Презентация, доклад Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку Имя прилагательное

Содержание

Принципы отбора содержания образованияОтбор материала соответствует возрастным особенностям третьеклассников. Материал изложен в доступной форме. Пробуждает интерес к изучению родного слова. Развивает любознательность, мышление, речь. Способствует становлению всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познанию окружающего

Слайд 1Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку «Имя прилагательное»
МБОУ Ломовская

СОШ

2012-2013 учебный год

Выполнила: учитель начальных классов Молькова Елена Николаевна

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку «Имя прилагательное»  МБОУ Ломовская СОШ2012-2013 учебный годВыполнила:

Слайд 2Принципы отбора содержания образования
Отбор материала соответствует возрастным особенностям третьеклассников.
Материал изложен

в доступной форме.
Пробуждает интерес к изучению родного слова.
Развивает любознательность, мышление, речь.
Способствует становлению всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познанию окружающего мира и самого себя.






Ваше домашнее задание было связано с использованием имен прилагательных в загадках. Кто-то из вас использовал литературные загадки, а кто-то авторские.
- Послушаем, что у них получилось. Прочитайте свои загадки, а ребята попытаются отгадать, о ком или о чем идет речь. (3-4 загадки).

Принципы отбора содержания образованияОтбор материала соответствует возрастным особенностям третьеклассников. Материал изложен в доступной форме. Пробуждает интерес к

Слайд 3Пояснительная записка
Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Именно в этот

период важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.

Как известно «Морфология» - один из важных разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе. Изучение этого раздела грамматики обладает широким обучающим и развивающим потенциалом, оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей. Без полноценного усвоения знаний по морфологии невозможно успешное овладение частью орфограмм, предусмотренных школьной программой, усвоение ряда правил словоупотребления. Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальной школе, самый большой. Это говорит об огромном значении, которое придается изучению частей речи в начальных классах.

В 3 классе на изучение раздела «Морфология» (Части речи) отведено 63 часа. Из них на изучение темы «Имя прилагательное»-15 часов.

Многочисленные педагогические срезы показывают, что раздел «Морфология», к сожалению, не выполняет своей базовой функции, поскольку существуют серьезные недостатки в его усвоении учащимися. На сегодня одной из самых актуальных проблем в практике преподавания морфологии в начальных классах является формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений.

Решению проблем формализма в усвоении знаний по морфологии способствует изучение данной темы и активное участие ребенка в процессе обучения. Тогда ученик не бездумно будет принимать готовый образец или инструкцию учителя, а сам будет формулировать учебную задачу, анализировать способы ее решения, выдвигать гипотезы, экспериментировать с языковым материалом.

Пояснительная запискаНачальная школа – фундамент образования каждого человека. Именно в этот период важно сформировать у младшего школьника

Слайд 4Цели и задачи раздела
Цели:
-формирование представлений об имени прилагательном как части

речи, его лексико-грамматических признаках: значение, число, род; согласование с именем существительным;
-развитие познавательной активности учащихся, речи, памяти, внимания, мышления, орфографической зоркости;
-пробудить интерес и стремление к изучению родного слова.
 
Задачи:
1)Познавательные:
-формировать умение распознавать имена прилагательные в тексте,
-устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,
-определять род, число имен прилагательных.
2)Развивающие:
-развитие познавательной активности учащихся, речи, памяти, внимания, мышления, орфографической зоркости;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижение результата
-формирование умения использования способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации;
3)Воспитательные:
-способствовать формированию любви к родному русскому языку;
-формирование таких качеств, как трудолюбие, сила воли;
-воспитывать чувство прекрасного в детях с помощью имен прилагательных.
Цели и задачи разделаЦели: -формирование представлений об имени прилагательном как части речи, его лексико-грамматических признаках: значение, число,

Слайд 5Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала
Данный класс хотя и небольшой

по наполняемости, но характеризуется тем, что, как и в любом классе, есть слабые и сильные , со средними способностями учащиеся. Это зависит от уровня развития детей. При проведении занятий ученики вовлекаются в различные виды деятельности: анализ текста, анализ предложений, разные виды разбора.

В зависимости от задач урока использую групповую, индивидуальную, дифференцированную работу, работу в парах, эффективно проходит взаимопроверка, самоконтроль. Не все учащиеся активны на уроке. Некоторые дети в силу своих способностей и, как следствие этого, обладающие недостаточным багажом знаний, не могут выполнить то или иное задание. У них теряется интерес к уроку и, как следствие, к самому предмету. Чтобы этого не случилось необходимо поддержать эту группу учеников посильным для них заданием или упражнением. Стимулирующая оценка способствует большей заинтересованности в выполнении работы, поэтому учащиеся трудятся с большей отдачей на уроке.


Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материалаДанный класс хотя и небольшой по наполняемости, но характеризуется тем, что,

Слайд 6Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения раздела «Имя прилагательное» ученики

должны знать, что
- имена прилагательные – часть речи;
- имена прилагательные изменяются по числам; в форме единственного числа по родам;
- имена прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются;
-имена прилагательные согласуются с именами существительными;
- имена прилагательные делают речь более точной, яркой, интересной;

должны уметь:
- распознавать имена прилагательные в тексте;
- употреблять их в устной и письменной речи;
- устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
- определять род, число;
- правильно писать родовые окончания имен прилагательных;
- разбирать имена прилагательные по составу;
- видеть орфограммы в именах прилагательных и находить способы их проверки.

Ожидаемые результаты освоения раздела программыВ результате изучения раздела «Имя прилагательное» ученики должны знать, что - имена прилагательные

Слайд 7Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов,

форм организации деятельности учащихся

В настоящее время возникла необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность ученика находилась в центре внимания педагогов, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении, необходим в современной школе. Каждый ученик должен вовлекаться в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной деятельности каждого ученика, применение им на практике этих знаний и осознания где и как, для каких целей эти знания могут быть применены.

Технология проблемного метода помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т. е . «открытие» знания школьникам. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.













Закрепление материала.
-Почему же в нашем княжестве все имена прилагательные такие грустные? У них нет окончаний. Давайте поможем им.
Вставим пропущенные окончания. На доске записаны словосочетания:
мягк… зима дорог…подарок
мягк… человек дорог…вещь
мягк… одеяло дорог..стекло

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихсяВ настоящее время

Слайд 8На уроках по изучению темы «Имя прилагательное» использую следующие формы и

методы организации деятельности:

-уроки изучения нового материала – частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемные методы;
-формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа при первичном закреплении материала;
-на уроке изучения новых знаний – частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа, коллективная, фронтальная и индивидуальная работа;
-на уроке обобщения и систематизации знаний – частично-поисковый, дифференцированный, программированный (тесты), групповая форма работы, актуализация знаний.

Повторение пройденного. Изучение нового.
Групповая работа. (3 группы)
-Ребята, мы сейчас объединимся в группы и будем работать с окончаниями слов.
-Что мы знаем про окончания?
(Окончания указывают на род, число.)
-Что хотим узнать?
( Окончания имен прилагательных зависят от рода имен существительных).
Каждой группе предложено слово: мяч, яблоко, лента.
-Подберите к слову как можно больше имен прилагательных.
После работы листочки вывешиваются на доску. –Ребята, сравните окончания у слов. Сделайте вывод:
Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. У имен прилагательных окончания в женском роде – ая,-яя; в мужском роде –ой,-ый,-ий; в среднем роде –ое,-ее.
А вот и наш ключик.

Самостоятельная работа.
Низкий уровень: выполняют задание по карточкам, вставить окончание имен прилагательных.
 
Лес (какой) зелен…
озеро (какое) глубок…
погода (какая) холодн…
 
Средний уровень: выполняют упражнение 493
Высокий уровень: списать предложения с доски, подобрать имя прилагательное, определить род.
 
День был……….. Вдруг набежала………..тучка. Посыпался ………дождик…………..солнце продолжало светить. В каплях дождя играли………лучики. Вот дождик кончился. По небу дугой протянулась……..радуга.
Слова для справок: ( жаркий, разноцветная, грозовая, яркое, солнечные, мелкий.)


Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

На уроках по изучению темы «Имя прилагательное» использую следующие формы и методы организации деятельности: -уроки изучения нового

Слайд 9Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов,

форм организации деятельности учащихся

Одним из путей решения этой проблемы является применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, которую диктует современный уровень развития образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению, усиливать познавательную активность учащихся, разнообразить формы и средства обучения.



Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихсяОдним из путей

Слайд 10Система знаний и система деятельности
Одно из основных направлений работы на уроках

русского языка является практическая деятельность. Усиление практической направленности обучения русскому языку требует особого внимания к вопросам теории, которые служат базой для формирования основных умений и навыков по русскому языку. Усвоение теоретических представлений осуществляется при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов разбора, которые используются для выработки навыков самоконтроля.

Изучение каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях. Первое направление – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образование форм слов, построение словосочетаний и предложений. Второе направление – обогащение словарного запаса языка и грамматического строя учащихся. Обогащение словарного состава достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдением над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц. Третье направление – формирование умений связного изложения в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания. Такая работа включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, правильно отбирать языковой материал.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного письма.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой.

Система знаний и система деятельностиОдно из основных направлений работы на уроках русского языка является практическая деятельность. Усиление

Слайд 11Формы и методы работы на уроках
воспроизводящая деятельность
преобразующая деятельность
творческо-поисковая деятельность
характеризуется стремлением понять,

запомнить, воспроизвести

характеризуется стремлением выявления смысла содержания, познание связей и процессов, овладение способами применения

характеризуется стремлением нахождения новых способов сущности процессов и явлений

репродуктивный наглядно-иллюстративный

метод проблемности практический метод метод взаимообучения

метод исследования
частично-поисковый метод самообучения

Формы и методы работы на урокахвоспроизводящая деятельностьпреобразующая деятельностьтворческо-поисковая деятельностьхарактеризуется стремлением понять, запомнить, воспроизвестихарактеризуется стремлением выявления смысла содержания,

Слайд 12Проведя сравнительный анализ уровня выполнения контрольной работы по теме «Имя прилагательное»

и уровня качества за 3 года, я пришла к следующим результатам:

Результативность

Проведя сравнительный анализ уровня выполнения контрольной работы по теме «Имя прилагательное» и уровня качества за 3 года,

Слайд 13Календарно-тематическое планирование по разделу «Имя прилагательное»

Календарно-тематическое планирование по разделу «Имя прилагательное»

Слайд 14Литература
1. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы. Автор: Т.Г.

Рамзаева. И. Дрофа, Москва, 2003

2. Учебник Русский язык,Т.Г. Рамзаева, И. Дрофа, Москва, 2011

3. Кульневич С.В. Анализ современного урока.- Ростов н/Д.: Учитель,2003

4. Кульневич С.В. Анализ современного урока.- Ростов н/Д.: Учитель,2003

Литература1. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы. Автор: Т.Г. Рамзаева. И. Дрофа, Москва, 20032. Учебник

Слайд 15Тема урока: «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»
Цели:

Образовательные:
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
- закрепить знания детей изменять имена прилагательные по родам в зависимости от рода имени существительного;
- формировать умения правильно писать окончания;
Развивающие:
- развивать у детей осознанное и точное употребление имен прилагательных в речи;
- развивать у детей способности анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы по данной теме;
- способствовать формированию навыков грамотного письма;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре и группе, индивидуально;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Тема урока: «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»Цели:     Образовательные: - обобщить и закрепить знания

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть