Презентация, доклад к занятию кружка Диалог с текстом на тему Подготовка к сочинению-рассуждению о Великой Отечественной войне

Содержание

Цели серии занятий, посвящённых написанию сочинения-рассужденияI. ВСТУПЛЕНИЕ - отработка умения формулировать тезис сочинения-рассуждения, - умения выразить собственное мнение.II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - подбор аргументов-примеров

Слайд 1Занятие 28.

Учитель русского языка и литературы
КОГОБУ ЦДОД
Лянгузова Оксана
Михайловна
Кружок «Диалог

с текстом»

Анализ текстов
о Великой Отечественной войне .
Особенности лексики и синтаксиса публицистического стиля.

Занятие 28. Учитель русского языка и литературыКОГОБУ ЦДОДЛянгузова Оксана МихайловнаКружок «Диалог с текстом»Анализ текстов о Великой Отечественной

Слайд 2


Цели серии занятий, посвящённых написанию сочинения-рассуждения
I. ВСТУПЛЕНИЕ
- отработка умения формулировать

тезис сочинения-рассуждения,
- умения выразить собственное мнение.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- подбор аргументов-примеров :
цитат-афоризмов, научных фактов,
примеров из жизни известных людей ; из истории - подбор аргументов-примеров из литературы.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как не просто повторить тезис, а вывести его на новый уровень?
- Как будут развиваться события в будущем;
- как данная проблема отразилась на людях моей страны, моего поколения;
- как данная проблема затронула лично меня?

Цели серии занятий, посвящённых написанию сочинения-рассужденияI. ВСТУПЛЕНИЕ - отработка умения формулировать тезис

Слайд 3Философские проблемы
Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?


В чём, с Вашей точки зрения, заключается бесчеловечность войны?
В чём разница между «бессмысленным подвигом» и настоящим подвигом?
Нужно ли отстаивать свои идеи?

Нравственные проблемы
Какого человека можно назвать «человеком чести»?
Какого человека можно считать мужественным?
Какого человека можно считать добрым?
Почему человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово?
*Какие качества характеризуют настоящего солдата?
Философские проблемы Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах? В чём, с Вашей точки зрения,

Слайд 4Экологические проблемы
Как характеризует человека забота о живой природе?
Что значит

быть «хозяевами своей земли»?
*Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?
*Как, с Вашей точки зрения, нужно относиться к природе?
*Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?
*Чем для Вас интересен мир природы?

Эстетические проблемы
Почему интересно узнавать историю происхождения слов?
Почему, с Вашей точки зрения, природа вдохновляет писателей и художников на творчество?
Почему нужно читать книги?
* Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?
Экологические проблемы Как характеризует человека забота о живой природе? Что значит быть «хозяевами своей земли»? *Какие примеры

Слайд 5Домашнее задание
1.Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем :
Какие качества характеризуют

настоящего солдата?
Какие качества русского народа помогли победить в Великой Отечественной войне?

2. Изучите текст для изложения по рассказу А.В.Митяева «Отпуск на четыре часа»
( план, тема, основная мысль)
http://do.idist.ru:8888/moodle29/mod/page/view.php?id=84829
Подберите аргументы для рассуждения на тему
«В чём, с Вашей точки зрения, заключается бесчеловечность войны?»
Домашнее задание1.Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем : Какие качества характеризуют настоящего солдата? Какие качества русского народа

Слайд 6Рассказ А.В.Митяева «Отпуск на четыре часа»
Текст для сжатого изложения (для ГВЭ)


Солдату чаще всего приходилось воевать вдали от дома. Однако бывало, что солдат защищал свои родные места. В родных краях оказался и Василий Плотников. После того как закончился бой, солдат получил у командира отпуск на четыре часа, чтобы сходить в деревню Яблонцы, где остались жена с маленькой дочкой и старенькая мама.
Товарищи Плотникова принесли свои продовольственные запасы: консервы, сухари, сахар. Шутка ли – два года не видел родных, ничего не знал о семье, а теперь – скорое свидание.
Деревня Яблонцы была небольшая, но очень красивая. Она часто снилась солдату. Под высокими старыми деревьями стояли крепкие дома с удобными крылечками и чистыми скамеечками.
Плотников торопился. Все тропки были известны ему с детства. И вот через час с небольшим увидел он с высокого места Яблонцы.
Не было над деревней высоких деревьев. Ветки на деревьях сгорели, а сучья обуглились. Земля была засыпана золой. Среди этого праха стояли закопчённые печи с высокими трубами. Непривычно и жутко было видеть кирпичные трубы такой высоты: прежде-то их закрывали крыши.
Рассказ А.В.Митяева «Отпуск на четыре часа»Текст для сжатого изложения (для ГВЭ)    Солдату чаще всего

Слайд 7 Сердце у солдата сжалось, заболело. Что было сил

он побежал к деревне.
Дом Василия до пожара стоял в середине деревни. Солдат легко отыскал и узнал свою печку. Сквозь копоть просвечивала побелка. Он сам белил печку перед тем, как уйти на войну.
«Деревня погибла в огне, – рассуждал Василий Плотников. – Если бы её бомбили или обстреливали, непременно какие-то печи развалились бы, трубы обрушились бы...» И появилась у него надежда, что жители спаслись, ушли до пожара куда-нибудь в леса.
Солдат сложил кирпичи, сдул с них золу, сел. И так, сидя, не сняв вещевой мешок и автомат, думал горькую думу. Он не сразу почувствовал, что кто-то прикасается к голенищу сапога. Вернее, лёгкие толчки он чувствовал, но не обращал внимания, ведь вокруг ни одной живой души. А когда посмотрел на сапоги, увидел кошку – серую с белой грудкой, свою кошку Дунюшку. Он взял её под живот растопыренной пятернёй, посадил на колени и стал гладить.
Время шло. Пора было возвращаться в часть. Солдат покрошил кошке в обломок глиняной миски хлебушка. Вещевой мешок с продуктами положил в печку и закрыл заслонкой. Потом горелым гвоздём выцарапал на печке: «Я живой. Дома вас не застал. Пишите».
Письмо из дома он получил, когда от Яблонцев ушли на целые полтысячи километров.

Сердце у солдата сжалось, заболело. Что было сил он побежал к деревне.

Слайд 8Война – это 4 года,
это 1 418 бессонных дней и

ночей,
это более 27 миллионов погибших наших людей,
это значит 22 человека на 2 метра земли,
13 человек в каждую минуту.
Погиб каждый восьмой!

ВОЙНА !
22 июня 1941 — 9 мая 1945

Война – это 4 года, это 1 418 бессонных дней и ночей, это более 27 миллионов погибших

Слайд 12Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее

нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский

Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало–помалу прививаются людям.
Джавахарлал Неру ,
индийский политический и государственный деятель

Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки.
А. Эйнштейн

РАБОТАЕМ С ЦИТАТАМИ. ПОДБИРАЕМ ЭПИГРАФ

Война — жесточе нету слова. Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова В тоске

Слайд 13СОБИРАЕМ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
Бесчеловечность Великой Отечественной войны
Подчёркиваю ключевые слова.
1. Объясняю для себя

значение основного понятия
БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - ?
2. Подбираю ряд синонимов к ключевому понятию : ______, _______, _______, ________, _______, ______ .
3. Подбираю прилагательные : ( какой?) _____,______ ,______, ______ , _______, _______, _______, _______ .
4 Что несёт война (абстрактные существительные) : ______, _______,________,_______, _______, _______ .

5. В чём проявляется на войне ( конкретные сущ.) :
___,_______,_______,________,________
6. Кто проявляет бесчеловечность ? ( одуш. сущ.) ____враг___,________,________,________,_________
7. Что противостоит ( качества) : ________,________,________,_________,________



СОБИРАЕМ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ПОЛЕБесчеловечность Великой Отечественной войныПодчёркиваю ключевые слова.1. Объясняю для себя значение основного понятияБЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - ?2. Подбираю

Слайд 14Бесчеловечность Великой Отечественной войны
Подчёркиваю ключевые слова.
Объясняю для себя значение основного понятия
БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

ВОЙНЫ - ?
- Подбираю ряд синонимов к ключевому понятию : жестокость, бессердечность, ужасы, стах, бездушие, зло.
- Подбираю прилагательные : ( какой?) бесчеловечный, жестокий, ужасный, страшный, подлый, омерзительный, леденящий душу...
- Что несёт война : страдание, боль, раны, сиротство, бездомность, нищету, голод, унижение, разруху, потери...
- В чём проявляется бесчеловечность на войне :
оккупация, захват, бомбёжка, обстрел, пытки, плен, расстрел, казнь, каторжные работы, концлагеря, газовые камеры...
- Кто проявляет бесчеловечность ? Враги, фашисты, нацисты, гестаповцы, гитлеровцы, немцы, фрицы, оккупанты, каратели, захватчики, палачи, «звери в мундирах»,
- Что противостоит : достоинство, мужество, бесстрашие, отвага, милосердие, сострадание, доброта — ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

Бесчеловечность Великой Отечественной войныПодчёркиваю ключевые слова.Объясняю для себя значение основного понятияБЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ВОЙНЫ - ?- Подбираю ряд синонимов

Слайд 15 21 июня 1941 года. Эту дату

помнит всё человечество как начало самой безумной и страшной войны . Поражают своей жестокостью планы Гитлера в отношении нашей страны и народов, её населяющих. Он предусмотрел убийство, истощение от голода и изгнание 30 – 40 миллионов славян и других «недолюдей» – поляков, евреев, русских, белорусов, украинцев, цыган и, конечно, «большевиков» любого происхождения и национальности.

Пример сочинения публицистического стиля

За этим должна была последовать немецкая колонизация огромных земельных угодий от Ленинграда до Урала. Оставшихся в живых жителей Гитлер мечтал превратить в рабов высшей арийской расы
(Из плана «ОСТ»).

21 июня 1941 года. Эту дату помнит всё человечество как начало самой

Слайд 16«Войну против России … нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой

жестокостью», - так напутствовал Гитлер свои войска перед нападением на нашу страну. «Русский должен умереть, чтобы мы жили», - провозглашали гитлеровцы, не стесняясь сфотографироваться на фоне этого лозунга, написанного ими на школьной доске в захваченной советской школе.
«Войну против России … нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью», - так напутствовал Гитлер свои

Слайд 17Враг напал на нашу страну вероломно, без объявления войны, напал на

рассвете, когда мирные жители безмятежно спали. Шквал авиабомб и снарядов обрушили захватчики на мирные города и деревни.
Враг напал на нашу страну вероломно, без объявления войны, напал на рассвете, когда мирные жители безмятежно спали.

Слайд 18 Многие тысячи советских людей, оставшихся без крова,

двинулись на восток. Не сосчитать, сколько погибло и изувечено на этих трагических дорогах, сколько детей сразу стали сиротами и сколько родителей потеряло своих детей.
Многие тысячи советских людей, оставшихся без крова, двинулись на восток. Не сосчитать, сколько

Слайд 19 В невыносимых условиях оказались жители на оккупированных немцами

территориях. «Каждый шаг германо-фашистской армии на захваченной территории несёт разрушение и уничтожение бесчисленных материальных и культурных ценностей, установление режима каторжного труда, голодовки и кровавых расправ, перед ужасами которых бледнеют самые страшные преступления, какие когда-либо знала человеческая история» . ( Из ноты Советского правительства) .
В невыносимых условиях оказались жители на оккупированных немцами территориях. «Каждый шаг германо-фашистской армии на

Слайд 20В ответ на зверства фашистов возникает отчаянное сопротивление : создаются партизанские

отряды, ведётся подпольная борьба в тылу врага. Немцы особенно боялись партизан. Вот почему они подвергали зверским пыткам и издевательствам попавших в плен бойцов партизанских отрядов. Всем известен пример Зои Космодемьянской, совсем юной девушки, которая выдержала нечеловеческие пытки и страдания, но не выдала своих товарищей. Взойдя на эшафот, перед смертью девушка воскликнула: «Мне не страшно умирать!
Это счастье — умереть за свой народ!»
В ответ на зверства фашистов возникает отчаянное сопротивление : создаются партизанские отряды, ведётся подпольная борьба в тылу

Слайд 21Особенно лютовали каратели, когда их наступление на Москву захлебнулось, и им

пришлось отступать на запад. Без всякой жалости расстреливали они даже маленьких детей на глазах матерей, сжигали целые деревни, а жителей угоняли в рабство в Германию. Когда же колонны отступающих фрицев столкнулись с атаками наших войск, то подлецы не постеснялись укрываться живым щитом из измученных голодом и холодом детей и женщин. Никогда в жизни не сможет забыть этот ужас участник тех событий Виктор Гладышев, по воспоминаниям которого современная писательница Наталья Сухинина напишет впоследствии книгу «Прощание славянки».

http://www.pravoslavie.ru/104573.html

Особенно лютовали каратели, когда их наступление на Москву захлебнулось, и им пришлось отступать на запад. Без всякой

Слайд 2210.05.42: Немцы начали войну не только против Красной Армии, но подвергли

безжалостным зверствам, насилиям и грабежам мирных жителей — женщин, детей, стариков. Павшие до уровня диких зверей, фашисты добивают раненых советских бойцов, истязают военнопленных, возводят их на средневековые костры. Жуткие, кошмарные картины встают перед нами. Чудится, что мы живем не в XX веке, а в те далекие времена, когда в дебрях лесов дикарь, захватив своего врага, срывал у него вместе с кожей, как победный трофей, волосы с головы, а из спины вырезывал ремни. ("Красная звезда", СССР)

ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

10.05.42: Немцы начали войну не только против Красной Армии, но подвергли безжалостным зверствам, насилиям и грабежам мирных

Слайд 23Военных и мирных жителей, попавших в плен, фашисты содержали в нечеловеческих

условиях, от которых содрогается любая живая душа : в концентрационных лагерях, получивших название «лагеря смерти». Освенцим, Треблинка, Майданек , Бухенвальд— здесь палачи творили такие чудовищные преступления, которых история человечества ещё не знала.
Военных и мирных жителей, попавших в плен, фашисты содержали в нечеловеческих условиях, от которых содрогается любая живая

Слайд 24С немецкой педантичностью и аккуратностью гестаповцы утилизировали даже «отходы» фабрик смерти

: волосы сожжённых в крематории женщин они использовали в качестве наполнителя мягкой мебели, а в нашем краеведческом музее я видела чудовищный экспонат : портмоне из … человеческой кожи!
Всего в гитлеровских концлагерях было замучено
11 млн. граждан из всех Европейских стран, в том числе около 6 миллионов лиц еврейской национальности.
С немецкой педантичностью и аккуратностью гестаповцы утилизировали даже «отходы» фабрик смерти : волосы сожжённых в крематории женщин

Слайд 25

Когда я вижу фотографии военных лет, я думаю :
«Это

безумие никогда не должно повториться!»
«Это безумие, что мы убиваем друг друга!» - повторяли многие немецкие военнопленные, оказавшиеся в Сталинградском кольце.
«Это безумие!» - повторяем мы, когда смотрим очередную сводку новостей с очередной войны.
Так почему же не затихают войны на всём земном шаре ? Хиросима и Нагасаки, Вьетнам, Афганистан, Ирак, Сирия, Чечня, Донбасс, Луганск...Сколько же ещё должно пролиться человеческой крови, чтобы мы поняли наконец : бесчисленными войнами мы приближаем гибель человечества, более того, мы убиваем
ЧЕЛОВЕКА в себе!

Пишу ЗАКЛЮЧЕНИЕ
в публицистическом стиле


Когда я вижу фотографии военных лет, я думаю :  «Это безумие никогда не должно повториться!»

Слайд 27Сформулируйте самостоятельно свой вариант ЗАКЛЮЧЕНИЯ к сочинению, использовав приведённые ниже цитаты:



А. Эйнштейн

«Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми!»
В.П.Астафьев.Повесть «Пастух и пастушка»

Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки.

Сформулируйте самостоятельно свой вариант ЗАКЛЮЧЕНИЯ к сочинению, использовав приведённые ниже цитаты: А. Эйнштейн«Эта война должна быть последней!

Слайд 28Напишите небольшое ЭССЕ по итогам урока на тему
«Что я себе

представляю при слове ВОЙНА ?»
( 5 минут)

Подводим итог занятия

Напишите небольшое ЭССЕ по итогам урока на тему «Что я себе представляю при слове ВОЙНА ?»( 5

Слайд 29 Когда я слышу слово «ВОЙНА», сердце невольно сжимается от ужаса.

Мне представляются картины хроник Великой Отечественной войны : мне слышится визг и вой снарядов, свист пуль и кажется, все они метят в меня... Я представляю гул вражеских самолётов, чёрное в отблесках красных пожарищ небо, запах гари и ещё... запах человеческого горя.... Плач женщин над убитыми детьми и мужьями, детей над телами холодных матерей, к которым так хочется прижаться и которые уже не защитят... Звук лающей немецкой речи и боль от удара грубого вражеского сапога, боль сотен и тысяч расстрелянных, повешенных, замученных, израненных, сожжённых... Это скудный паёк чёрного блокадного хлеба и номерок на полосатой робе узника немецкого лагеря смерти, страдальца, больше похожего на живой труп, чем на человека... Это миллионы сломанных человеческих судеб: несыгранных свадеб, неродившихся детей, потерянных отцов и матерей... Это осколки в телах ветеранов и незаживающие душевные раны... Поистине война — самое страшное изобретение человечества.

ЧТО Я ПЕДСТАВЛЯЮ ПРИ СЛОВЕ ВОЙНА? Эссе

Когда я слышу слово «ВОЙНА», сердце невольно сжимается от ужаса. Мне представляются картины хроник Великой Отечественной

Слайд 30Домашнее задание

1. Вспомните содержание рассказа Ю.Яковлева «Реликвия» ( текст для написания

изложения на ГВЭ). Напишите по нему сжатое изложение на бланке ответов .
http://do.idist.ru:8888/moodle29/mod/page/view.php?id=84967

2. Приготовьтесь к классному сочинению на тему «Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?» Сформулируйте тезис, подберите аргументы . Распечатайте бланки регистрации и ответов, подготовьте чёрную гелевую ручку.
Домашнее задание1. Вспомните содержание рассказа Ю.Яковлева «Реликвия» ( текст для написания изложения на ГВЭ). Напишите по нему

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть