Слайд 1Лабораторная работа как форма проведения уроков русского языка
Из опыта работы
Анниной
Галины Сергеевны,
учителя русского языка и литературы МОУ «Верхне-Кушумская СОШ»
Слайд 2Какие проблемы решает подобная форма проведения урока?
Способствует развитию интереса к изучению
русского языка.
Развивает навыки самостоятельной работы.
Активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Интегрирует теоретические и практические знания в единый процесс исследовательского характера.
Слайд 3Решаются наиболее актуальные проблемы современной школы:
- научить учиться,
- научить видеть проблему
и находить пути её решения,
- научить самостоятельно принимать решения и делать правильные выводы,
-развивать исследовательские навыки учащихся.
Слайд 4Правила проведения лабораторной работы
1. Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных
наблюдений и выводов, ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающие новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.
Слайд 52. Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся
характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.
3. Задания могут быть различными: исследование какого-то частного вопроса или исследования обобщающего характера.
4. Лабораторным занятиям может быть посвящён весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием.
Слайд 65. Задание должно включать этапы исследования:
- наблюдение и изучение фактов и
явлений;
- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- выяснение связей изучаемого явления с другими;
- проведение лингвистического эксперимента;
- решение лингвистических задач;
- обобщение результатов и формулировка вывода.
Слайд 76. Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы:
1) подготовительный этап, включающий повторении теоретических
сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;
2) проведение лабораторной работы:
- чёткое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;
- оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы. Важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы;
- подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.
Слайд 8Урок в 8 классе по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Карточка-инструкция
1).
Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии).
Н.Лаздан
Я не учёный.
Я поэт.
Поэзия – моя судьба и сила.
Поэма, ода и сонет –
Вот лирики могучие светила.
Светить – задача мудреца.
Понятно всем, как дважды два – четыре.
Слагать стихи – нести свой крест Творца.
Поэт не Бог,
Он – светофор,
Регулировщик –
Лира…¹
2) Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).
3) Определи, какими частями речи выражены главные члены.
4) Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащим и сказуемым, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.
Слайд 10Подведём итоги
Уроки в форме лабораторной работы могут обеспечить следующие цели:
1. Повышение
уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи.
2. Включение полученных теоретических знаний и приобретённых умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку.
3. Воспитание самостоятельности:
- развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения.
4. Приобретение навыков библиографической работы.
5. Развитие лингвистического мышления.
6. Совершенствование исследовательских навыков.