Слайд 12 Все картины посвящены изображению родной природы и написаны так
выразительно и талантливо, что мы ощущаем её величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полей, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно-загадочных дремучих лесов.
Слайд 13
К какому жанру живописи
относятся все эти
изображения?
Слайд 14 Пейзаж –
1) общий вид какой-нибудь
местности;
2) рисунок, картина, изображающая
виды природы, а также описание
природы в литературном
произведении.
(Словарь русского языка С.И.Ожегова)
Пейзажный, пейзажист
Слайд 15Урок развития речи
Сочинение по картине
И.И.Шишкина
«Сосны, освещённые солнцем».
Слайд 16Цель урока:
знать: что такое пейзаж;
уметь:
- собирать материал для написания
сочинения-описания природы;
- использовать в речи изобразительно - выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения);
- составлять план текста;
- выражать своё отношение к предмету речи.
Слайд 17Иван Иванович
Шишкин
(1832-1898)
«Мой девиз – быть русским. Да здравствует Россия!»
Слайд 18 «Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом
своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ...»
И.И.Шишкин.
Слайд 19 «В рисунке природы не должно быть фальши. Это все
одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», - так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г.) и профессор (1873г.) живописи Петербургской академии художеств, и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах.
Слайд 20 И. И. Шишкин — один из самых выдающихся русских
художников-пейзажистов XIX века. Невыразимую любовь к родной природе он перенес на свои полотна, воспевая в каждой картине красоту и величие бескрайних русских полей и лесов, восхищаясь не только могучими дубравами, но и пестротой обычных полевых цветов.
Слайд 21 Он глубоко понимал душу природы, картины писал он не
для себя, а для других, для зрителей. Он умел радоваться любым деревьям, прежде всего сосне – жизнеутверждающему герою своей живописи. О художнике можно сказать словами поэта Е.А. Баратынского:
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
Слайд 22 И.И.Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,
преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В. В. Стасов
Слайд 23«Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
"До Шишкина
в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало".
И. Крамской
Слайд 24 «Вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травинки,
каждой морщинки коры, изгиба ветвей, сочетанием стеблей, листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение... Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания... Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами».
Критики о творчестве художника.
Слайд 25
«Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно
ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».
В. В. Верещагин об этюде «Сосны,
освещенные солнцем. Сестрорецк».
Слайд 26«Я никогда ничего такого живого у Шишкина не видал».
В.Д.Поленов об этюде «Сосны,
освещённые солнцем. Сестрорецк».
Слайд 27Рассмотрите
репродукцию
картины.
Что изображено на
переднем плане?
на заднем?
Что особенно
привлекает ваше
внимание?
Слайд 28Какой день изобразил
художник?
Какое настроение он
передал?
Попробуйте объяснить
замысел автора.
Слайд 29Что чувствуете,
ощущаете, глядя на
картину?
Какие запахи можно
учуять?
Какое состояние
природы
передаёт
живописец?
Слайд 30Как, с помощью чего
удалось художнику
передать ощущение
жаркого летнего дня,
запах нагретого
солнцем сосен,
состояние покоя и
неги в природе?
Слайд 31Прочитайте
стихотворение
С.Я.Маршака «Бор»
(упр.395, Учебник).
Какую картину
нарисовал поэт?
Каким он
видит
сосновый бор?
Совпадает ли
настроение, которым
наполнены
стихотворение и
картина?
Слайд 32В каком жанре будет
ваше сочинение?
Подумайте, с какого
общего признака
начнёте
своё
сочинение?
Что и в какой
последовательности
будете описывать?
Слайд 33Составьте план
сочинения.
I. Вступление.
II. Основная часть.
1.
2.
3.
4.
III. Заключение.
План.
I.И.И.Шишкин – певец русского леса.
II. «Я никогда ничего такого у Шишкина не видал». (В.Д.Поленов).
1.Лес.
2.Опушка.
3.Сосны, освещенные солнцем.
4.Настроение картины. Замысел художника.
III.Мысли и чувства, вызванные картиной.
Слайд 35 Словарная работа.
Подберите
к словам синонимы:
- художник –
- картина –
- вершина(дерева) –
Слайд 36 Подберите к словам эпитеты и метафоры:
Слайд 39 Орфографическая работа.
Ч…р…дей,
м…кушка, заж…гает, с…яние, (в)высь, пор…сль, облупившийся, благ…датным, (не)б…гатая р…стительность, (на)яву, ар…мат, изысканность, вел…чавый, в…схищат…ся, изумрудный, м…рщинистый, п…гожий день, ск…льзящие тени, исп…лины-д…рев…я
Слайд 40 Проверка
Чародей,
макушка, зажигает, сияние, ввысь, поросль, облупившийся, благодатным, небогатая растительность, наяву, аромат, изысканность, величавый, восхищаться, изумрудный, морщинистый, погожий день, скользящие тени, исполины-деревья