Слайд 1ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ
ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Жукова Н.Ю
10 класс
Урок русского языка
Слайд 2Цель урока
Научиться создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
Должны знать: что
такое тема текста, главная мысль, авторский замысел, стили и типы речи.
Должны уметь: выделять в тексте главное, формулировать собственное мнение, определять позицию автора, комментировать, приводить аргументы, доказательства, логично , последовательно строить свое суждение.
Слайд 3Тема текста (о чем текст?)
Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко
убеждены в том, что жить духовной жить духовной жизнью – значить ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:
«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»
Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? Что это значит – духовная жажда?
Духовность не тот, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность – не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работающий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие низкие, добрые и дурные. Но раздели их по иному принципу: но конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлен к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… Но никогда не исполняться полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениям: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте… (С.Соловейчик).
Слайд 4Тема текста
Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том,
что жить духовной жизнью – значить ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:
«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»
Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? Что это значит – духовная жажда?
Духовность не тот, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность – не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работающий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие низкие, добрые и дурные. Но раздели их по иному принципу: но конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлен к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… Но никогда не исполняться полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениям: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте… (С.Соловейчик).
Слайд 5Проблема текста
Проблема текста – это затруднение, противоречие, которое существовало ранее. Автор
пытается его разрешить, излагая свою точку зрения на этот актуальный вопрос.
Проблема может быть:
сложная
трудная
важная
серьезная
глубокая
основная
философская
политическая
Слайд 6Проблема текста
1. Одним словом.
Проблема чего?
Одиночества
Милосердия
Экологии
Взаимоотношения отцов и детей
2. В форме вопроса.
Что
важнее закон или совесть?
Может ли прогресс быть человечным?
Почему так стремительно взрослеют люди на войне?
Два способа формулировки проблемы:
Слайд 7Авторская позиция
Авторская позиция (мысли, чувства, переживания, являющиеся для автора ключевыми, выражающие
его точку зрения)
Слайд 9Выводы по содержанию урока
Тема: Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление.
Главный вопрос темы:
Что же на самом деле кроется за этими понятиями?
Проблема текста: Человеческая духовность.
Позиция автора: Духовность – это стремление к добру ,правде, красоте.