Слайд 1Культура ведения публичного спора
Слайд 2 Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но
из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?
И.С. Тургенев
Слайд 3Спор
Всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает
свою правоту
Слайд 4Виды споров по цели
Из-за истины
Из-за убеждения
Для победы
Ради спора
Слайд 5Виды споров по количеству участников
Спор-монолог
Спор-диалог
Спор-полилог
Слайд 6Виды споров по форме проведения
Устные
Письменные
Слайд 7Дискуссионная речь
Речь, возникающая во время спора, когда сталкиваются противоположные
или разнообразные мнения и ставятся определенные цели – выяснить истину, убедить (переубедить) оппонента и др.
Слайд 8Виды дискуссионно-речевой коммуникации
ДЕБАТЫ – острое обсуждение какого-либо общественно или политически важного
вопроса, обмен мнениями.
ДИСПУТ – организованное коллективное обсуждение важной проблемы (нравственной, политической, литературной и др.) с наличием разнообразных точек зрения.
ПОЛЕМИКА – острый спор, который предполагает однозначное решение того или иного вопроса.
Слайд 9Виды дискуссионно-речевой коммуникации
ДИСКУССИЯ – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного
вопроса с целью достижения взаимоприемлемого решения.
Слайд 10Признаки дискуссии
Дискуссионная тема с наличием противоположных точек зрения.
Ведущий.
Публицистический или научный стиль
речи.
Аргументация в речи спорящих с целью доказательства своей точки зрения.
Слайд 11Для активного и плодотворного участия в дискуссии необходимо:
быть компетентным в обсуждаемом
вопросе;
уметь работать с информацией на разных носителях, чтобы оперативно дополнить свои знания недостающей информацией;
иметь навыки общения в группах, участия в полилоге;
быть толерантным к чужому мнению, не навязывая собственного мнения, стараясь понять позицию партнеров;
уметь принимать совместные, коллективные решения.
Слайд 12Классификация дискуссионных
занятий
структурированные
дискуссии
дискуссии с
элементами игрового
моделирования
проектные
дискуссии
командные дискуссии
(«дебаты»)
групповые
дискуссии
(«круглый стол»)
парные
дискуссии
(«вертушка»)
Слайд 13Структурированная (регламентированная) дискуссия
Малые группы изучают какую-либо проблему (вопрос).
Состав группы:
ведущий –
организует обсуждение проблемы, привлекая членов группы.
аналитик – задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи.
протоколист – фиксирует все то, что относится к проблеме, он же представляет позицию группы в заключительной части урока.
наблюдатель – дает оценку участия каждого члена группы.
Слайд 14Этапы проведения структурированной дискуссии
Ориентировка (введение в тему).
Постановка макропроблемы. Проблемная ситуация. Разбивка
на микропроблемы.
Определение проблемных задач. Рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся по отбору материала.
Предварительное обсуждение одной из микропроблем во всех группах сотрудничества.
Коллективное обсуждение: открытые вопросы, проблемные ситуации.
Слайд 15Этапы проведения структурированной дискуссии
Этап самостоятельной работы в группах по отбору и
осмыслению материала по проблеме.
Подготовка сравнительного анализа и выводов по обсуждаемой проблеме с использованием различных информационных источников.
Представление промежуточных результатов обсуждения в малых группах перед всем коллективом и обсуждение результатов.
Общая дискуссия. Подведение итогов.
Слайд 16Дискуссия с элементами игрового моделирования
Смысл этого занятия, в отличие
от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря (так, в дискуссии «Стоит ли уезжать из России?» участвуют писатели, эмигрировавшие из СССР в 60-80 гг. XX века, и те, кто в советское время остался в стране).
Слайд 17Проектная дискуссия
Она основана на методе подготовки и защиты проекта
по определенной теме.
Слайд 18Структура доказательства
Тезис – основное положение, которое доказывается в споре.
Аргументы – доводы,
положения, при помощи которых обосновывается тезис.
Слайд 19Типы аргументов
Факты (статистические, научные, из жизни, из литературы)
Ссылки на авторитеты (пословицы,
поговорки, афоризмы, крылатые выражения)
Ссылки за заведомо истинные суждения (аксиомы, законы, правила)
Слайд 20Способы доказательства
Прямое – тезис обосновывается
аргументами.
Тезис: данное растение – кактус.
Факт: все кактусы
– зеленые растения.
Следовательно, и данное растение содержит хлорофилл.
Слайд 21Способы доказательства
Косвенное
Метод «от противного»
Метод исключения
Приведение к абсурду
Слайд 22Косвенное доказательство
Метод «от противного» - чтобы доказать
тезис,
следует опровергнуть антитезис.
Тезис: слово "борьба" по происхождению старославянское.
Антитезис: слово "борьба" не является общеславянским.
Опровержение антитезиса: если бы слово не было общеславянским, оно бы не употреблялось во всех славянских языках. Но слово "борьба" зафиксировано в украинском, белорусском, болгарском и других славянских языках. Следовательно, правилен тезис.
Слайд 23Косвенное доказательство
Метод исключения – истинность тезиса доказывается с
помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной – тезиса.
Преступление совершили либо А, либо В, либо С.
Доказано, что ни А, ни В на совершали его, так как у них есть алиби.
Следовательно, преступление совершил С (у которого нет алиби).
Слайд 24Косвенное доказательство
Приведение к абсурду – если допустить, что верен антитезис, получается
абсурд.
- Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
- Нет, и не существует.
- Это ваше убеждение?
- Да.
- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.
Слайд 25Правила ведения спора
Определите предмет обсуждения и не теряйте его в процессе
спора.
Четко определите свою позицию и будьте убеждены в том, что утверждаете.
Продумайте доказательство и аргументацию своей позиции, ответы на возможные возражения оппонентов.
Готовясь к обсуждению, уточните значение терминов.
Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами.
Умейте слушать, относитесь с уважением к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами.
Владейте невербальным языком общения.
Психологически будьте готовы к различным нападкам.