Презентация, доклад по литературе А.Фет. Любовная лирика 10 класс

Содержание

Тема любви

Слайд 1АФАНАСИЙ ФЕТ
1820 - 1892

АФАНАСИЙ ФЕТ1820 - 1892

Слайд 2Тема любви

Тема любви

Слайд 3Адресаты любовной лирики
Мария Лазич
Мария Петровна Боткина
Татьяна Андреевна Кузминская
Елизавета Дмитриевна Дункер
Светлана Николаевна

Голицына
и другие




Адресаты любовной лирики Мария ЛазичМария Петровна БоткинаТатьяна Андреевна КузминскаяЕлизавета Дмитриевна ДункерСветлана Николаевна Голицына  и другие

Слайд 4

М а р и я
П е т р о в н

а
Б о т к и н а
М а р и яП е т р о в н а Б о т к и

Слайд 5Женитьба. Переезд в Москву.
1857 год – в Париже Афанасий Фет женится

на Марии Петровне Боткиной, дочери богатого чаеторговца.
1858 год – Фет выходит в отставку, так и не получив дворянского звания (он был штаб-ротмистром, тогда как дворянином мог стать только полковник). Фет переезжает с семьей в Москву и активно занимается литературным творчеством. Постепенно Афанасий Афанасьевич все больше повышает цену своих стихотворений.
Начало 1860-х годов – Фет разочаровывается в литературной деятельности. Он покупает поместье в деревне Степановке Мценского уезда и занимается исключительно им. Постепенно поэт превращается в заурядного помещика. В частности, Фет был настроен против реформы 1861 года и всевозможных революционных движений, захвативших обе столицы Российской империи. Из-за этого поэту даже пришлось порвать отношения с друзьями – те были настроены более лояльно по отношению к реформам.
1860-е – 1870-е годы – переписка с Л.Н. Толстым.
Этот же период – Фет практически не пишет стихов. Его литературная деятельность в это время ограничивается лишь некоторыми публикациями, порицающими нигилистов («Письма из деревни» в «Русском вестнике» издателя Каткова).

Женитьба. Переезд в Москву.1857 год – в Париже Афанасий Фет женится на Марии Петровне Боткиной, дочери богатого

Слайд 6С.А.Толстая

С.А.Толстая

Слайд 7Т.Бернс (Кузьминская), младшая сестра С.Толстой

Т.Бернс (Кузьминская), младшая сестра С.Толстой

Слайд 8Татьяна Берс
«Когда вы поёте, слова летят на крыльях».
« Окна в зале были

отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.       ...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки».
Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской)‏


Встреча произошла летом 1866 г.
Стихотворение написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.
В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно открывает цикл «Мелодии»

Татьяна Берс«Когда вы поёте, слова летят на крыльях».« Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами

Слайд 9Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в

гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
 

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был

Слайд 10


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи …
Рояль, струны, песня,

голос, звуки, пела

Сердца, слёзы, любовь, жизнь


МУЗЫКА красота



ПРИРОДА ночь

ЛЮБОВЬ счастье

ГАРМОНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи …Рояль, струны, песня, голос, звуки, пелаСердца, слёзы, любовь, жизньМУЗЫКА

Слайд 11СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ



В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж.

И все это так конкретно и ярко, что, кажется, он дает описание живописного полотна или даже сцены из театрального спектакля, где декорации — живые картины, а действие — жизнь песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить и плакать.
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫВ стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. И все это так конкретно и

Слайд 12
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном

единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.

Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫВ поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви

Слайд 13Афанасий Фет и Мария Лазич
"Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную

..."
Афанасий Фет и Мария Лазич

Слайд 14


М а р и я
Л а з и ч

М а р и я Л а з и ч

Слайд 15Как погибла Мария Лазич?
Смерть молодой женщины трудно вообразить. Она заживо сгорела

в пламени огня. Трагедия произошла в доме отца. Он запрещал своим дочерям курить, и они делали это украдкой. Так и в последний раз Мария прилегла с книгой в белом кисейном платье, закурив, бросила на пол спичку, полностью сосредоточившись на чтении. От непотушенной спички загорелся лежавший на полу подол платья, она только тогда это заметила, когда вся правая сторона его пылала огнём.

Растерявшись, девушка вместо того, чтобы повалиться на пол, и постараться затушить огонь своим телом, бросилась бегом по всем комнатам к балконной двери. Горящие куски ткани отрывались и падали на паркет. Выбежав на балкон, несчастная лишь усложнила ситуацию - на воздухе пламя поднялось выше головы.

В тот момент в доме было безлюдно, и никто не мог помочь объятой пламенем Марии справиться с огнём. Но все, кто находился во дворе, слышали, как горящим факелом пробегая по комнатам свои последние метры, она кричала: “Берегите письма!”. От сильных ожогов Марию невозможно было спасти, и на четвёртые сутки она скончалась. Её последней фразой было: “Он не виноват, а я…”

До конца своих дней Фет не мог забыть Марию Лазич, жизненная драма, как ключ, питала его лирику, придавала стихам особое звучание. Предполагают, что у его любовных строк был один адресат, они - монолог поэта к умершей Марии, исполненные раскаянья, страстные. Её образ не раз возрождался в фетовской лирике: “Я пронесу твой свет чрез жизнь земную.”
Как погибла Мария Лазич?		Смерть молодой женщины трудно вообразить. Она заживо сгорела в пламени огня. Трагедия произошла в

Слайд 16Стихи, посвященные Марии Лазич
« В долгие ночи …» 1851
« Неотразимый образ

…» 1856
« В благословенный день …» 1857
« Старые письма» 1859
« В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864
« Alter ego» 1878
« Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878
« Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884
« Солнца луч промеж лип …» 1885
« Нет, я не изменил …» 1887


Стихи, посвященные Марии Лазич« В долгие ночи …» 1851« Неотразимый образ …» 1856« В благословенный день …»

Слайд 17Старые письма
Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные,

вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Все, что давно-давно утрачено душой. Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку, - Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! - Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь. Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос все прощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза.
Старые письма   Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И

Слайд 19Автограф стихотворения "Alter Ego“ (Январь 1878 г.)

Афанасий

Афанасьевич Фет

Как лилия глядится в нагорный ручей, Ты стояла над первою песней моей, И была ли при этом победа, и чья,- У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья? Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Та трава, что вдали, на могиле твоей, Здесь, на сердце, чем старее оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут. Нас с тобой ожидает особенный суд; Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
 

Автограф стихотворения

Слайд 20Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что

с той же страстью,
Рассказать, что солнце встало, Как вчера, пришёл я снова,
Что оно горячим светом Что душа всё так же счастью
По листам затрепетало; И тебе служить готова;

Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что отовсюду
Весь проснулся, веткой каждой, На меня весельем веет,
Каждой птицей встрепенулся Что не знаю сам, что буду
И весенней полон жаждой; Петь,- но только песня зреет.

Я пришёл к тебе с приветом    Рассказать, что с той же страстью,Рассказать, что солнце

Слайд 21О природе

«солнце встало»

«горячим светом по листам затрепетало»

«лес проснулся»

«каждой птицей встрепенулся»

О любви

«с

той же страстью»
«душа… счастью и тебе служить готова»
«весельем веет»
«буду петь»

Природа, пейзаж - лишь I план стихов, основная же тема - любовь



О природе«солнце встало»«горячим светом по листам затрепетало»«лес проснулся»«каждой птицей встрепенулся»О любви«с той же страстью»«душа… счастью и тебе

Слайд 22Лирическое движение
В стихотворении нет сюжета, нет события. Но мы чувствуем, как

нарастает чувство радости от жизни, от любви, и мы можем определить этапы этого развития:

Радость героя
проснувшийся лес

зреющая в душе торжественная песня

А скрепляют строки повторы





мир, залитый солнцем,


человеческое сердце, открывшееся
счастью и готовое ему служить,

Лирическое движениеВ стихотворении нет сюжета, нет события. Но мы чувствуем, как нарастает чувство радости от жизни, от

Слайд 23М.Е.Салтыков –Щедрин писал:
«Содержание его составляет чувство неясное, что даже для

собственного определения оно не может остановиться ни на каком отдельном образе, а беспрерывно мчится от образа к другому…»
М.Е.Салтыков –Щедрин писал: «Содержание его составляет чувство неясное, что даже для собственного определения оно не может остановиться

Слайд 24
Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья. Свет ночной, ночные

тени,           Тени без конца, Ряд волшебных изменений           Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,           Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,           И заря, заря!..
1850


«Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени».
М. Е. Салтыков-Щедрин

Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья.  Свет ночной, ночные тени,

Слайд 25Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»
Рассмотрите иллюстрацию,
созданную Я. Полонским (другом

А. Фета).
Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»Рассмотрите иллюстрацию, созданную Я. Полонским (другом А. Фета).

Слайд 26Шепот, робкое дыханье…


2. …Ряд волшебных изменений милого лица …


3.

… И лобзания, и слезы …


1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья …

2. …Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца …


3. … В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря …
И заря, заря!..

Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы …1.

Слайд 27

МИР ЧЕЛОВЕКА
МИР ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
СВИДАНИЕ
СЧАСТЬЕ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ

МИР ЧЕЛОВЕКАМИР ПРИРОДЫВСТРЕЧАСВИДАНИЕСЧАСТЬЕВЕЧЕРНОЧЬЗАРЯ

Слайд 28Цвет и звук






Серебро
Свет ночной ночные тени
Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря
Шепот,

дыханье, трели соловья, колыханье ручья

- - - - - - - - - -

Лобзания

Цвет и звукСереброСвет ночной ночные тениДымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заряШепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья- -

Слайд 29Какова в стихотворении роль контрастов?






Шепот, робкое дыханье …
И лобзания, и слезы


Серебро …

Пурпур розы, отблеск янтаря …

Ночные тени, тени без конца

И заря, заря !..



В дымных тучках …

Пурпур, янтарь, заря

Какова в стихотворении роль контрастов?Шепот, робкое дыханье …И лобзания, и слезы …Серебро …Пурпур розы, отблеск янтаря …Ночные

Слайд 30Ассонанс и аллитерация



1
строфа
2
строфа
3
строфа



Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья

Открытый [a]:
ночной,

конца, ряд волшебных, милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица

Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря

Ассонанс и аллитерация1 строфа2строфа3строфаОткрытый [a]:шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручьяОткрытый [a]:ночной, конца, ряд волшебных, милого лица Согласные

Слайд 31ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА
Роза - это символ природной красоты, огня страсти,

земной радости.

Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТАРоза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике

Слайд 32

Черты импрессионизма...
Подвижность
Изменчивость
Мимолетность
Фрагментарность композиции
Неожиданный взгляд на мир


Богатство красок

Необычные ракурсы и светотени

Субъективизм и эмоциональность

Черты импрессионизма... Подвижность Изменчивость Мимолетность Фрагментарность композиции Неожиданный взгляд на мир Богатство красок Необычные ракурсы и светотени

Слайд 33

Клод Моне
"Вечер"
«Маки»

Клод Моне

Слайд 34


Вечер - Середина ночи - Перед рассветом - Рассвет
трели

соловья полумрак

свет ночной свет луны тени

дымные тучи мрак рассеивается

заря восход солнца

Игра света в стихотворении

Вечер - Середина ночи - Перед рассветом - Рассвет трели соловья полумрак свет ночной свет луны тени

Слайд 35

Серебро - белый
Свет ночной - голубоватый
Тени - цветные
Пурпур - красный
Янтарь- желтый


Заря - алый
Серебро - белыйСвет ночной - голубоватыйТени - цветныеПурпур - красныйЯнтарь- желтый Заря - алый

Слайд 36


Пьер Синьяк
«Гавань в Марселе»
«Сосна»

Пьер Синьяк«Гавань в Марселе»«Сосна»

Слайд 37
В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный

культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.
В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в

Слайд 38
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
« Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний.

Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».
Л. Озеров
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ« Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни

Слайд 39 А. А. Фет
Художественный мир А.А.Фета
2. Природа, жизнь, любовь – единое.
1.

Жизнеутверждающая поэзия.

3. Природа – живое существо.

4.Очарование природы – стимул для творчества.

5. Природа – возможность для человека прикоснуться к вечности.

6. Движение природы, цвет, звуки, запахи – всё составляет мир природы.


7. Мир природы и чувств переплетаются.

8.Чувство любви всегда связано с чувством прекрасной природы.

9 .Природа – фон для сюжетных изгибов любовного чувства.

10. Любовь – единственное содержания человеческой жизни.

11.Недосказанность, глубина лирического подтекста.

12. Музыкальность стихотворений.

А. А. ФетХудожественный мир А.А.Фета2. Природа, жизнь, любовь – единое.1. Жизнеутверждающая поэзия.3. Природа – живое существо.4.Очарование

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть