Презентация, доклад Литература. 11 класс.

Содержание

Читательское восприятие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»Занятие первое

Слайд 1Изучение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Учебная презентация по литературе
Преподаватель: Крючкова Н.С.

Изучение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»Учебная презентация по литературеПреподаватель: Крючкова Н.С.

Слайд 2Читательское восприятие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Занятие первое

Читательское восприятие романа М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»Занятие первое

Слайд 3Михаил Афанасьевич Булгаков 1891 - 1940


Томас Манн:
«Вообще говоря, талант –

очень сложное и трудное понятие, и дело здесь не столько в том, что представляет человек как личность. Вот почему можно сказать, что талант есть способность обрести собственную судьбу…»
Михаил Афанасьевич Булгаков  1891 - 1940Томас Манн: «Вообще говоря, талант – очень сложное и трудное понятие,

Слайд 4Михаил Афанасьевич Булгаков 1891 - 1940
М.А.Булгаков в телефонном разговоре со И.В.Сталиным:
«

Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может…»

Михаил Афанасьевич Булгаков  1891 - 1940М.А.Булгаков в телефонном разговоре со И.В.Сталиным:« Я очень много думал в

Слайд 51921 год
« Я писал торгово-промышленную хронику в газетку, а по ночам

сочинял веселые фельетоны, которые мне самому казались не смешнее зубной боли. А однажды ночью, остервенившись от постного масла, картошки, дырявых ботинок, сочинил ослепительный проект световой торговой рекламы. Что это доказывает? Это доказывает, что человек, борющийся за свое существование, способен на блестящие поступки…»
Из воспоминаний М.А.Булгакова
1921 год« Я писал торгово-промышленную хронику в газетку, а по ночам сочинял веселые фельетоны, которые мне самому

Слайд 61919 год
«В 1919 году, проживая в городе Киеве, последовательно призывался на

службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город…»
М.А.Булгаков
1919 год«В 1919 году, проживая в городе Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями,

Слайд 7Роман «Белая гвардия»
«Белая гвардия» - роман о духовном пути интеллигенции среди

взаимоисключающих требований времени. Герои романа с пониманием относились к стремлению большевиков сменить изживший себя строй, ни в какой мере не пытались удержать его, но пренебрежение вечными устоями жизни воспринималось ими как катастрофа с тяжелейшими последствиями для страны.
Роман «Белая гвардия»«Белая гвардия» - роман о духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени. Герои романа с

Слайд 8«Мастер и Маргарита»
«Последний закатный роман»
(по признанию самого М.А.Булгакова)

«Мастер и Маргарита»«Последний закатный роман»(по признанию самого М.А.Булгакова)

Слайд 9Тест на знание романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Преподаватель: Крючкова Н.С.

Тест на знание романа М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»Преподаватель: Крючкова Н.С.

Слайд 10Вопрос первый:
Запах, который ненавидел прокуратор.

Вопрос первый:Запах, который ненавидел прокуратор.

Слайд 11Вопрос второй:
Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда был осужден и казнен

Иешуа.
Вопрос второй:Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда был осужден и казнен Иешуа.

Слайд 12Вопрос третий:
Денежная единица, которой расплатились с Иудой за предательство.

Вопрос третий:Денежная единица, которой расплатились с Иудой за предательство.

Слайд 13Вопрос четвертый:
Единственное, чего боялась собака прокуратора.

Вопрос четвертый:Единственное, чего боялась собака прокуратора.

Слайд 14Вопрос пятый:
Место гибели Иуды из Кириафа.

Вопрос пятый:Место гибели Иуды из Кириафа.

Слайд 15Вопрос шестой:
Любимое вино Понтия Пилата.

Вопрос шестой:Любимое вино Понтия Пилата.

Слайд 16Вопрос седьмой:
Работа, хуже которой нет на свете, по словам Бегемота.

Вопрос седьмой:Работа, хуже которой нет на свете, по словам Бегемота.

