Слайд 1Единый информационный день
«ЕГЭ-2020: Знаю! Умею! Действую!»
Лингвистическая игра
«Тайны
русского языка»
г. Липецк, 2019 год
Слайд 2
1. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте
пропуска во втором предложении.
Слайд 3
Ответ к заданию №1
Второе предложение по содержанию противопоставляется первому, поэтому
используется сочинительный союз ОДНАКО.
Ответ: однако|но
Слайд 4
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в
постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
включАт
квартАл
опломбИровать
ободрИть
послАла
Слайд 5
Ответ к заданию №2
Ошибка допущена в слове «опломбИровать», верно говорить
опломбировАть. ОпломбировАТЬ КРОВАТЬ!
Ответ: опломбировАть
Слайд 6
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
БОЛОТНЫЙ ил является превосходным удобрением.
Его доклад был ИНФОРМАТИВНЫМ и познавательным.
ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.
АРТИСТИЧЕСКИЙ по своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей.
Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.
Слайд 7
Ответ к заданию №3
Ошибка допущена в следующем предложении: АРТИСТИЧЕСКИЙ по
своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей.
Слово АРТИСТИЧЕСКИЙ необходимо заменить на слово АРТИСТИЧНЫЙ, имеющее значения:
отличающийся художественной одарённостью и вкусом. || свойственный человеку, обладающему такими качествами.
Ответ: артистичный
Слайд 8
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите
это слово.
Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.
Слайд 9
Ответ к заданию №4
Температура воздуха в феврале была
выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.
В предложении лишним является слово «атмосферного», т. к. «атмосфера» и «воздух» ─ это слова-синонимы.
Ответ: атмосферного
Слайд 10
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВУХСТАМИ предметами
килограмм ПОМИДОРОВ
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
ИХ успехи
Слайд 11
Ответ к заданию №5
Неверно: двухстами предметами. Корректно: двумястами предметами.
Ответ: двумястами
Слайд 12
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) спл..шной, ст..дион, переб..рал
2) эп..демия, п..литра, об..няние
3) прец..дент, п..ртфель, ур..ган
4) бл..стать, подст..лить, к..снулся
5) переск..чить, б..говая, пл..вцы
Слайд 13
Ответ к заданию №6
1. сплошной (сплОшь) — ПГ, стадион
— НГ, перебирал − ЧГ
2. эпидемия, палитра, обоняние — НГ
3. прецедент, портфель, ураган — НГ
4. блистать, подстелить, коснулся — ЧГ
5. перескочить — ЧГ, беговая (бЕг) — ПГ, пловцы − ЧГ
Ответ: 23
Слайд 14
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного
ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) д..бела, непр..будный, из..брести;
2) пр..вращение, пр..глушить, пр..мерка
3) раз..грать, фин..нспектор, дез..нформация;
4) и..пепелить, не..гораемый, ра..свет;
5) п..полнять, перен..править, пред..ставить
Слайд 15
Ответ к заданию №7
1. добела, непробудный, изобрести;
2. превращение, приглушить,
примерка
3. разыграть, фининспектор, дезинформация;
4. испепелить, несгораемый, рассвет;
5. пополнять, перенаправить, предоставить
Ответ: 14
Слайд 16
8.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) фасол..вый, дожд..вой
2) высме..вать, мороз..ц
3) насмешл..вый, платоч..к
4) сонл..вый, молодц..ватый
5) удва..вать, болот..стый
Слайд 17
Ответы к заданию №8
1) фасолевый, дождевой — −ЕВ− — без
ударения
2) высмеивать — суффикс –ИВА-, так как в 1-м лице он остаётся (высмеИВАю), морозец — сущ. муж. р. — −ЕЦ
3) насмешливый — суффикс −ЛИВ−, платочек — при склонении гласная Е выпадает: платочек — платочка
4) сонливый — под ударением, молодцеватый — суффикс −ЕВАТ−
5) удваивать — суффикс −ИВА−, так как в 1-м лице он остаётся (удваИВАю), болотистый — суффиксы −ЧИВ− — −ЛИВ−, −ИСТ− — всегда с И
Ответ: 15
Слайд 18
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) колебл..шься, выдел..шь
2) независ..мый, мысл..мый
3) наруша..мый, предполага..мый
4) невид..мый, непромока..мый
5) произнос..шь, щипл..шь
Слайд 19
Ответы к заданию №9
1) колеблешься — 1 спр., выделишь —
2 спр.
2) независимый — от глагола 2 спр., мыслимый — от глагола 2 спр.
3) нарушаемый, предполагаемый — от глагола 1 спр.
4) невидимый — от глагола 2 спр., непромокаемый — — от глагола 1 спр.
5) произносишь — 2 спр., щиплешь — 1 спр.
Ответ: 23
Слайд 20
10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
На помощь городу, памяти, искусству пришли люди, (НЕ)ЖЕЛАВШИЕ подчиняться напору воинствующего безразличия.
Он представлял себя мучеником и отчасти даже с гордостью думал, что чаша ещё (НЕ)ВЫПИТА до дна, что он ещё будет страдать за свою честность.
Я раза два пожал её руку; во второй раз она её выдернула, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова.
Французы были отражены на всех пунктах, но у нас (НЕ)ДОСТАВАЛО сил, чтобы в тот же день перейти реку и довершить разгром.
Пусть будет (НЕ)ПО-МОЕМУ, я готов пойти на компромисс.
Слайд 22
11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.
Слайд 23
Ответ к заданию №11
ПОЧЕМУ, глядя на один портрет, мы НАДОЛГО
засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
Даже после смерти Баха в ТОМ ЖЕ магистрате его педагогическая деятельность, ТАК ЖЕ, как и композиторская, не получила должной оценки.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, ПОТОМУ, что природа в изображении художника КАК БУДТО находится в дисгармонии с жизнью человека.
КОЕ-ГДЕ ВДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
Они КАК БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО ЖЕ время.
Ответ: ПОЧЕМУ НАДОЛГО ИЛИ НАДОЛГО ПОЧЕМУ
Слайд 24
12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Старообрядцы сдержа(1)о посовещались, и один из них, пригибаясь, подошёл к печи и положил на колени Яшкина круглый каравай хлеба, кусок варё(2)ого мяса, две луковицы и берестя(3)ое лукошко с солью, сдела(4)ое в виде пенала.
Слайд 25
Ответ к заданию №12
Старообрядцы сдержаННо совещались, и один из них,
пригибаясь, подошёл к печи и положил на колени Яшкина круглый каравай хлеба, кусок варёНого мяса, две луковицы и берестяНое лукошко с солью, сделаННое в виде пенала.
В этом предложении:
сдержаННо — КАК? наречие, образованное от причастия СДЕРЖАННЫЙ (совершенный вид);
варёНого — отглагольное прилагательное без приставки и зависимых слов;
берестяНое — прилагательное, образованное от существительного БЕРЕСТА с помощью суффикса -ЯН-;
сделаННое — причастие, образованное от глагола совершенного вида СДЕЛАТЬ.
Ответ: 14
Слайд 26
13. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую.
1) Ворота в боярский двор широки да со двора узки.
2) Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
3) Люди часто думают о прошлом и об истории своей страны и своего народа.
4) Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцем левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.
5) Покрытие краской или лаком или пропитка маслом защищает поверхность изделий от воздействия влаги и солнца.
Слайд 27
Ответ к заданию №13
1) Ворота в боярский двор широки, да
со двора узки. (да=но)
2) Вода расступалась, и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
3) Люди часто думают о прошлом и об истории своей страны и своего народа.
4) Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцем левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.
5) Покрытие (краской или лаком) или пропитка маслом защищает поверхность изделий от воздействия влаги и солнца. Разные ряды однородных членов: покрытие чем? и пропитка чем?
Правильный ответ указан под номером 1 и 2
Слайд 28
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Владимир (1) махавший косой не переставая (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.
Слайд 29
Ответ к заданию №14
Владимир,(какой?) |махавший косой не переставая|, резал траву,
не выказывая ни малейшего усилия.
Запятые должны быть поставлены на месте цифр 1, 2, 3: 1, 2 — это запятые, выделяющие обособленное определение, выраженное причастным оборотом «махавший косой не переставая», 3 — перед обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «не выказывая (4) ни малейшего усилия».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3
Слайд 30
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На протяжении многовекового пути развития искусства батика (1) мастера-гравёры отбирали и отшлифовывали узоры (2) главным мотивом (3) которых (4) становились цветы и листья.
Слайд 31
Ответ к заданию №15
На протяжении многовекового пути развития искусства батика
мастера-гравёры отбирали и отшлифовывали узоры, главным мотивом которых становились цветы и листья.
Запятая 2 выделяет придаточное предложение.
Запятая должна стоять на месте 2
Слайд 32
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.
Слайд 33
Ответ к заданию №16
Резвый ветер с моря
надул паруса, и, когда солнце взошло и городские стены остались за кормою последнего струга, громкая песня разлилась над просторами Волги.
Запятая 1 отделяет части сложносочинённого предложения.
Запятые 2 и 4 выделяют однородные придаточные предложения «когда солнце взошло и (когда) городские стены остались за кормою последнего струга».
Запятая на месте цифры 3 не ставится, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4
Слайд 34Ответы:
А – 4
Б – 5
В – 2
Г – 3
Д - 6
Слайд 35Ответы:
А – 3
Б – 2
В – 1
Г – 7
Д - 4
Слайд 36Ответы:
А – 7
Б – 1
В – 2
Г – 4
Д - 3
Слайд 37Ответы:
А – 7
Б – 6
В – 2
Г – 3
Д - 1
Слайд 38Ответы:
А – 4
Б – 5
В – 7
Г – 3
Д - 6
Слайд 39Ответы:
А – 4
Б – 1
В – 5
Г – 2
Д - 7