Виктор Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки под Кемеровом. Мама писателя – из воронежского села Бутурлиновка, отец – с Псковщины: спасаясь от голода, они уехали сначала в Донбасс, а потом в Сибирь. В 1943-м отец будущего писателя погиб на фронте. В школе врачи рекомендовали Виктору сменить климат, и в 1956 году он поступил на историко-филологический факультет Краснодарского пединститута, который окончил в 1961-м.
Виктор Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки под Кемеровом. Мама писателя – из воронежского села Бутурлиновка, отец – с Псковщины: спасаясь от голода, они уехали сначала в Донбасс, а потом в Сибирь. В 1943-м отец будущего писателя погиб на фронте. В школе врачи рекомендовали Виктору сменить климат, и в 1956 году он поступил на историко-филологический факультет Краснодарского пединститута, который окончил в 1961-м.
Писатель, лауреат Государственных премий, почетный гражданин г.Краснодара.
Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 году в Сибири, на маленькой станции Топки, Кемеровской области. Детство и школьные годы провел в Новосибирске.
Около пятидесяти лет проживает на Кубани. По окончании, в 1961 году Краснодарского государственного педагогического института, (ныне Кубанский государственный университет) по специальности - учитель русского языка, литературы и истории, работал учителем в станице Варениковской и Анапе в спецшколах-интернатах
Цитата из «Ненаписанных воспоминаний. Наш маленький Париж»:
«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, иона какую заморскую жизнь они замахнулись: «Франция», «Нью-Йорк», «Тулон», «Трапезонд», «Венеция», «Константинополь»! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, «красные фонари» с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж н миниатюре?!».
***
Цитата из «Ненаписанных воспоминаний. Наш маленький Париж»:
«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, иона какую заморскую жизнь они замахнулись: «Франция», «Нью-Йорк», «Тулон», «Трапезонд», «Венеция», «Константинополь»! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, «красные фонари» с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж н миниатюре?!».
***
Цитата из «Ненаписанных воспоминаний. Наш маленький Париж»:
«Что было в этом! Шутка? Злословие? Простодушное квасное настроение — так взлелеять свой отчий угол, чтобы легче его любить? И не обронил ли те слова господин, который Парижа никогда и не видел, но ему уже одни названия гостиниц и погребков внушали форс? Малы у базаров и по улицам зашарпанные гостиницы, но сколько внушительности в вывесках, иона какую заморскую жизнь они замахнулись: «Франция», «Нью-Йорк», «Тулон», «Трапезонд», «Венеция», «Константинополь»! Вноси тюки, чемоданы, живи у нас, сколько хочешь. И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади, памятники и дворцы? Не отстали и мы. Вот Крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные Царские ворота на подъеме от станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана, и благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща недалеко от Свинячьего хутора, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки — Старый, Новый и Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, «красные фонари» с намазанными желтобилетными дуняшками… Чем не Париж н миниатюре?!».
***
В 1973 выходит сборник «Чистые глаза»
(писатель посвятил его своей матери) с послесловием Виктора Астафьева «Чистая душа»:
«Негладок и нелегок творческий путь Лихоносова от простых, как беседа во время зимних сумерек в тепло натопленной избе, пахнущей тесом, березовыми дровами и сухой известью, "Брянских" к молитве о русской земле, о ее слове и грустноликих певцах». В этой книге Лихоносов предстает зрелым самобытным художником. Сострадание обездоленным, молитвенное отношение к национальной культуре — от Нестора, летописей, к Пушкину, Лермонтову, Чехову, Есенину, Шолохову, а с возрастом — к свято-отеческим преданиям и христианским праведникам — вот главные источники его творческих сил и исканий.
Родную русскую литературу олицетворяют для меня такие писатели, как Распутин, Потанин, Солоухин, Белов, Юрий Казаков. По моему мнению, для русских писателей пришло время молчания: слишком велико предательство тех идеалов, которые мы привыкли защищать. Писатели теперь, как и на Западе, должны кормиться другой работой, и внукам помогать без помощи литературы. Теперь все мое время отнимает журнал «Родная Кубань», в котором я тружусь как главный редактор. Этому журналу я отвожу роль воспитателя кубанской души.
Виктор Лихоносов: Идти надо от родного. Прочитайте на уроке отрывок о матери из "Жизни Арсеньева", а потом об отце, это уже в конце романа Бунина. Но перед этим надо поговорить надо с ребятишками: ну как, у вас бабушки у всех есть, мамы?.. А вот Иван Алексеевич уехал, родину потерял, тосковал. Думал: где там могила матери, ее и не найдешь теперь. Вот посмотрите, как он писал и сколько в этом музыки, грусти, нежности, поздних слез. Важно не просто вспомнить биографию Бунина, а душой приклониться к тому, о чем он пишет, вызвать в детях это изумительное чувство родства. Учитель на уроках русской литературы должен стать родителем. Поменьше долдонить, а побольше вслух детишкам читать, просто представлять эту красоту художественной литературы, этого мира русского.
(Из интервью Виктора Лихоносова Дмитрию Шеварову.)
Виктор Лихоносов, из выступления в городе Щекино: "Все говорят, что дети такие-сякие, не читают, но это мы, взрослые, виноваты, что не даем вам хорошие книги..." Фото: Дмитрий Шеваров / РГ
Виктор Лихоносов, из выступления в городе Щекино: "Все говорят, что дети такие-сякие, не читают, но это мы, взрослые, виноваты, что не даем вам хорошие книги..." Фото: Дмитрий Шеваров / РГ
Виктор Лихоносов, из выступления в городе Щекино:
"Все говорят, что дети такие-сякие, не читают, но это мы, взрослые, виноваты, что не даем вам хорошие книги...«
«Виктору Лихоносову удалось невозможное – слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал», – говорил Виктор Астафьев. Удивительный, певучий и музыкальный язык, высота чувства, поступка, поведения, лиризм и эпический размах – без этих качеств невозможно представить прозу замечательного писателя, который признавался: «Литература – это моё счастье!»
«Виктору Лихоносову удалось невозможное – слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал», – говорил Виктор Астафьев. Удивительный, певучий и музыкальный язык, высота чувства, поступка, поведения, лиризм и эпический размах – без этих качеств невозможно представить прозу замечательного писателя, который признавался: «Литература – это моё счастье!»
«Виктору Лихоносову удалось невозможное – слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал», – говорил Виктор Астафьев. Удивительный, певучий и музыкальный язык, высота чувства, поступка, поведения, лиризм и эпический размах – без этих качеств невозможно представить прозу замечательного писателя, который признавался: «Литература – это моё счастье!»
Виктор Лихоносов
«Виктору Лихоносову удалось невозможное – слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал», – говорил Виктор Астафьев. Удивительный, певучий и музыкальный язык, высота чувства, поступка, поведения, лиризм и эпический размах – без этих качеств невозможно представить прозу замечательного писателя, который признавался: «Литература – это моё счастье!»
Виктор Лихоносов – член Союза писателей России с 1966 года, лауреат премии Союза писателей СССР, Государственной премии РСФСР, международной литературной премии имени Михаила Шолохова, лауреат премии «Ясная Поляна» (2003) и др. Живёт в Краснодаре, почётный гражданин этого города, главный редактор литературно-исторического журнала «Родная Кубань».
«Я очень хорошо знаю Виктора Ивановича Лихоносова, я люблю его светло, есть у него такая книжечка «Люблю тебя светло». Мы с ним знакомы уже давным-давно. Это замечательный русский писатель. Я люблю не только его душой. Я люблю его прозу, люблю его книги. Ведь кроме «Осени в Тамани» у него есть еще шедевры, среди них и «Люблю тебя светло», о есенинских местах, и «Элегия» о пушкинских местах, и многие рассказы… Это писатель такого дивного, такого чистого проникновенного письма. Письма Ивана Бунина и, наверное, Юрия Казакова. Это был третий человек в русской литературе, который обладал таким письмом. Больше, пожалуй, и назвать некого». (Валентин Распутин, писатель)
Основные издания
Книги Виктора Лихоносова:
Вечера: Рассказы. - М.: Сов. Россия, 1966.
Что-то будет: Рассказы. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1966.
Голоса в тишине: Повести и рассказы. - М.: Мол.гвардия, 1967.
На долгую память: Повести. - М.: Сов. Россия, 1969.
Чалдонки: Повести. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн.изд-во, 1969.
Люблю тебя светло. - М.: Правда, 1971.
Счастливые мгновения: Повести и рассказы. - Краснодар: Кн.изд-во, 1971.
Осень в Тамани: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1972.
Чистые глаза: Повести и рассказы. - М.: Мол. гвардия, 1973.
Элегия: Повести и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1976.
Когда же мы встретимся?: Роман. - М.: Современник, 1978.
Родные: Повести и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1980.
Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж: Роман. - М.: Сов. писатель, 1987.
Время зажигать светильники: Повести, рассказы, эссе. - М.: Известия, 1991.
Записки перед сном: Повести, рассказы, эссе. - М.: Соврем, писатель, 1993.
Тоска-кручина: Повести, очерки, эссе. - Краснодар: Изд.дом Краснодарские известия, 1996.
Родные: Повести и рассказы. - М.: Изд-во Зауралье, 1997.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть