Презентация, доклад к занятию по теме Русская лексика с точки зрения её происхождения

Содержание

Цели занятия:ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения;научиться различать исконно русскую и заимствованную лексику;научиться отличать старославянизмы от исконно русских слов;научиться производить лексический разбор текста;совершенствовать навыки написания орфограмм «Непроизносимый согласный в корне слова», «Проверяемая

Слайд 1Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения
Преподаватель:
Афанасьева Елена Григорьевна,
ГБОУ

СПО Тольяттинский
социально-экономический колледж
Тема:  Русская лексика с точки зрения её происхожденияПреподаватель:Афанасьева Елена Григорьевна, ГБОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж

Слайд 2Цели занятия:
ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения;
научиться

различать исконно русскую и заимствованную лексику;
научиться отличать старославянизмы от исконно русских слов;
научиться производить лексический разбор текста;
совершенствовать навыки написания орфограмм «Непроизносимый согласный в корне слова», «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Приставки на З и С», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «Правописание предлогов со словами»;
работать над развитием речи студентов;
совершенствовать навыки публичного выступления.




Цели занятия:ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения;научиться различать исконно русскую и заимствованную лексику;научиться

Слайд 3Работа по развитию речи:
Конструирование предложений
Определение основной мысли высказывания
Комплексная работа
с

текстом
Работа по развитию речи:Конструирование предложенийОпределение основной мысли высказыванияКомплексная работа  с текстом

Слайд 4Повторение:
Лексическая система русского языка
Художественно-выразительные средства русского языка
Сферы употребления русской лексики
Активный и

пассивный словарный запас
Повторение:Лексическая система русского языкаХудожественно-выразительные средства русского языкаСферы употребления русской лексикиАктивный и пассивный словарный запас

Слайд 5Ключевые слова:
Лексика
Исконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские)
Заимствованные слова (старославянизмы)

Ключевые слова:ЛексикаИсконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские)Заимствованные слова (старославянизмы)

Слайд 6Эпиграф:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их

протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

Д.Самойлов «Слова»
Эпиграф:Люблю обычные слова,Как неизведанные страны,Они понятны лишь сперва,Потом значенья их туманны.Их протирают, как стекло,И в этом наше

Слайд 7Эпиграф:
Докапываемся до смысла слов,

Докапываемся до основ,

Докапываемся до истины!

Л.Мартынов
«Смысл слов»
Эпиграф:Докапываемся до смысла слов,    Докапываемся до основ,

Слайд 8Эпиграф:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее

на земле печаль
И долговечней царственное слово.

Анна Ахматова.
Эпиграф:Ржавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти всё готово.Всего прочнее на земле печальИ долговечней царственное слово.Анна

Слайд 9Карточка 2-а.
Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики.
Поясните

каждое из понятий примерами лексических единиц.

СЛОВО

ОДНОЗНАЧНОЕ

_______?______

С прямым
значением

______ ? _____

Карточка 2-а. Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики. Поясните каждое из понятий примерами лексических единиц.СЛОВООДНОЗНАЧНОЕ

Слайд 10Карточка 2-б.
Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики.
Поясните

каждое из понятий примерами лексических единиц.

СЛОВО

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ

_______ ? _______

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

____ ? ____

____ ? ____

____ ? ____

___ ? ___

Карточка 2-б. Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики. Поясните каждое из понятий примерами лексических единиц.СЛОВООБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ

Слайд 11Карточка 2-в.
Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики.
Поясните

каждое из понятий примерами лексических единиц.

СЛОВО

УСТАРЕВШЕЕ

____ ? ____

АРХАИЗМ

____ ? ____

Карточка 2-в. Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики. Поясните каждое из понятий примерами лексических единиц.СЛОВОУСТАРЕВШЕЕ____

Слайд 12Объяснительный диктант:
…Слово – Со…нце языковой вселенной: в нём, как

в Со…нце, при гр…мадных д…влении и температуре прои(з,с)ходит соед…нение и ра(з,с)пад элементов, а и(з,с)лучения, исх…дящие (от)него, достигают самых отдалё(н,нн)ых уголков языковой вселенной, обеспечивая движение, г…рмонию и жизнь всего, что в ней есть движущегося и ж…вого.
(Л.Ю.Максимов)
Объяснительный диктант:  …Слово – Со…нце языковой вселенной: в нём, как в Со…нце, при гр…мадных д…влении и

Слайд 13Лексический разбор текста:
Сколько смысла в старинных словах!
Сколько с ними забыто

напрасно.
Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» -
Как свечу засвечу…
Как я прежде была неправа,
Не о том и не так говорила!
Только в давнее дверь отворила –
Обрела и открыла слова.
Что за чудо – и молвить, и речь,
И словами одаривать – чудо.
Словно музыку, слушаю речь –
Ну, откуда такое, откуда?..
(В.Творогова)
Лексический разбор текста: Сколько смысла в старинных словах!Сколько с ними забыто напрасно.Я скажу тебе: «Свет ты мой

Слайд 14План лексического разбора текста:
Прочитать выразительно текст.
Найти ключевые слова (словосочетания).
Найти слова, употреблённые

в переносном значении.
Найти синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные), омонимы.
Найти слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.).
Найти заимствованные слова, устаревшие (архаизмы, историзмы), неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы.
Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию.
Уточнить (обратиться к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте.
Подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова.
Провести наблюдение над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно обратите внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях.
Показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных).
Указать средства художественной выразительности (использование тропов и стилистических фигур).

План лексического разбора текста:Прочитать выразительно текст.Найти ключевые слова (словосочетания).Найти слова, употреблённые в переносном значении.Найти синонимы, антонимы (

Слайд 15Исконно русская лексика (слова, которые образовались непосредственно в русском языке)
Общеславянские слова

(сущ. до V-VI вв.)
Названия лиц по родству;
Названия занятий и орудий труда;
Названия жилища, одежды, домашней утвари;
Названия пищи, продуктов;
Названия предметов с/х, растений, животных;
Названия предметов и явлений природы

Восточнославянские
(или древнерусские) слова (возн. XI-XIV вв.)
Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков

Собственно русские слова (появились с XIV в. после деления восточных славян на русских, украинцев, белорусов)

Исконно русская лексика (слова, которые образовались непосредственно  в русском языке)Общеславянские слова   (сущ. до V-VI

Слайд 16Заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков)
Старославянизмы
(слова,

пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян) – распространился в конце X века на Руси

Слова из других языков:
* из греческого
* из латинского
* из тюркского
* из скандинавских
(шведского,
норвежского)
* из западноевропейских
(голландского,
немецкого,
французского,
английского,
итальянского,
испанского…)

Заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков)Старославянизмы  (слова, пришедшие из старославянского, древнейшего языка

Слайд 19Влияние старославянского языка на развитие русского языка:
обогатил словами, имеющими отвлечённое значение;
пополнил

научную терминологию;
увеличил количество приставок и суффиксов;
обогатил синтаксис русского языка;
обогатил стилистические средства русского языка.

Влияние старославянского языка  на развитие русского языка:обогатил словами, имеющими отвлечённое значение;пополнил научную терминологию;увеличил количество приставок и

Слайд 20Использование старославянского языка:
на нём написаны богослужебные книги, проповеди, молитвы;
был литературным книжным

языком, который служил главным образом для распространения христианской религии

Использование  старославянского языка:на нём написаны богослужебные книги, проповеди, молитвы;был литературным книжным языком, который служил главным образом

Слайд 21Значение старославянизмов в речи:
придают речи особую выразительность (А.С.Пушкин «Пророк», «Анчар»);
служат средством

для создания юмора, иронии, сатиры
(произведения М.Салтыкова-Щедрина, А.Чехова);
воссоздают события прошлого;
используются для стилизации языка отдалённой эпохи;
используются для речевой характеристики действующих лиц произведения.

Значение старославянизмов  в речи:придают речи особую выразительность (А.С.Пушкин «Пророк», «Анчар»);служат средством для создания юмора, иронии, сатиры

Слайд 22Как музыканту нельзя
без музыкального
слуха, так и людям,
работающим со словом,


нельзя без любовного отношения
к слову, без живого чувства языка.

Г.А.Золотова. Слово и штамп
Как музыканту нельзя без музыкальногослуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношенияк слову, без

Слайд 23Нужно знать свой родной
язык и уметь пользоваться
его гибкостью, богатством
и своеобразными
оборотами.


А.Ф.Кони.


Приёмы и задачи прокуратуры




Нужно знать свой роднойязык и уметь пользоватьсяего гибкостью, богатствоми своеобразнымиоборотами. А.Ф.Кони. Приёмы и задачи прокуратуры

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть