Презентация, доклад М.Ю. Лермонтов Роль поэта и поэзии в жизни общества Пророк и Поэт

Содержание

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.ЛермонтоваПуть поэта- путь одиночества…

Слайд 1«Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова»




Разработала: Полосминникова А.Ф.
учитель русского языка

и литературы
МКОУ «Поворинская ООШ»
Воронежская область



«Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова» Разработала: Полосминникова А.Ф.учитель русского языка и литературы МКОУ «Поворинская ООШ»

Слайд 2Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова
Путь поэта- путь одиночества…

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.ЛермонтоваПуть поэта- путь одиночества…

Слайд 3«Молитва» 1829 год
творчество- «всесожигающий костер»
поэзия- «страшная»

«Молитва» 1829 годтворчество- «всесожигающий костер»поэзия- «страшная»

Слайд 41837 год- гибель А.С.Пушкина
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет…»
Тютчев
«Смерть поэта»

М.Ю.Лермонтова

Гибель Пушкина отразила трагедию поэта в обществе, в среде равнодушного света, безразличного к истории и славе России.

1837 год- гибель А.С.Пушкина«Тебя, как первую любовь,России сердце не забудет…»		Тютчев«Смерть поэта» М.Ю.ЛермонтоваГибель Пушкина отразила трагедию поэта в

Слайд 5Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы

под сению закона,
Пред вами суд и правда- все молчи!...
Но есть и божий суд, наперстники разврата!
Есть грозный суд: он ждет…
Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,Пред вами суд и

Слайд 6«Божий суд»
«Грозный суд»

Не только суд Судьбы и совести- это суд

потомков.

Стихотворение являет собой одновременно сатиру и элегию. Оно преисполнено гнева и ненависти к виновникам смерти Пушкина, восхищения мятежностью поэта и грустного осознания напрасности его одинокого бунта.

«Божий суд» «Грозный суд»Не только суд Судьбы и совести- это суд потомков.Стихотворение являет собой одновременно сатиру и

Слайд 7Пророк 1841 год.

В основе сюжета:
конфликт между поэтом и толпой.

Никто не

понимает, его преследует всеобщая вражда


Ожидает изгнание и пустыня


В бездуховном мире поэт обречен на одиночество

Пророк- это человек, посланник Бога, призванный открыть истину людям.

Пророк 1841 год. В основе сюжета:конфликт между поэтом и толпой.Никто не понимает, его преследует всеобщая враждаОжидает изгнание

Слайд 8«Поэт» (1838г.)
1 – 6 строфа
история кинжала
антитеза
7 – 11 строфа
поэзия и

её место
в жизни общества

боевое оружие

развернутое

сравнение

золотая игрушка

покой, «злато»

антитеза

сила власти над людьми

«Поэт» (1838г.)1 – 6 строфа история кинжалаантитеза7 – 11 строфапоэзия и её местов жизни обществабоевое оружиеразвернутоесравнениезолотая игрушкапокой,

Слайд 9Стихотворение Лермонтова «Пророк» продолжает одноименное пушкинское. У Пушкина Бог посылает пророка

к людям. Лермонтов рассказывает о том, что стало с пророком. который исполнил волю Бога. Слова любви и правды оказались не нужны людям, которые не поверили пророку и смехом встретили его:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
С тех пор пророк удалился в пустыню. Он по-прежнему вестник Бога на земле и остается верным своему Учителю. Все на земле, всякая живая и неживая тварь, силы природы повинуются Божественным законам. Лишь города непокорны Богу и посланнику Им возвещать истину поэту-пророку: они не слушают поэта и изгоняют его. Нище- та, смирение, покорность высшей воле, служение истине мыслятся здесь трагическим уделом певца, тогда как самолюбие, гордость, корысть, богатство – участью городов и их жителей. Но за это они платят дорогую цену: они отлучены от истины, от Божьего слова, которое возвещается устами поэта-пророка. Они погрязли в страшных грехах. Рады навязать неправедную мораль своим детям и окунуть их в пучину греха.

Стихотворение Лермонтова «Пророк» продолжает одноименное пушкинское. У Пушкина Бог посылает пророка к людям. Лермонтов рассказывает о том,

Слайд 10Поэт Пушкина и Лермонтова.
«Я памятник воздвиг…»
Пушкин верит, что он пророк, что

поэзия будет воспринята народом

Поэт-пророк, но он одинок, непонят, отвергнут обществом.


Пушкин и Лермонтов представляют поэта как пророка, но судьба поэта- пророка изображается ими по-разному.

Поэт Пушкина и Лермонтова.«Я памятник воздвиг…»Пушкин верит, что он пророк, что поэзия будет воспринята народомПоэт-пророк, но он

Слайд 11Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»?
Глаголом жечь сердца людей
Выберите из

антонимических пар необходимую лексику для характеристики поэзии Пушкина.

Активность поэзии- пассивность поэзии, действенность поэзии- бездейственность поэзии, вмешиваться в жизнь- равнодушно взирать на жизнь, влиять на умы и чувства- быть незаметной для восприятия ума и сердца.

А какой должна быть поэзия, по мнению Лермонтова, в чем ее главная цель?

Каково назначение поэзии в стих. Пушкина «Пророк»?Глаголом жечь сердца людейВыберите из антонимических пар необходимую лексику для характеристики

Слайд 12«Поэт» 1838 год.
Вопрос: какова цель поэзии?
Ответ: идейное содержание стих. «Поэт»

Определите особенности

композиции, от нее выйдите к определению жанра и системе образов.
Предложение для формулировки идейного содержания.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему…. И утверждает мысль… .
«Поэт» 1838 год.Вопрос: какова цель поэзии?Ответ: идейное содержание стих. «Поэт»Определите особенности композиции, от нее выйдите к определению

Слайд 13Тезис. В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии

и утверждает мысль об активности и действенности поэзии как главной ее ценности, поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан.

Док-ва.
1.Жанр.

Через какой прием утверждается мысль?

аллегория

Каковы особенности композиции?

Сюжет + размышления


Аллегорически раскрываемое идейное содержание стихотворения и особенности композиции приближают его к жанру притчи, где автор выступает в качестве обличителя человеческих пороков.

Тезис. В стихотворении «Поэт» Лермонтов затрагивает тему поэта и назначение поэзии и утверждает мысль об активности и

Слайд 14Сколько частей?
1 часть- сюжетная .Рассказ о судьбе булата , служившего

«наезднику» много лет, «не зная платы за услугу».
2 часть- горькие размышления автора о назначении поэзии и роли поэта .

Система образов.

Образ клинка и поэзии

Множество бытовых деталей:

1 часть -золотая отделка, наездник, кольчуга, Терек, казак, труп, лавка армянина, стена и др.

Воссоздают обычный путь боевого кинжала, которым некогда дорожил хозяин и который оказался в роли украшения, попав в чужие руки.

Сколько частей? 1 часть- сюжетная .Рассказ о судьбе булата , служившего «наезднику» много лет, «не зная платы

Слайд 15Какие выражения называют поэзию?
«звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык»
Кинжал «таинственный»
Поэзия сравнивается

с «божьим духом»


Какова сила клинка?
Какова сила поэзии? (цитаты)

Какова судьба клинка?
Какова судьба поэзии?


Так же как клинок, попавший в чужие руки, становится не нужным, «бесславным и безвредным», «игрушкой золотой», так и поэт в новом «изнеженном» веке лермонтовского поколения «свое утратил назначенье»

Какие чувства испытывает
Лирический герой?

Чувство горечи и возмущения.

Какие выражения называют поэзию?«звук..могучих слов», «стих», «гордый …язык»Кинжал «таинственный» Поэзия сравнивается с «божьим духом»Какова сила клинка?Какова сила

Слайд 16Какие средства помогают понять внутреннее состояние героя?
Высокая лексика, сравнение и эпитеты,

риторические вопросы и обращение

Какой еще образ создает автор?

Образ поколения.

Какие приемы использует автор при создании характеристики?

Эпитет «ветхий» и олицетворение «морщины прятать под румяны…» говорят о мире современников поэта как мире разрушающемся , лицемерном, скрывающем свои проблемы, не способного к восприятию правды-»простого и гордого… языка».

Какие средства помогают понять внутреннее состояние героя?Высокая лексика, сравнение и эпитеты, риторические вопросы и обращениеКакой еще образ

Слайд 17Стихотворение «Поэт» состоит из 2 частей. В первой рассказана судьба кинжала

(уподобление кинжала слову поэта или, наоборот, слова поэта кинжалу – давняя поэтическая традиция). Во второй части она сопоставлена с судьбой поэта. И участь кинжала, и участь поэта прослежены во времени- прошлом и настоящем. Участи каждого трагичны, и в этом отношении они похожи.
Вместе с тем рассказанные истории самостоятельны и несамостоятельны. Они объединены и в своем прошлом. И в своем настоящем. В прошлом кинжал – орудие смерти. И он выполнял своё прямое назначение – разить врага. Мстить за обиду и делить кровавые забавы своего господина. Однако «естественная» роль кинжала изменилась сразу, как только был убит его хозяин. Прошлое-это героическое время, ушедшее безвозвратно. Прежняя «естественная» ценность кинжала сменилась «искусственной». Он употреблён в постыдной для себя и оскорбительной роли красивой и дорогой игрушки. Как игрушка, он лишён заботы и поклонения.
Та же трагедия коснулась и поэта. Он тоже «своё утратил назначенье», предпочтя «злато» бескорыстной духовной власти над умами и чувствами. И тут появляется некоторая разница между судьбами поэта и кинжала.
Кинжал не «виноват» в своей трагической участи, он не изменял своему предназначении, которое стало иным помимо его «воли». Мотивировка перемены участи поэта двойственна: с одной стороны, она не зависит от поэта, а с другой – идёт от поэта. С одной стороны, поэзия как будто по воле поэта изменилась и перестала выполнять своё назначение, а с другой- поэт остался прежним, с тем же «простым и гордым… языком», а переменилась «толпа», которая уже не нуждается ни в прежнем поэтическом «языке» ни в той духовной роли, какая принадлежала поэту в прошлом. Разрешение противоречий дано в последней строфе, которая связывает первую часть со второй. Стихотворение заканчивается с обращением к «осмеянному «пророку» мстить за поруганное достоинство и тем самым восстановить оскорблённую и униженную честь. Недовольство ролью поэта в настоящем времени предполагает возможное обретение истинного предназначения в будущем, которое снова, минуя современность, связывается с прошлым.

Стихотворение «Поэт» состоит из 2 частей. В первой рассказана судьба кинжала (уподобление кинжала слову поэта или, наоборот,

Слайд 18Ритм
Четырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм.
Тональность.
Торжественность
Горестное размышление
Отчаянный призыв
Сомнения

РитмЧетырехстопный и шестистопный ямб создают особый энергичный ритм.Тональность.ТоржественностьГорестное размышлениеОтчаянный призывСомнения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть