизвестность…

Формы романтического поведения

здесь в повседневной жизни человек ходит на службу, заботится о пропитании, об одежде, решает самые обычные житейские вопросы,
но одновременно с этим романтик ощущает себя принадлежащим ещё одному миру — там он представляет себя, например, особым избранником, которого не понимают окружающие , поэтому он бежит от пустой и бездушной «толпы» и в уединении посвящает себя сложнейшим вопросам о смысле жизни, о судьбах народов и т.п

Характерное для романтиков ощущение двоемирия

человек испытывает одиночество, разочарованность, равнодушие к жизни и удовольствиям, «преждевременную старость души», как следствие, к нему приходит

Слайд 10« КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

«БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН»

«БРАТЬЯ РАЗБОЙНИКИ»


«ЦЫГАНЫ»
Южные поэмы

« КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»«БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН»«БРАТЬЯ РАЗБОЙНИКИ»«ЦЫГАНЫ»Южные поэмы

Слайд 11«Кавказский пленник»
Кавказский пленник» (1820—1821) — вторая завершённая поэма Пушкина и первая,

написанная во время южной ссылки. Сочетает элементы описательной (Пушкин планировал написать о Крыме и Кавказе описательные поэмы) и сюжетной романтической поэмы: эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки) . Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Поэма получила огромную популярность, в том числе вызвала много подражаний; одноименную поэму (заимствующую у Пушкина целые фрагменты текста) написал 14-летний Лермонтов. Значительное влияние на «Кавказского пленника» оказали поэмы Байрона — «Дон Жуан» , «Абидосская невеста» , «Гяур» , — с французскими переводами которых Пушкин познакомился во время южной ссылки.
«Кавказский пленник»Кавказский пленник» (1820—1821) — вторая завершённая поэма Пушкина и первая, написанная во время южной ссылки.

Слайд 12Иллюстрация А.С. Пушкина

Иллюстрация А.С. Пушкина

Слайд 13«Бахчисарайский фонтан» – одно из наиболее известных произведений автора.
Пушкин приехал

в Бахчисарай 7 сентября 1820 года. Главная достопримечательность этого крымского города — Ханский дворец, резиденция Гиреев – не произвела на поэта особого впечатления, но запали в душу “Фонтан слез” и легенда о любви Крым-Гирея. Он был настолько впечатлен, что решил описать увиденное на бумаге.

«Бахчисарайский фонтан»

«Бахчисарайский фонтан» – одно из наиболее известных произведений автора. Пушкин приехал в Бахчисарай 7 сентября 1820 года.

Слайд 14То, что напечатано под названием "Братья разбойники", - это всего лишь

отрывок большой романтической поэмы, которую Пушкин писал в 1821-1822 годах. Поэма касалась Степана Разина, вождя казачьих восстаний XVII века. Тема показалась поэту не только запретной, но и трудно поддающейся обработке. 11 июня 1823 года он писал А. А. Бестужеву: "Разбойников я сжёг - и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского… " В альманахе "Полярная звезда" на 1825 год этот отрывок был впервые напечатан. В месяцы, предшествующие восстанию декабристов, альманах имел огромный успех.

«Братья разбойники»

То, что напечатано под названием

Слайд 15Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
С

точки зрения сюжета и «главного лица» поэма «Цыганы» (1824) — как бы вариация «Кавказского пленника». Подобно Пленнику, Алеко в поисках свободы бросает свою «отчизну», цивилизованную жизнь, уходит в степи Молдавии, присоединяется к кочующим цыганам.

«Цыганы»

Цыганы шумною толпойПо Бессарабии кочуют.Они сегодня над рекойВ шатрах изодранных ночуют.С точки зрения сюжета и «главного лица»

Слайд 16Поэма «Цыганы» написана в 1824 году. Она является завершением романтического цикла

произведений Пушкина. Время написания поэмы совпадает с очень важными событиями в жизни автора. Начатая на юге в январе 1824 года, поэма закончена в Михайловском 10 октября. В основу «Цыган» , как и других «южных поэм» , легли собственные наблюдения и впечатления поэта. Однако автобиографический элемент выступает здесь в новом качестве. Он проявляется в совмещении жизненных ситуаций автора и героя: странствования Пушкина с цыганским табором в Молдавии летом 1821 года становятся подосновой истории героя, что акцентируется совпадением имен (Александр-Алеко) . Автобиографическое начало определяет характер лирического повествования: сходство мыслей поэта и героя — оба они отрицают «неволю душных городов» , «оковы просвещенья» . Вспомним стихотворение «К морю» . Все это — устойчивые мотивы в лирике Пушкина «южного периода».
Поэма «Цыганы» написана в 1824 году. Она является завершением романтического цикла произведений Пушкина. Время написания поэмы совпадает

Слайд 17«свободы сеятель пустынный…»
Сеятель свободы оказывается одиноким в пустыне мира, не находя

отзвука своим проповедям и призывам. Народы не внемлют ему и не идут за ним. Образ сеятеля трагичен, потому что он слишком рано пришёл в жизнь, и его слово, обращённое к народам, брошено на ветер. Горько иронизируя над народами, Пушкин в то же время скорбит о них. Семена свободы не могут дать всходов, ибо они брошены сеятелем в «порабощённые бразды» Народы, пребывающие в рабстве, , не просвещены, их мысли и чувства не пробуждены, усилия сеятеля остаются бессмысленными. Так, рабство становится непреодолимым препятствием для достижения вольности.

В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...».
Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время,
Благие мысли и труды

«свободы сеятель пустынный…»Сеятель свободы оказывается одиноким в пустыне мира, не находя отзвука своим проповедям и призывам. Народы

Слайд 18В июле 1823 г. состоялся перевод Пушкина в Одессу, где он

перешел в подчинение к новому наместнику Новороссийского края, графу М.С. Воронцову. Пушкин сам желал перевода в Одессу. Он писал брату: "Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу - я оставил мою Молдавию и явился в Европу. Ресторация и итальянская опера напомнили мне старину и, ей богу, обновили мне душу".

В Одессе поэт провел 13 месяцев - с 3 июля 1823 г. по 31 июля 1824 г. Здесь им были написаны две с половиной главы "Евгения Онегина", поэма "Цыганы", закончен "Бахчисарайский фонтан", стихотворения: "Свободы сеятель пустынный", "Невинный страж дремал на царственном пороге", "Зачем ты послан был и кто тебя послал", "Ночь", "Демон", "Телега жизни", "Придет ужасный час" и много других.

Дом в Одессе, где жил Пушкин

В июле 1823 г. состоялся перевод Пушкина в Одессу, где он перешел в подчинение к новому наместнику

Слайд 19Поэт был встречен ласково, стал бывать в доме Воронцовых, пользовался их

библиотекой. Но к концу 1823 - началу 1824 гг. отношения стали крайне недоброжелательными, резко враждебными. Воронцов, несмотря на рекомендации, на знание, что Пушкин известный поэт, воспринимает его как мелкого чиновника, к тому же сосланного правительством, не заслуживающего каких-либо особых льгот, много о себе возомнившего.. И однажды отправил его в Херсонсую губернию для борьбы с саранчой. Принято считать, что, вернувшись из Херсона, Пушкин представил в качестве отчета о проделанной работе свою знаменитую эпиграмму, емко и лаконично объясняющую суть сложившейся ситуации:
САРАНЧА
23 мая — Летела, летела,
24 мая — И села;
25 мая — Сидела, сидела,
26 мая — Все съела,
27 мая — И вновь улетела.
Коллежский секретарь Александр Пушкин.
Поэт видит в новороссийском генерал-губернаторе сноба, придворного хама и мелкого эгоиста, пишет на него эпиграммы , одна из самых известных
Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
По некоторым источникам, существенную роль сыграло взаимное увлечение Пушкина и Е.К. Воронцовой, жены генерал-губернатора. Ей поэт посвятил стихотворения "Храни меня, мой талисман", "Приют любви, он вечн› полон", "Все кончено: меж нами связи нет" , «Сожжённое письмо». По настоянию графа Воронцова в июле 1824 г. Пушкин был исключен со службы и выслан в Михайловское.
Поэт был встречен ласково, стал бывать в доме Воронцовых, пользовался их библиотекой. Но к концу 1823 -

Слайд 20Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Михаил Семенович Воронцов

Елизавета Ксаверьевна ВоронцоваМихаил Семенович Воронцов

Слайд 21«К морю» («Прощай, свободная стихия…»)
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с

морем»
«К морю» («Прощай, свободная стихия…»)И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем»

Слайд 22Накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым

была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.
Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер. В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами». Именно этих качеств так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников. При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями. Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна. И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу. «Ты ждал, ты звал … я был окован», — пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой.
Накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в

Слайд 23Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь

о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.
Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию. К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал. Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести — «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл. Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».

В последних двух лирически‑взволнованных строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые и бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красотой». Свободный и величавый гул моря еще долго будет слышен поэту «в глуши, во мраке заточенья» михайловской ссылки.

Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще

Слайд 24Домашнее задание
Озвучивание конспекта « Южная ссылка Пушкина»

Составить композиционный план элегии «К

морю»

1 группа: Найти средства выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря

2 группа: 1)Синтаксис стихотворения. Какими приёмами пользуется Пушкин? 2)Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации , ассонанса.

Домашнее заданиеОзвучивание конспекта « Южная ссылка Пушкина»Составить композиционный план элегии «К морю»1 группа: Найти средства выразительности, которыми

Слайд 25Портрет Карамзина http://www.ulyanovskcity.ru/images/afisha/db17f428a7a4515e36240e5963694aa9.jpg
Портрет Жуковского http://works.tarefer.ru/45/100091/pics/image003.jpg
Портрет Чаадаева http://img.photobucket.com/albums/v138/picotheman/464px-Chaadaev_portrait_zpsb4eaa070.jpeg
Портрет АлександраI http://www.territa.ru/_ph/221/2/827339478.jpg
К. Брюллов «Бахчисарайский

фонтан» http://www.edu54.ru/sites/default/files/images/2011/01/232bd0965cfc0d0246a8efd924178fa9490a79e3.preview.jpg

Интернет-источники:

Портрет Е.К. Воронцовой
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=c37df1891e220a3473210b0bbadb4f0c-94-144&n=21

Портрет графа Воронцова
http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/0098-074.jpg

Иллюстрации к произведениям поэта
http://www.bookriver.ru/img/covers/377091.jpg

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f20e61def182870e1e4ae9035759ec9f-18-144&n=21

http://family-values.ru/files/p3130/1_9508.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/907/110907588_0022037ASPushkinoprirodekavkaza.jpg

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=9e3689551d83d15d8006165a02795b41-00-144&n=21
Картинка для презентации

Портрет Карамзина http://www.ulyanovskcity.ru/images/afisha/db17f428a7a4515e36240e5963694aa9.jpgПортрет Жуковского http://works.tarefer.ru/45/100091/pics/image003.jpgПортрет Чаадаева http://img.photobucket.com/albums/v138/picotheman/464px-Chaadaev_portrait_zpsb4eaa070.jpegПортрет АлександраI http://www.territa.ru/_ph/221/2/827339478.jpgК. Брюллов «Бахчисарайский фонтан» http://www.edu54.ru/sites/default/files/images/2011/01/232bd0965cfc0d0246a8efd924178fa9490a79e3.preview.jpgИнтернет-источники:Портрет Е.К. Воронцовойhttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=c37df1891e220a3473210b0bbadb4f0c-94-144&n=21Портрет графа Воронцоваhttp://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/0098-074.jpgИллюстрации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть