Презентация, доклад по литературе 10 класс на тему М. Ю. Лермонтов Демон

Содержание

Демон — именно тот образ, который лучше всего способен выразить состояние мятежного духа. Поэт в образе Демона показал страдания, муки великого духа и невольно продемонстрировал таящуюся за чарующе-притягательной натурой Демона опасность

Слайд 1М. Ю. Лермонтов « Демон»
Он сам был демон, падший прекрасный

ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…

Учитель литературы
МАОУ СОШ № 14 г. Серов Волжанина В. И.

зло со страстной мечтой...

М. Ю. Лермонтов « Демон» Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной

Слайд 2
Демон — именно тот образ, который лучше всего способен

выразить состояние мятежного духа. Поэт в образе Демона показал страдания, муки великого духа и невольно продемонстрировал таящуюся за чарующе-притягательной натурой Демона опасность
Демон — именно тот образ, который лучше всего способен выразить состояние мятежного духа. Поэт в

Слайд 4
Образ Демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души

поэта, для которой Демон явился живым переживанием, а не фантазией.
Образ Демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души поэта, для которой Демон явился живым

Слайд 5
Словарь В.И. Даля приводит обширный ряд слов-синонимов к слову Демон; казалось

бы, они обозначают одно и то же, но между ними есть разница
Сатана — тот, кто зол из-за кичливости (гордости) духа. Дьявол — тот, кто зол по природе своей. Демон — тот, кто во зле из-за любви к мирскому (земному )
Демон пристрастен к земной жизни, к жизни человека
Словарь В.И. Даля приводит обширный ряд слов-синонимов к слову Демон; казалось бы, они обозначают одно и то

Слайд 6
Тема добра и зла всегда будет актуальна, пока живет человек,

поскольку в самом человеке все время происходит борьба между добром и злом. Человека постоянно что-то в этом мире искушает: желание скрыть, утаить, обмануть, оправдаться… И поэтому так интересен образ Демона — злого духа, влюбленного в земное.
Тема добра и зла всегда будет актуальна, пока живет человек, поскольку в самом человеке все время

Слайд 7
"Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним

теснилися толпой

Слайд 8
Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая

комета Улыбкой ласковой привета Любила обменяться с ним..."
Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета

Слайд 9
Когда-то за попытку совершить дерзкий поступок — встать вровень с

Богом, он был низвергнут с небес, и стал отверженным, блуждал (без цели, без приюта).
Когда-то за попытку совершить дерзкий поступок — встать вровень с Богом, он был низвергнут с небес,

Слайд 10
Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной,

мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мире. По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикоснется, он — орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова: Помчался — но куда? зачем? Не знаю... прежними друзьями Я был отвергнут; как эдем, Мир для меня стал глух и нем.
Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из

Слайд 11
Одиночество, отверженность, глубокая печаль, ненависть, скука

Одиночество, отверженность, глубокая печаль, ненависть, скука

Слайд 12
"В последний раз Она плясала, Увы, заутро ожидала, Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба

печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне И незнакомая семья..."

Слайд 13
Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение.

Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”: И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты! В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог: Он любовался — и мечты О прежнем счастье цепью длинной, Как будто за звездой звезда, Пред ним катилися тогда.
Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила “немой души его

Слайд 14
Несётся конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит

на скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит…
Несётся конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на скаку, Прислушается к

Слайд 15
Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица,

этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.
Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для

Слайд 16
И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит

он, что жизни новой Пришла желанная пора. Неясный трепет ожиданья, Страх неизвестности немой, Как будто в первое свиданье Спознались с гордою душой
И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой

Слайд 17
"Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё

земное, Люби меня

Могучий взор смотрел ей в очи, Он жёг ее во мраке ночи..."


Слайд 18
вместе со злом и разрушением в нем живет любовь и мечта

о прекрасном

Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, – я у ног твоих! Тебе принес я в умиленье Молитву тихую любви, Земное первое мученье И слезы первые мои.

вместе со злом и разрушением в нем живет любовь и мечта о прекрасном Я тот, чей взор

Слайд 19
Я позавидовал невольно Неполной радости земной; Не жить, как ты, мне стало больно, И

страшно – розно жить с тобой. В бескровном сердце луч нежданный Опять затеплился живей, И грусть на дне старинной раны Зашевелилася, как змей. Что без тебя мне эта вечность? Моих владений бесконечность? Пустые звучные слова, Обширный храм – без божества!
Я позавидовал невольно Неполной радости земной; Не жить, как ты, мне стало больно, И страшно – розно

Слайд 20
Оставь меня, о дух лукавый! Молчи, не верю я врагу… Творец… Увы! я

не могу Молиться… гибельной отравой Мой ум слабеющий объят! Послушай, ты меня погубишь; Твои слова – огонь и яд… Скажи, зачем меня ты любишь!
Оставь меня, о дух лукавый! Молчи, не верю я врагу… Творец… Увы! я не могу Молиться…

Слайд 21
Тамара Нас могут слышать!.. Демон Мы одне. Тамара А бог! Демон На нас не кинет взгляда: Он занят небом,

не землей! Тамара А наказанье, муки ада? Демон Так что ж? Ты будешь там со мной!
Тамара  Нас могут слышать!..  Демон  Мы одне.  Тамара  А бог!  Демон

Слайд 22
Твоей любви я жду как дара, И вечность дам тебе за миг; В

любви, как в злобе, верь, Тамара, Я неизменен и велик. Тебя я, вольный сын эфира, Возьму в надзвездные края; И будешь ты царицей мира, Подруга первая моя; Без сожаленья, без участья Смотреть на землю станешь ты, Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить.
Твоей любви я жду как дара, И вечность дам тебе за миг; В любви, как в злобе,

Слайд 23
Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее. Во мраке ночи Над

нею прямо он сверкал, Неотразимый, как кинжал. Увы! злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник. Мучительный, ужасный крик Ночное возмутил молчанье. В нем было все: любовь, страданье. Упрек с последнею мольбой И безнадежное прощанье — Прощанье с жизнью молодой
Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее. Во мраке ночи Над нею прямо он сверкал,

Слайд 24
…Улыбка странная застыла, Мелькнувши по ее устам. О многом грустном говорила Она внимательным глазам: В

ней было хладное презренье Души, готовой отцвести, Последней мысли выраженье, Земле беззвучное прости. Напрасный отблеск жизни прежней, Она была еще мертвей, Еще для сердца безнадежней Навек угаснувших очей...
…Улыбка странная застыла, Мелькнувши по ее устам. О многом грустном говорила Она внимательным глазам: В ней было

Слайд 25
"Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Билей и чище покрывала Был

томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль деницы..."

Слайд 26
"В пространстве синего эфира, Один из ангелов святых, Летел на крыльях золотых, И душу

грешную от мира Он нес в объятиях своих. И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Издалека уж звуки рая К ним доносилися - как вдруг Свободный путь пересекая, Взвился из бездны адский дух."

Слайд 27
И Ангел строгими очами На искусителя взглянул И, радостно взмахнув крылами, В сиянье неба

потонул. И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..
И Ангел строгими очами На искусителя взглянул И, радостно взмахнув крылами, В сиянье неба потонул. И проклял

Слайд 28
Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них

нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла. И самым жестоким обвинением против Творца является земля: Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить.
Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека.

Слайд 29
Мятежный Демон и гордый Мцыри - эти лермонтовские герои, наделенные

непреклонной волей и сильными страстями, стали символическим выражением неодолимого стремления человека к свободе.
Мятежный Демон и гордый Мцыри - эти лермонтовские герои, наделенные непреклонной волей и сильными страстями, стали

Слайд 30
В поэме “Демон” заложен огромный социальный смысл. Герой поэмы носит в

себе черты живых людей, современников поэта. Передовые люди 30-х годов XIX века страстно искали истину, резко критиковали самодержавно-крепостническую действительность. Черты таких страдальцев-бунтарей Лермонтов и отразил в образе Демона. Это бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Демон рвется к людям и презирает их. Демон не может освободиться от отравившего его зла и не виновен в нем.
В поэме “Демон” заложен огромный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть