Презентация, доклад по дисциплине Русский язык на тему ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Содержание

Что такое язык и речь?Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на

Слайд 1ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И РЕЧИ


Выполнила
преподаватель русского
языка и литературы
Бартенева Наталья
Сергеевна


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Слайд 2Что такое язык и речь?
Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука

пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ёще более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия. Развитие лингвистики никогда не было плавным и постепенным. Революции сменялись периодами затишья, когда ученые лишь накапливали материал и совершенствовали научные методы. Менялись и приоритетные проблемы. Нередко вопросы, которые в одну эпоху считались «ненаучными» или «нелингвистическими», в другую оказывались в центре внимания. Но ни одна из существенных проблем не уходит из науки насовсем, даже если она надолго выпадает из поля зрения лингвистов. Обращаясь к оставленным на время вопросам, лингвистика изучает их на новом, более высоком уровне. Так что развитие лингвистики, как и других наук, это движение вперед как бы по спирали.
Что такое язык и речь?Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука пытается ответить с древности и до

Слайд 3 Язык представляет собой целостную систему фонетических, графических, лексических,

грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения.
Речевое общение осуществляется по законам того или иного языка.
С помощью языка как системы осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, в процессе трудовой или другой общественно-полезной деятельности. В психологии знак определяется как «любой материальный элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для передачи информации».
Язык – это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.
Язык включает слова с их значениями («отношение» слова к обозначаемому им объекту реальной действительности.) и синтаксисом (система норм, правил построения речевых высказываний).
Язык представляет собой целостную систему фонетических, графических, лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих

Слайд 4 С философской точки зрения язык может рассматриваться как система

общественно выработанных средств для осуществления деятельности общения.
Язык – средство передачи сообщений.
Выполняя эту функцию, язык должен обладать такими качествами:
1.способностью « отражать» окружающую действительность посредством определенных знаков (слово).
2.фиксацией и обобщением информации посредством определенных кодов (совокупность знаков, символов, при помощи которых информация может быть представлена для передачи, обработки и хранения).
С философской точки зрения язык может рассматриваться как система общественно выработанных средств для осуществления деятельности

Слайд 5 А.Р. Лурия определил язык как сложную систему кодов, обозначающих

предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию передачи информации и введения ее в различные системы.
А.Р. Лурия определил язык как сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые

Слайд 6 Язык как лексическая и грамматическая система потенциально существует в

сознании индивидов, принадлежащих к одной языковой общности. Как общественный продукт и средство взаимопонимания людей, язык не зависит от индивида, который на нем говорит. Напротив, индивид должен прилагать немалые усилия, чтобы в совершенстве овладеть системой языка.
Язык как лексическая и грамматическая система потенциально существует в сознании индивидов, принадлежащих к одной языковой

Слайд 7 Речь означает акт, посредством которого индивид пользуется языком для

выражения своих мыслей, это использование языка в целях общения; она состоит из индивидуальных актов говорения и слушания, осуществляемых в круговороте общения.
Речь означает акт, посредством которого индивид пользуется языком для выражения своих мыслей, это использование языка

Слайд 8 «В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она

обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д.», – указывает А.А. Леонтьев
«В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя,

Слайд 9 Язык и речь «тесно между собой связаны и друг

друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила свое действие; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык: исторически факт речи всегда предшествует языку» (Соссюр).
Язык и речь «тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы

Слайд 10 Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть

форма существования и развития языка. Но признавая все это, Соссюр заявляет: «все это не мешает тому, что это две вещи совершенно различные», противопоставляя язык и речь. Язык составляет основной признак, выделивший человека из мира живой природы и придавший духовному началу физическое обличье. Язык – это своего рода аналог человека. Как и человек, он соединяет в себе материю и дух. Он воспринимается одновременно умом и органами чувств. Этот дуализм языка, повторяющий двойственную природу человека, отражен почти во всех дефинициях.
Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка. Но

Слайд 11 Так, по Гумбольдту, «язык представляет собой беспрерывную деятельность духа,

стремящуюся превратить звук в выражение мысли».
Так, по Гумбольдту, «язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».

Слайд 12 Г. Штейнталь определял язык как «выражение осознанных внутренних, психических

и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков».
Г. Штейнталь определял язык как «выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений

Слайд 13 А.А. Потебня считал, что «понятие языка исчерпывается известного рода

сочетанием членораздельного звука и мысли».
А.А. Потебня считал, что «понятие языка исчерпывается известного рода сочетанием членораздельного звука и мысли».