Слайд 17Вопрос восьмой:
Сувенир, подаренный Маргарите Воландом.

Вопрос восьмой:Сувенир, подаренный Маргарите Воландом.

Слайд 18Вопрос девятый:
Чего лишился Варенуха после «контакта» с нечистой силой.

Вопрос девятый:Чего лишился Варенуха после «контакта» с нечистой силой.

Слайд 19Вопрос десятый:
Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала.

Вопрос десятый:Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала.

Слайд 20Первичное восприятие романа:
Продолжите предложение в тетради: «Роман «Мастер и Маргарита» –

это роман о…»

Первичное восприятие романа:Продолжите предложение в тетради: «Роман «Мастер и Маргарита» – это роман о…»

Слайд 21Как связаны между собой I и II главы романа «Мастер и

Маргарита»?

ВРЕМЯ: действие разворачивается во время Пасхи.
Иудейская пасха – 14 нисана – выпала в год смерти Иисуса Христа на пятницу. «Первый день опресноков» начинался в среду вечером.
В среду днем Воланд появляется на Патриарших прудах.

Как связаны между собой I и II главы романа «Мастер и Маргарита»?ВРЕМЯ: действие разворачивается во время Пасхи.Иудейская

Слайд 22Патриаршие пруды
Роман “Мастер и Маргарита” начинается на Патриарших прудах, то есть

на бывшем Козьем болоте. Не зря Воланд является именно сюда, ибо болото — лучшее место для чёрта, а его новое наименование — Патриаршие пруды — подаёт сигнал к спору о том, существовал ли Христос или не существовал.
Патриаршие прудыРоман “Мастер и Маргарита” начинается на Патриарших прудах, то есть на бывшем Козьем болоте. Не зря

Слайд 23Как связаны между собой I - III главы романа «Мастер и

Маргарита»?

ГЕРОИ: в период со среды по пятницу Иисус Христос три раза предсказывает свою смерть, Воланд – чужую.

Как связаны между собой I - III главы романа «Мастер и Маргарита»?ГЕРОИ: в период со среды по

Слайд 24Как связаны между собой I - III главы романа «Мастер и

Маргарита»?

СПОР О СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА:

Воланд:
Позвольте вас спросить, как же может управлять человек (жизнью человеческой и все распорядком на земле), если он не только лишен возможности ставить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?


Чем хочешь, чтобы я поклялся?
Ну, хотя бы жизнью твоею, ею клясться самое время, так как она висит на волоске.
Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? Если это так, то ты очень ошибаешься.
Я могу перерезать этот волосок.
И в этом ты ошибаешься. Согласись, что перерезать волосок может лишь тот, кто повесил? 

Как связаны между собой I - III главы романа «Мастер и Маргарита»?СПОР О СУЩЕСТВОВАНИИ  БОГА:Воланд:Позвольте вас

Слайд 25Сопоставление образов Воланда и Иешуа

Сопоставление образов Воланда и Иешуа

Слайд 26Анатоль Франс «Сад Эпикура» (1894):
«На что бы годились самопожертвование и самоотвержение

при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия. Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал по крайней мере половину вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым истребленным пороком исчезает и соответствующая ему добродетель».
Анатоль Франс «Сад Эпикура» (1894):«На что бы годились самопожертвование и самоотвержение при всеобщем счастье? Разве можно понять

Слайд 27Итог:
В чем необычность романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»?

Итог:В чем необычность романа М.А.Булгакова«Мастер и Маргарита»?

Слайд 28Домашнее задание:
Перечитать главы романа, посвященные жизни Москвы 1930-х годов.

Письменная работа «Смысл

эпиграфа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Домашнее задание:Перечитать главы романа, посвященные жизни Москвы 1930-х годов.Письменная работа «Смысл эпиграфа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Слайд 29Булгаковская Москва. Сатирическое мастерство писателя
Занятие второе

Булгаковская Москва. Сатирическое мастерство писателяЗанятие второе

Слайд 30Булгаковская Москва


« - Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и

ответил почтительно:
- Мессир, мне больше нравится Рим».

Булгаковская Москва« - Какой интересный город, не правда ли?Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:  - Мессир, мне

Слайд 31«Нехорошая» квартира
Какой смысл вкладывает писатель в название «нехорошая» квартира?

«Нехорошая» квартираКакой смысл вкладывает писатель в название «нехорошая» квартира?

Слайд 32 Нехорошая квартира - квартира №50 в доме 302-бис по Садовой улице

в романе «Мастер и Маргарита». Именно здесь поселяется Воланд и его свита, тут происходит контакт потусторонних сил с современным московским миром.
Нехорошая квартира - квартира №50 в доме 302-бис по Садовой улице в романе «Мастер и Маргарита».

Слайд 33«Черная магия и ее разоблачение»
Разоблачить – раскрыть чьи-нибудь тайные замыслы, ложь,

злоупотребления…

Воланда совершенно не интересует то обстоятельство, что со времени его прошлого визита на Землю люди «научились шибче ездить по дорогам. И сами бреются. И радио понимать умеют. И стали летать под самые небеса».
Что интересует Воланда?- задача эксперимента

Сам эксперимент:

Прошу глядеть вверх!.. Раз – в руке у него оказался пистолет, он крикнул : - Два! – Пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: - Три! – Сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зале белые бумажки…
Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки… всюду гудело слово «червонцы, червонцы…»

«Черная магия и ее разоблачение»Разоблачить – раскрыть чьи-нибудь тайные замыслы, ложь, злоупотребления…Воланда совершенно не интересует то обстоятельство,

Слайд 34Выводы эксперимента:
- Ну что же, они люди как люди… любят деньги,

но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны: из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота… Обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних… ТОЛЬКО…
Выводы эксперимента:- Ну что же, они люди как люди… любят деньги, но ведь это всегда было… человечество

Слайд 35Подведение итогов:
Мы знаем Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского, грибоедовскую Москву. Что

характерно для Москвы Булгакова? Какими средствами создается ее образ?
Подведение итогов:Мы знаем Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского, грибоедовскую Москву. Что характерно для Москвы Булгакова? Какими средствами

Слайд 36

Москва в романе «Мастер и Маргарита»
Москва как локальное

пространство советской действительности

Москва как семиотическое пространство

Москва как место действия реальных исторических событий

Москва как художественный объект

Москва как граница миров

Социально-бытовая модель общества

Нравственно-эстетическая модель общества

Индивидуально-художественная
картина мира











Москва в романе «Мастер и Маргарита»Москва как локальное пространство советской действительности Москва как семиотическое

Слайд 37Семиотическое пространство -
Система географических, исторических, политических, социальных, культурных и т.д.

кодов, позволяющих расшифровывать любой текст, созданный в данном пространстве.

В семиотическом пространстве постоянно идет процесс накопления информации. Новые языки появляются, но старые не исчезают насовсем. И произведения искусства никогда не становятся мертвыми экспонатами. Они продолжают активно участвовать в развитии культуры как живые факторы. В любой момент произведение искусства, казавшееся устаревшим, может вновь сделаться ультрасовременным. На каждое новое понимание культурной ситуации работает не последний временной срез, а вся толща текстов культуры. Это касается и смысловых кодов. Так, в последнее время вновь оказался востребованным слоган Москва – Третий Рим.
Семиотическое пространство - Система географических, исторических, политических, социальных, культурных и т.д. кодов, позволяющих расшифровывать любой текст, созданный

Слайд 38И.Золотусский «Заметки о двух романах Булгакова»:
«Булгаковский смех разит и убивает. Он артистичен,

этот убийственный смех. Он даже легок и шипуч, как шампанское. Но в это шампанское подмешан яд…»
И.Золотусский «Заметки о двух романах Булгакова»:«Булгаковский смех разит и убивает. Он артистичен, этот убийственный смех. Он даже

Слайд 39М.Булгаков Письмо к Правительству
«М.Булгаков стал сатириком и как раз в то

время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно немыслима»
М.Булгаков  Письмо к Правительству«М.Булгаков стал сатириком и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая

Слайд 40Домашнее задание:
Выбрать из романа описание нравов современной Булгакову писательской среды.
Перечитать 13

главу романа.
Домашнее задание:Выбрать из романа описание нравов современной Булгакову писательской среды.Перечитать 13 главу романа.

Слайд 41«Но ты, художник, твёрдо веруй…»
Тема художественного творчества
в романе М.А.Булгакова
«Мастер

и Маргарита»
«Но ты, художник, твёрдо веруй…»Тема художественного творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 42МАССОЛИТ
«Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав

в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом».
МАССОЛИТ «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько

Слайд 43Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?

Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?

Слайд 44О чем спорят Воланд и Берлиоз?
Воланд:
Позвольте вас спросить, как же может

управлять человек (жизнью человеческой и все распорядком на земле), если он не только лишен возможности ставить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?
О чем спорят Воланд и Берлиоз?Воланд:Позвольте вас спросить, как же может управлять человек (жизнью человеческой и все

Слайд 45«Новый завет без изъяна от евангелиста Демьяна»
Точное суждение о Новом Завете:
Иисуса

Христа никогда не было на свете.
Так что некому было умирать и воскресать,
Не о ком было Евангелия писать.
«Новый завет без изъяна от евангелиста Демьяна»Точное суждение о Новом Завете:Иисуса Христа никогда не было на свете.Так

Слайд 46
Вина Берлиоза, его страшный грех состоит в том, что он отрицает

существование не только Иисуса Христа, и даже не только дьявола, но и вообще чего бы то ни было. Суть концепции, проповедником которой является Берлиоз, состоит в том, что на свете вообще ничего нет, кроме той грубой реальности, которая доступна нашему человеческому зрению. Именно поэтому Берлиоз получает НИЧТО, полное и абсолютное небытие
Вина Берлиоза, его страшный грех состоит в том, что он отрицает существование не только Иисуса Христа, и

Слайд 47Иван Бездомный
«Положительное значение большевизма может быть в том, что, сняв маску

и показав всем сатану в его неприкрытом виде, он многих через уверенность в реальность сатаны привел к вере в Бога. Но, помимо этого, большевизм своим бессмысленным (вследствие неспособности к творчеству) ковырянием жизни глубоко перепахал русскую целину, вывернул на поверхность пласты, лежавшие внизу, а вниз – пласты, прежде лежавшие на поверхности. И, быть может, когда для созидания новой национальной культуры понадобятся новые люди, такие люди найдутся именно в тех слоях, которые большевизм случайно поднял на поверхность русской жизни…»
ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ОТРЫВОК СТАТЬИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБРАЗУ ИВАНА БЕЗДОМНОГО

Н.С.Трубецкой «Мы и другие»

Иван Бездомный«Положительное значение большевизма может быть в том, что, сняв маску и показав всем сатану в его

Слайд 48Иван Бездомный – положительный герой?
«Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось

новостью» .
«Несмотря на то, что Иван был малограмотным человеком, он догадался, где нужно искать сведений о Пилате».
«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали? – Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился…»
«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»
Знакомство Мастера с языками вызывает у Ивана зависть.
Иван Бездомный –  положительный герой?«Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью» .«Несмотря на то, что

Слайд 49Образ Мастера
Мастер –
лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством,

а также (в древности) – магистр, причастный высшей власти и тайне.
Образ МастераМастер – лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистр,

Слайд 50Александр Блок (по воспоминаниям поэтессы Н. Павлович)
«Большевики не мешают писать

стихи, но они мешают чувствовать себя мастером… Мастер – тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе…»

«Большевики мешают чувствовать себя Мастером, ибо Мастеру надо иметь ось, органическую, бесспорную, в себе…»

Александр Блок  (по воспоминаниям поэтессы Н. Павлович) «Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать

Слайд 51История Мастера
«Ах, какая у меня была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень! И

голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу… и я уже знал, что последними словами романа будут: «…Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат»».

Подвал Мастера

История Мастера«Ах, какая у меня была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления,

Слайд 52Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает,

как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет….

- Вы вообще не любите цветов?..
- Я розы люблю…

Розы- один из символов Иисуса Христа. Для поколения М.А.Булгакова розы ассоциировались с учением Христа

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые

Слайд 53 был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке,

и та перепечатала его в пяти экземплярах…

«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась», - прошептал мастер и поник головой…


был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти

Слайд 54
« - Догадайся, что со мною случилась беда… Приди, приди, приди!…

Но никто не шел. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее».

«Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно».

« - Догадайся, что со мною случилась беда… Приди, приди, приди!… Но никто не шел. В печке

Слайд 55Кто организовал травлю Мастера?
Письмо М.А.Булгакова Правительству СССР от 28 марта 1930

г. – «Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за 10 лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них похвальных было 3, враждебно-ругательных – 298».
Кто организовал травлю Мастера?Письмо М.А.Булгакова Правительству СССР от 28 марта 1930 г. – «Произведя анализ моих альбомных

Слайд 56Почему рукопись, которая была сожжена Мастером, не сгорела?
«Рукописи не горят» –

это знаменитая реплика Воланда, давно уже вошедшая в повседневную речь и ставшая даже чуть ли не пословицей, имеет совершенно определенный смысл…
Почему рукопись, которая была сожжена Мастером, не сгорела?«Рукописи не горят» – это знаменитая реплика Воланда, давно уже

Слайд 57Как заканчивается глава 24 романа? А как начинается глава 25? Почему?
Глава

24

… И сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова:
- Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Да, тьма…

Глава 25

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом…

Как заканчивается глава 24 романа? А как начинается глава 25? Почему?Глава 24… И сколько угодно, хотя бы

Слайд 58
Глава «Казнь» – сон, привидевшийся Ивану Бездомному.

Первая встреча прокуратора Иудеи Понтия

Пилата и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри – рассказ Воланда.

ПОЧЕМУ?
Глава «Казнь» – сон, привидевшийся Ивану Бездомному.Первая встреча прокуратора Иудеи Понтия Пилата и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри

Слайд 59
Таким образом, нам сразу дают понять, что сейчас мы узнаем не

еще одну версию событий, а как все это было на самом деле.
История, описанная Мастером, была не выдумана им, она была им угадана. При чем, как видно, угадана верно, вплоть до самых подробностей…
Таким образом, нам сразу дают понять, что сейчас мы узнаем не еще одну версию событий, а как

Слайд 60Зачем тогда Воланд начинает свой рассказ с реплики из романа Мастера?


«И доказательств никаких не требуется, - ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал. – Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана…»

Зачем тогда Воланд начинает свой рассказ с реплики из романа Мастера? «И доказательств никаких не требуется, -

Слайд 61Почему?
Очевидно, нам хотят намекнуть, что история, которую рассказывает Воланд, не только

соответствует тому, что было в жизни, но и будет рассказана теми единственными словами, которыми она только и может быть изложена.

Почему?Очевидно, нам хотят намекнуть, что история, которую рассказывает Воланд, не только соответствует тому, что было в жизни,

Слайд 62
Объяснение этому может быть одно: очевидно, Мастер в своем романе угадал

и зафиксировал на бумаге нечто такое, что существует объективно, следовательно, не только сама история, но и все ее словесное выражение представляет собой угаданную Мастером реальность. Рукопись – листы бумаги, испещренные буквами, - лишь внешнее отражение этой реальности. Сама же реальность существует где-то еще, вне рукописи и независимо от нее.
Объяснение этому может быть одно: очевидно, Мастер в своем романе угадал и зафиксировал на бумаге нечто такое,

Слайд 63Домашнее задание:
Письменная работа «Своеобразие изображения литературного мира в романе М.А.Булгакова «Мастер

и Маргарита».
Перечитать главы 19 – 31 романа.
Прочитать I часть «Фауста» Гёте.
Домашнее задание:Письменная работа «Своеобразие изображения литературного мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».Перечитать главы 19 – 31

Слайд 64Фаустовская тема в романе. Воланд, Мастер и Маргарита
Занятие четвертое

Фаустовская тема в романе. Воланд,  Мастер и МаргаритаЗанятие четвертое

Слайд 65
Какой эпиграф выбрал для своего романа Булгаков?
Почему именно эти слова

Мефистофеля? Как связаны эпиграф и поступки Воланда?
Какой эпиграф выбрал для своего романа Булгаков? Почему именно эти слова Мефистофеля? Как связаны эпиграф и поступки

Слайд 66
Сравните появление Воланда в романе Булгакова с появлением Мефистофеля перед Фаустом

в трагедии Гёте?
Сравните появление Воланда в романе Булгакова с появлением Мефистофеля перед Фаустом в трагедии Гёте?

Слайд 67Сопоставьте слова Воланда о человеке в I и XII главах «Мастера

и Маргариты» со словами Мефистофеля из «Пролога на небесах» трагедии Гёте. Что придает убедительность рассуждениям обоих персонажей?

Воланд

Человек смертен, но это еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер…

Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… ну легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Мефистофель

Сказать мне нечего о солнцах и мирах:
Лишь муки вижу я и корчи человека.
Смешной божок земли, на тризнах и пирах
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему, возможно, легче бы жилось,
Когда бы завладеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовет он: свойство это
Лишь на одно сумел употребить –
Чтоб из скотов скотиной главной быть!
Позвольте мне – хоть этикет здесь строгий –
Сравненьем речь украсить: он на вид –
Ни дать ни взять кузнечик долгоногий, -
То по траве поскачет, то взлетит,
Одну и ту же песенку твердит.
И нет чтобы в цветах сидеть уютно, -
Он прямо в грязь ныряет поминутно…

Сопоставьте слова Воланда о человеке в I и XII главах «Мастера и Маргариты» со словами Мефистофеля из

Слайд 68
Почему в романе М.А.Булгакова никто, кроме Мастера и Маргариты, не распознал

нечистую силу?
Почему в романе М.А.Булгакова никто, кроме Мастера и Маргариты, не распознал нечистую силу?

Слайд 69
Сравните Мастера и Фауста: что мы узнаем о них при первом

знакомстве? Каковы их занятия? Как они относятся к результатам своей деятельности? Какие вопросы их мучают? Как они пытаются их решать? Каковы их стремления? В чем они видят выход?
Сравните Мастера и Фауста: что мы узнаем о них при первом знакомстве? Каковы их занятия? Как они

Слайд 70
Формула Лессинга: «Трагический герой должен быть виновен и невиновен одновременно».
Поэтому

и Мастер, и Фауст вынуждены вечно расплачиваться, потому что стали искать помощи у потусторонних сил и тем самым связали свою дальнейшую судьбу с сатаной.
Формула Лессинга: «Трагический герой должен быть виновен и невиновен одновременно». Поэтому и Мастер, и Фауст вынуждены вечно

Слайд 71Почему Мастер не заслужил света?
В русской литературной традиции свет и покой

едины. Булгаков даже для эпиграфа письма к Сталину избрал некрасовское стихотворение, в котором была строка:
«ВДРУГ АНГЕЛ СВЕТА И ПОКОЯ МНЕ ПЕСНЮ ЧУДНУЮ ЗАПЕЛ…»
Почему Мастер не заслужил света?В русской литературной традиции свет и покой едины. Булгаков даже для эпиграфа письма

Слайд 72Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Мандельштам

О.Э.
Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту,  Что от рождения чиста! 		Мандельштам О.Э.

Слайд 73Елена Сергеевна Булгакова:
«Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый

мир – и я один.
Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно.»
Елена Сергеевна Булгакова:«Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь

Слайд 74
Сопоставьте характеры и образы главных героинь «Фауста» и «Мастера и Маргариты»:

чем они привлекли главных героев? Как произошли их встречи с любимыми? Каковы их чувства по отношению к Мастеру и Фаусту? Чем завершаются их судьбы? Каково их отношение к Воланду и Мефистофелю?
Сопоставьте характеры и образы главных героинь «Фауста» и «Мастера и Маргариты»: чем они привлекли главных героев? Как

Слайд 75
Тот, кто любит,
должен разделить участь того, кого он любит.

Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.

Слайд 76
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке,

и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Для чего Булгакову понадобилось сравнение любви с убийцей в переулке, с финским ножом? Что это доказывает?
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так

Слайд 77
Отчего Воланд говорит Маргарите:
«Никого и ничего не просите?»

Отчего Воланд говорит Маргарите: «Никого и ничего не просите?»

Слайд 78
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности

у тех, кто сильнее вас».
Никого – значит, и Бога. Ну а поскольку любой человек считает человек считает Бога сильнее себя, то запрет Воланда оказывается еще более конкретным. Красота сатанинской формулы блокирует саму возможность молитвы.
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас». Никого

Слайд 79Домашнее задание
Перечитать «ершалаимские» главы романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Письменная работа на

выбор:
Смысл названия романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Анализ эпизода «Великий бал сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Домашнее заданиеПеречитать «ершалаимские» главы романа Булгакова «Мастер и Маргарита»Письменная работа на выбор:Смысл названия романа М.А.Булгакова «Мастер и

Слайд 80Новозаветная история в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри и Понтий

Пилат

Занятие пятое

Новозаветная история в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри и Понтий ПилатЗанятие пятое

Слайд 81
Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о

нем – идейный и философский центр романа?
Какое место занимает Иешуа в системе образов романа? Почему главы о нем – идейный и философский центр

Слайд 82
Каким изображен прокуратор Иудеи во второй главе романа? Какие чувства испытывает

он к Иешуа?
Каким изображен прокуратор Иудеи во второй главе романа? Какие чувства испытывает он к Иешуа?

Слайд 83
Каков
финал судьбы Понтия Пилата?

Каков финал судьбы Понтия Пилата?

Слайд 84Для чего писателю понадобились «ершалаимские» главы?
Первоначально Булгаков не счел возможным поместить

добро в современную ему действительность, отнеся его к далекому прошлому. Иешуа задуман сразу, этот персонаж есть уже в ранних редакциях романа, и лишь после появления в жизни писателя Елены Сергеевны и их взаимной любви возникают образы Мастера и Маргариты.
Для чего писателю понадобились «ершалаимские» главы?Первоначально Булгаков не счел возможным поместить добро в современную ему действительность, отнеся

Слайд 85Для Пилата слова о должности – только попытка успокоить больную совесть.
В

финале, когда Мастер и Маргарита видят сидящего в кресле Пилата, Воланд сообщает им, что прокуратор все время говорит «одно и то же. Он говорит, что при луне ему нет покоя и что у него плохая должность».
Для Пилата слова о должности – только попытка успокоить больную совесть.В финале, когда Мастер и Маргарита видят

Слайд 86
ВСЕПРОЩЕНИЕ – полное прощение всего и всех.
МИЛОСЕРДИЕ - готовность оказать помощь,

проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т.п. нормам, требованиям.
ВСЕПРОЩЕНИЕ – полное прощение всего и всех.МИЛОСЕРДИЕ - готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а

Слайд 87Так о чем роман «Мастер и Маргарита»?
Каждому будет дано по

его вере
Так о чем роман  «Мастер и Маргарита»? Каждому будет дано по его вере

Слайд 88
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть