Слайд 1Морфемика и словообразование
8 класс
Слайд 2Работа с понятиями
Морфемика – это…
Морфемы – это…
Словообразование – это…
Слайд 3Работа с понятиями
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается
состав (строение) слова.
Морфемы – это части слова (Приставка, корень, суффикс, окончание).
Словообразование – это раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.
Слайд 4Формулируем цель урока
Повторение разделов «Морфемика» и «Словообразование» для понимания их значимости.
Слайд 5Для чего нам надо это знать?
Задания по морфемике и словообразованию есть
в ГИА по русскому языку.
Знание принципов образования слов позволит сделать речь богатой и выразительной.
Знание морфем позволит правильно определить лексическое значение слова, его грамматические признаки.
Слайд 6Как это отражено на экзамене
в 9 классе?
Задания по морфемике и
словообразованию в тестовой части ГИА (4-5).
Образование новых слов при помощи изученных способов словообразования позволит образно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Слайд 7Орфография. Морфемика. Словообразование
(задани4 № 4 из ГИА)
– (1)Бабуля, это к тебе,
– сказала Танечка, входя в квартиру
в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая
Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что
ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –
сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что
он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
Ответ: ___________________________.
Слайд 8Орфография. Морфемика. Словообразование
(задание № 5 из ГИА)
– (14)Правильно, это копии, потому
что настоящими письмами я очень
дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –
(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку
и передайте её мне.
Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
Ответ: ___________________________.
Слайд 9Организационный план работы на уроке:
Повторить теорию (дидактический материал).
Продукт: конспект.
Применить теорию на
практике (тест).
Продукт: выполненный тест.
Сделать вывод.
Слайд 10Домашняя работа
Произвести морфемный и словообразовательный разбор слова освежить.
Слайд 11Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это
два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
А) План морфемного разбора
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Указать основу слова.
Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Слайд 12 План словообразовательного разбора
Поставить слово в начальную форму.
Указать основу слова и определить,
является ли оно производным.
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
Указать основу в производящем слове.
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Указать способ образования слова.
Слайд 13Жители
1) Морфемный разбор:
1. жи-тел-и (имя существительное).
2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч.,
И.п., ср.: житель□, жител-я.
3. Основа формы – жи-тел-.
4. Корень -жи-. Однокоренные слова: жи-ть, жи-л-ой.
5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель□, вод-и-тель□.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.
3–4. жи-тель□ → жи-ть.
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.
Слайд 14Дополнительное задание
От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со
значением «житель данного города»
Москва - москвич
Псков, Харьков, Камчатка, Палех, Старая Русса, Тамбов, Архангельск, Одесса, Кострома, Киев, Пинск, Курск, Баку, Пермь, Рим, Минск, Франция, Холм, Уфа, Крым, Омск, Полесье, Тула, Устюг.
Слайд 15Об авторе:
Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка и литературы,
Педагог дополнительного образования,
Руководитель литературного
творческого объединения «Слово»,
Классный руководитель.
glyaden_plv@mail.ru
8 (39 155) 94 1 44