Слайд 1Н.А. Некрасов
Стихотворение «На Волге»
5 класс
Автор: Балабина Людмила Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
БОУ г. Омска «СОШ №130»
Слайд 2Цели урока:
Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в
стихотворении «На Волге»;
Дать понятие литературным терминам:
Композиция
Антитеза
Портретная характеристика.
Слайд 3О поэте
Родился будущий поэт на Украине. Его детство и юность
прошли в имении отца селе Грешневе Ярославской губернии.
Друзьями его детства были дети крепостных крестьян, водить дружбу с которыми отец строго-настрого запрещал. Но Коля проделал лазейку в заборе барского сада и при каждом удобном случае убегал к друзьям. Вместе с ними он купался в речке, ходил за грибами и ягодами, катался на салазках, участвовал во всех играх, которые частенько кончались дракой. Коля рос смельчаком, отличался большим упорством во всем.
Слайд 4В десять лет Колю отвезли в Ярославль учиться, а в шестнадцать
юный Николай Некрасов уехал в Петербург продолжать образование, где без поддержки отца переносил и голод, и холод и верил, что придет день, и его стихи будет читать вся Россия. В самые тяжелые часы испытаний он не забывал родную ярославскую землю, поэтому многие свое произведения посвятил родным волжским берегам.
Слайд 6 Поэт очень любил крестьянских детей, они платили ему тем же.
« А как его любили ребятишки! Так и льнули к нему. Всегда ждали его на ярославской земле точно светлого праздника,» — вспоминал Сергей Макаров, друг поэта. Николай Алексеевич хотел, чтобы крестьянские дети из окружающих деревень учились в школе. Для этого он на свои средства в тысяча восемьсот семьдесят втором году построил в селе Аббакумцеве школу, закупил учебники, нанял учителей.
Большую часть своего творчества Некрасов посвятил детям. Он любуется крестьянскими детьми, гордится их смышленостью и трудолюбием, видит в них свободу и доброту, думает о детях, как о будущем России. Поэма «Крестьянские дети». В ней автор изображает картины из жизни деревенских детей, их быт, игры, занятия и работу. Описывая их, он вспоминает эпизоды из собственного детства. При этом дети представлены в произведении как разумные, смелые, сильные личности, безгрешные души. Они просты и открыты, доверчивы и смышлены, и в то же время не по годам мудры. Поэта всегда волновала судьба простого русского народа. Тяжёлая жизнь крестьян, русских женщин – одна из основных тем творчества Некрасова.
Слайд 8Аббакумцевская школа построена в 1871-72 гг. на средства Н.А. Некрасова, местного
священника Ивана Григорьевича Зыкова и других прихожан. Имела статус земского начального училища. Поэт исполнял в нем обязанности попечителя. Школа просуществовала до 1978 года.
Слайд 9Выразительное чтение стихотворения «На Волге»
Слайд 10Работа с текстом стихотворения
«На Волге»
План содержания:
1.Волжские пейзажи (прошлое).
2.Волжские пейзажи (настоящее).
3.Встреча
с бурлаками (н).
4.Волжские пейзажи (п).
5.Первая встреча с бурлаками (п).
6.Детские вопросы испуганного ребёнка (п).
7.Волжские пейзажи (п).
8.Размышления о судьбах бурлака (н).
Слайд 11Беседа с использованием плана
Какой вспоминается поэту Волга? Какие передают чувство восторга
и восхищения великой русской рекой?
Какие из пейзажей (части 1, 2, 4, 7) соотнесены с прошлым, какие с настоящим?
Почему пейзаж части 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чём выражается это противопоставление?
Слайд 12Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной
реке?
Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков?
Как они выглядели? Какие слова в их разговоре поразили будущего поэта и показались непонятными? (используем репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге»)
Слайд 13Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим
потрясением?
Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?
Слайд 14Вывод
Это произведение имеет сложную композицию, потому что сочетает в себе два
временных плана: прошлое и настоящее. Оно построено на приёме антитезы, то есть противопоставления. Здесь используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение – обращение к читателю и героям.
Слайд 15Домашнее задание
Наизусть отрывок из стихотворения «На Волге».
Слайд 16Список используемых источников
О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва Поурочные разработки по
литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с.
http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah/fonohrestomatiya_po_literature/
http://www.help-rus-student.ru