Слайд 1
Сны и сновидения в русской художественной литературе
XIX века
Работу выполнила:
Узбек
Ирина Юрьевна,
ученица 10-А класса
Донецкого общеобразовательного учреждения
«Школа № 78 города Донецка»
Научный руководитель:
Великих Элла Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»
Слайд 2Сон – это сегодняшние ответы на завтрашние вопросы.
Эдгар Кейс
Слайд 3НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПОСВЯЩЕНА СНОВИДЕНИЯМ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
На рубеже веков возрос интерес к проблеме сновидения в сфере
гуманитарного знания.
Сны персонажей продолжают привлекать внимание отечественных и зарубежных исследователей и в настоящее время, что свидетельствует об актуальности этой темы для современного литературоведения.
Слайд 5ЦЕЛЬ РАБОТЫ
определить смысл и роль сновидений в тексте произведений русских писателей
XIX века.
Слайд 8
ГЛАВА 1. СОН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ
И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО
ИЗУЧЕНИЮ
Все люди видят сны.
С точки зрения медицины сон предназначен для отдыха, однако с точки зрения психологии во сне наш мозг проделывает огромную работу, перерабатывая всю ту информацию, которую мы получили за день.
Слайд 9Сновидения –одна из самых загадочных сторон человеческого бытия и неотъемлемая часть
культуры.
По мнению В. П. Руднева, «мотив сна – один из самых устойчивых в мировой литературе».
Введение сновидения как литературного приема, мотива сна в художественную ткань произведения является исконной, долговечной традицией русской литературы.
Слайд 10В научной традиции отсутствует четкое определение литературных сновидений. Сон персонажа обозначается
разными понятиями: «сны в рассказах», «сон – знак», «устойчивый художественный прием», «мотив сновидения». Сновидения восходят к архаичным культурам, являются неотъемлемой частью мифов, в том числе и религиозных.
С XIX века сновидение превратилось в метод характеристики персонажей и художественной реальности.
Слайд 11ГЛАВА 2. РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА.
2.1.Сон
Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»
В.А Разумовская считает его одним из самых загадочных и мистических мест романа
Сон Татьяны – органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Так, во сне Татьяна видит медведя, который является традиционной центральной фигурой святочного маскарада.
В обрядовой поэзии образ медведя связан с символикой сватовства. По мнению Ю.М. Лотмана, медведь – прообраз будущего жениха Татьяны, а переход через реку означает судьбу .
Слайд 12О том, что сон вещий, говорит и Л. Камедина. Татьяне дается
видение о ситуации, которая ее волнует. До сна героиня любит Онегина, но внутренний голос подсказывает ей, что он не тот, за кого себя выдает. Она терзается сомнениями, кто перед ней: ангел-хранитель или бес-искуситель? В ответ ей снится «чудный сон». В нем героиня видит, что Онегин связан с «темными силам», силами зла. Сон дает Татьяне ответ: Онегин – «убийца брата моего»
Слайд 13Татьяна в сущности не ошибалась, примеряя к Онегину литературные клише ангела-хранителя
или коварного искусителя. Евгений Онегин –это герой возможности. Он и жених-разбойник, и предводитель бесов, и лесной хозяин….. Человек-медведь связан с идеями двойничества, маскарада. Встреча Татьяны с медведем, который в то же время и Онегин, может по-новому осветить все происходящее в романе»
Слайд 14ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОН ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ ИЗ ПЯТОЙ ГЛАВЫ
Сон героини в
романе Пушкина создает психологическую характеристику «русской души» героини, ее внутренние переживания, раскрывает глубину образа Татьяны (она единственная поняла и почувствовала неординарность натуры Онегина) и противоречивость характера Онегина (он – один из чудовищ во сне Татьяны и, вместе с тем, он один имеет человеческий облик и руководит всеми монстрами). Во сне Татьяна открывает суть Онегина, его бесовское начало. В нем героиня также видит будущую дуэль между Онегиным и Ленским и
гибель Ленского.
Слайд 15СОН ТАТЬЯНЫ ВЫПОЛНЯЕТ
НЕСКОЛЬКО ФУНКЦИЙ:
Слайд 16ГЛАВА 2.2. СТРАШНЫЕ СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Как отмечает О.А. Корниенко, из 15 упоминаний в «Преступлении и наказании» близких ко сну состояний Родиона Раскольникова только 7 названы автором снами, остальные определены как грезы, забытье, лихорадочные состояния с бредом и полусознанием.
По своей структуре сны в «Преступлении и наказании» можно подразделить на бессобытийные , где дана констатация образов-символов, и событийные – с наличием развитого внутреннего
сюжета.
Слайд 17КАЖДЫЙ СОН ЯВЛЯЕТСЯ ЗЕРКАЛОМ ДУШИ
РОДИОНА РОМАНОВИЧА,
КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ ИМЕННО ТО,
ЧТО И ХОТЕЛ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ АВТОР.
Первый сон можно назвать «сном о лошади». Он снится Раскольникову накануне преступления. Герой называет его «страшным сном»: «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…», «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»
Слайд 18В разных образах этого сна перед нами как бы четыре роли,
которые играет Раскольников в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик). Все эти четыре роли живут и спорят в душе Раскольникова, но роль убийцы временно берет верх.
Слайд 19Второй сон –это сон-греза, в котором Раскольников видит себя в Египте.
Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу, а холодная вода, голубой и золотой цвета сна позволяют представить, чего жаждет душа Раскольникова. Испытания ожидают и героя романа. Это сон-обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. Не только мотив жажды, но и мотив недопитой воды свяжет этот сон-грезу с последующими событиями романа .
Слайд 20ТРЕТИЙ СОН – это собственно бредовое видение, порождаемое начавшейся болезнью.
СОБЫТИЯ
ЧЕТВЕРТОГО СНОВИДЕНИЯ разыгрываются, по справедливым наблюдениям М.М. Бахтина, по законам карнавального действа.
ПЯТЫЙ СОН - это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон. Это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели. Этот последний сон Раскольникова – единственная мотивировка перерождения героя. Ведь он пошел на каторгу без раскаяния, явка с повинной была лишь признанием его личной слабости, но не ложности его идеи. Сон о конце света произвел решающий перелом в его душе.
Слайд 21
СНОВИДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ЭЛЕМЕНТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО.
В романе «Преступление и
наказание» Родиону Раскольникову снятся следующие сны:
- страшный сон;
- сон-греза;
- сон-кошмар:
- сон-бред;
- сон-апокалипсис, пророческий сон.
Эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния.
Слайд 22А.В. Дружинин написал о нем: «Сон Обломова» –
этот великолепнейший эпизод, который останется вечным в русской литературе. Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, – «Сон» его разъясняет все наши недоразумения и, не давая нам ни одного полного толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова…
ГЛАВА 2.3. СОН ОБЛОМОВА В РОМАН
И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
Слайд 23ВО СНЕ ПОКАЗАНА ЕГО РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ ОБЛОМОВКА, ЕГО СЕМЬЯ, УКЛАД, ПО
КОТОРОМУ ЖИЛИ В ОБЛОМОВСКОМ ИМЕНИИ.
Автор через сон показывает истоки формирования характера Обломова и его жизненный идеал. Размеренная, тихая и праздная жизнь была свойственна для обитателей дома Обломовых: «...труд сносили как наказание...». Обломовцы боялись всяких новостей и всякого движения, физического или духовного.
Слайд 24Согласно В. Сахарову «Сон Обломова» мало похож на сатирическое обличение. Это
сказка о чудесном и благословенном крае, где нет бурного моря, гор и пропастей, в смене времен года нет никаких неожиданностей и катастроф, всюду мир и тишина, нет бушевания страстей и авантюр, грабежей и убийств.
Слайд 25А.А. Кукуева, которая утверждает, что глава «Сон Обломова» повествует о рождении
«человека идиллии» из обычного нормального ребенка, а то, как складывается судьба такого человека в большом мире, рассказывает уже сам роман «Обломов». Идиллия во «Сне Обломова» куда более многосложна. Мир Обломовки Гончаровым обозначен метафорически как благословенный уголок, мирный уголок, избранный уголок.
Слайд 26Роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя.
Здесь подробно изображено становление характера и личности Ильи Обломова под влиянием барских условий жизни. Глава показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова, ставшего символом лени, бездеятельности. Кроме того, это сон-мечта. Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей.
Слайд 27
В РОМАНЕ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
СОН ОБЛОМОВА ВЫПОЛНЯЕТ ТАКИЕ ФУНКЦИИ:
Слайд 28В романах А.С. Пушкина
«Евгений Онегин», Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание», И .А. Гончарова «Обломов» сны центральных персонажей дают ключ к пониманию произведений, являются средством характеристики героев, их психологических состояний, носят вещий характер.
В Ы В О Д
Слайд 29
CПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.
Бахтин. – М.: Сов. Россия, 1979. – 320 с.
Большой современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slovar.cc/rus/tolk.html
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина / С.Г. Бочаров. – М.: Наука, 1974. – 207 с.
Гончаров И.А. Обломов / И.А. Гончаров. – М.: АСТ, 2007. – 493 с.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: роман в шести частях / Ф.М. Достоевский. – М.: Худ. лит, 1983. – 527 с.
Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова [Электронный ресурс] / А.В. Дружинин. – Режим доступа: http://oblomov.omsk.edu/kritika/druginin
Корниенко О.А. Сон как литературный прием (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») // Східнослов'янска філологія: зб. наук. праць. – 2009. – Вип.15. – С. 39-51.
Слайд 30Кумбашева Ю.А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века
[Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Ю.А. Кумбашева. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/poetika-sna-v-tvorchestve-a-s-pushkina#ixzz4PLIvuwL9
Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны [Электронный ресурс] / В.М. Маркович // Болдинские чтения. – Горький, 1981. – С. 69-81. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket =ibivAODqtiE%3 D&tabid=10183
Маркович В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» / В.М. Маркович // Болдинские чтения. – Горький, 1980. – С. 25-47.
Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс] / Р.Г. Назиров. – Режим доступа: http://www.nevmenandr.net/scientia/nazirov-book.php
Нечаенко Д.А. История литературных сновидений XIX – начала XX вв./ Д.А. Нечаенко. – М.: Университетская книга, 2011. – 784 с.
Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, религии и художественной литературе / Д.А. Нечаенко. – М.: Юрид. лит., 1991. – 304 с.