Слайд 14 Фердинанд де Соссюр был одним из первых, кто задался

целью создать общую теорию языка. Однако, прежде всего, надо было ответить на вопрос: что такое язык? Все явления, связанные с процессами говорения и слушания, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage). Речевая деятельность исключительно многообразна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психологией .
Фердинанд де Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Однако,

Слайд 15 В общей совокупности речевых процессов Соссюр выделяет два полярных

аспекта: язык (langue ) и речь (parole). «Язык, — отмечал Соссюр, — только определенная часть, правда, важнейшая часть, речевой деятельности». По определению Соссюра, язык — лишь сумма необходимых условностей, принятых обществом. Но именно она делает возможной речевую деятельность. Язык — это грамматическая система и словарь, т. е. инвентарь языковых средств, без овладевания которыми невозможно речевое общение.
В общей совокупности речевых процессов Соссюр выделяет два полярных аспекта: язык (langue ) и речь

Слайд 16 Речь и язык в речевой деятельности человека составляют сложное

диалектическое единство.
Язык только в процессе речи становится средством общения, речевой коммуникации и инструментом мышления.
Речь осуществляется по правилам языка и на основе использования знаков языка. Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики, но и грамматики (включая синтаксис).
Речь и язык в речевой деятельности человека составляют сложное диалектическое единство.  Язык только в

Слайд 17 К общим функциям языка и речи в РД

следует отнести:
-коммуникативную
-репрезентативную (номинативную)
-интеллектуальную (обобщения, познания и др.)
-эмотивную (т. е. служащую для выражения эмоций).
Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью.
К общим функциям языка и речи в РД следует отнести:  -коммуникативную  -репрезентативную

Слайд 18 Центральной функцией языка и речи является коммуникативная, которая

реализуется посредством выражения мысли (передачи сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие – это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи. Но даже когда человек остается один и использует речь, скажем, для потребностей собственного мышления (речемыслительной деятельности), он осуществляет «самокоммуникацию», диалог (общение) с самим собой.
Центральной функцией языка и речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (передачи сообщения)

Слайд 19 Такая предметная отнесенность слова лежит в основе первичной по

происхождению номинативной функции речи. Номинативная функция формируется в онтогенезе речи на основе выделения существенных признаков предмета и собственно наименования, обозначения этих признаков, и становится нередко именем всего предмета (например, слово «свеча» – выделение существенного признака – свет, светить; «сутки» – «стык» дня и ночи и т. д.). Слово как наименование и указание – первичная функция в онтогенетическом развитии речи, из которой можно вывести все остальные.

Такая предметная отнесенность слова лежит в основе первичной по происхождению номинативной функции речи. Номинативная функция

Слайд 20 Общая интеллектуальная функция (объединяющая в себе функции обобщения, познания

и осмысления) может выступать в двух основных вариантах: интеллектуальная коллективная и интеллектуальная индивидуальная функции.
Интеллектуальная коллективная, в свою очередь, имеет 3 варианта:
• язык и речь выступают как средство существования общественного опыта;
• речь и язык выполняют роль общественно-познавательного средства;
• язык служит средством отражения особенностей национальной культуры.
Интеллектуальная индивидуальная функция также может быть реализована по разному: в первом случае язык и речь служат для индивида способом осуществления интеллектуальной психической деятельности и выражения мысли; во втором – речевая деятельность используется индивидом для овладения общественно-историческим опытом.
Общая интеллектуальная функция (объединяющая в себе функции обобщения, познания и осмысления) может выступать в двух

Слайд 21 Еще одной важнейшей функцией языка и речи в речевой

деятельности человека является интеллектуальная функция обобщения. «Общение, – указывал Л. С. Выготский, – основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств. Таким средством является обобщение. Высшие формы психологического общения и возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность». Обобщение, в свою очередь, возможно лишь при наличии у слова (как основного знака языка) значения. В психологии речи значение определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека.
Еще одной важнейшей функцией языка и речи в речевой деятельности человека является интеллектуальная функция обобщения.

Слайд 22 Эмотивная функция(присуща только речи).
Нередко понимание

значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы» и др., раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания. У человека выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание.
В зависимости от характера эмоций эмотивную функцию можно условно разделить на выражающую т. н. «стенические» и «астенические» эмоции. Вместе с тем в речи проявляются также эмоции нравственные, интеллектуальные, эстетические и др. Разумеется, в речи находят отражение различные свойства эмоций: их интенсивность, устойчивость, модальность (например, радость, печаль, удивление, гнев).
Эмотивная функция(присуща только речи).   Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается

Слайд 23 Каждая из рассмотренных общих функций получает специфическое выражение в

разных формах речи: устной, т. н. «кинетической», и письменной. Например, словесное обращение-призыв «Иди!» в устной речи выражается последовательностью звуков и соответствующей просодией, в кинетической речи – жестом, в письменной – соответствующими графическими средствами.
Каждая из рассмотренных общих функций получает специфическое выражение в разных формах речи: устной, т. н. «кинетической»,

Слайд 24ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И РЕЧИ


Выполнила
преподаватель русского
языка и литературы
Бартенева Наталья
Сергеевна


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть