Слайд 1Механизмы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях
Российской Федерации
Дискуссионная площадка учителей русского языка и литературы Курского района
29 августа 2016 года
Слайд 2Концепция преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 9 апреля 2016 г. N 637-р
Слайд 3Цель концепции
обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и
литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Слайд 4Задачи
Основными задачами развития системы изучения
и преподавания русского языка и литературы в
образовательных
организациях в Российской
Федерации являются:
модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования;
повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;
популяризация русского языка и литературы.
Слайд 5Разделы концепции:
I. Общие положения
II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
III.
Цели и задачи Концепции в
современной системе образования
IV. Проблемы изучения русского языка и литературы
V. Основные направления реализации Концепции
VI. Реализация Концепции
Слайд 6
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания
личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Слайд 7Проблемы изучения русского языка и литературы
Проблемы чтения и понимания текста современными
школьниками
Проблемы содержательного характера
Проблемы методического характера
Кадровые проблемы
Слайд 8Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками
Заметное снижение мотивации детей
к чтению
Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки
Увеличение общего количества текстов
Традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема всё труднее воспринимается и прочитывается детьми.
Слайд 9Проблемы содержательного характера
* Содержание учебного предмета "Русский язык"
не
в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.
** В содержании учебного предмета "Литература"
недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.
Несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся
уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков.
Слайд 10Проблемы методического характера
Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование
разных компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература"
Слайд 11Кадровые проблемы
Система подготовки и дополнительного профессионального образования
учителей русского языка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог».
Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный характер.
Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.
Слайд 12Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения
и преподавания русского языка и литературы.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Слайд 13План мероприятий
по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра образования и науки
Российской Федерации
__________________Н.В.Третьяк
«_» августа 2016 г. № НТ-____
Слайд 14 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Поддержка профессиональных ассоциаций и сетевых методических объединений.
Организация и проведение общероссийских мероприятий (совещаний, конференций, съездов, форумов, вебинаров и др.).
Совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Совершенствование примерных основных общеобразовательных программ.
Создание федеральных и региональных стажировочных площадок по продвижению лучших педагогических практик.
Организация экспертизы учебников на предмет соответствия требованиям Концепции.
Актуализация списков произведений, рекомендуемых к прочтению.
Разработка методических рекомендаций для педагогических работников по формированию нормативной грамотности учащихся, по повышению качества устной и письменной речи с учетом современных тенденций.
Слайд 15План мероприятий
Развитие системы профессиональной экспертизы измерительных (диагностических) материалов,
Совершенствование модели проведения
итогового сочинения
Проведение всероссийских проверочных работ по русскому языку
для 4–7 классов (ежегодно)
Организация и проведение Национального исследования качества образования (НИКО) по литературе в 8 классах (2018 г)
Совершенствование процедуры аттестации учителей (2017–2020 гг)
Организация и проведение олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей и преподавателей русского языка и литературы
Проведение всероссийского конкурса сочинений для школьников
Проведение Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
Формирование и публикация единого перечня федеральных и межрегиональных мероприятий по русскому языку и литературе на календарный год
(всего 39 пунктов)
Слайд 16Механизмы реализации Концепции
Использовать различные средства повышения мотивации обучающихся к чтению.
Организовать участие
школьников в творческих конкурсах и олимпиадах.
Применять различные приемы и формы работы по популяризации русского языка и литературы.
Развивать учительские компетенции, повышать квалификацию.
Слайд 18
Кузнецова Т.С.,
учитель МБОУ «Косиновская СОШ» Курского района Курской области