Презентация, доклад к уроку русского языка в 10 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту

Цель урокаНаучиться создавать собственное высказывание на основе прочитанного текстаДолжны знать: что такое тема текста, главная мысль, авторский замысел, стили и типы речи.Должны уметь: выделять в тексте главное, формулировать собственное мнение, определять позицию автора, комментировать, приводить аргументы,

Слайд 1ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ
Подготовила: учитель русского языка и

литературы Жукова Н.Ю

10 класс

Урок русского языка

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ  ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ Подготовила: учитель русского языка и литературы Жукова Н.Ю10 класс Урок

Слайд 2Цель урока
Научиться создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
Должны знать: что

такое тема текста, главная мысль, авторский замысел, стили и типы речи.
Должны уметь: выделять в тексте главное, формулировать собственное мнение, определять позицию автора, комментировать, приводить аргументы, доказательства, логично , последовательно строить свое суждение.
Цель урокаНаучиться создавать собственное высказывание на основе прочитанного текстаДолжны знать: что такое тема текста, главная мысль, авторский

Слайд 3Тема текста (о чем текст?)
Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко

убеждены в том, что жить духовной жить духовной жизнью – значить ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:
«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»
Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? Что это значит – духовная жажда?
Духовность не тот, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность – не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работающий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие низкие, добрые и дурные. Но раздели их по иному принципу: но конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлен к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… Но никогда не исполняться полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениям: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте… (С.Соловейчик).

Тема текста (о чем текст?)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной

Слайд 4Тема текста
Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том,

что жить духовной жизнью – значить ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:
«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…»
Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? Что это значит – духовная жажда?
Духовность не тот, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность – не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работающий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие низкие, добрые и дурные. Но раздели их по иному принципу: но конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлен к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… Но никогда не исполняться полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениям: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте… (С.Соловейчик).

Тема текстаДаже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значить

Слайд 5Проблема текста
Проблема текста – это затруднение, противоречие, которое существовало ранее. Автор

пытается его разрешить, излагая свою точку зрения на этот актуальный вопрос.
Проблема может быть:
сложная
трудная
важная
серьезная
глубокая
основная
философская
политическая


Проблема текстаПроблема текста – это затруднение, противоречие, которое существовало ранее. Автор пытается его разрешить, излагая свою точку

Слайд 6Проблема текста
1. Одним словом.
Проблема чего?
Одиночества
Милосердия
Экологии
Взаимоотношения отцов и детей
2. В форме вопроса.
Что

важнее закон или совесть?
Может ли прогресс быть человечным?
Почему так стремительно взрослеют люди на войне?

Два способа формулировки проблемы:

Проблема текста1. Одним словом.Проблема чего?ОдиночестваМилосердияЭкологииВзаимоотношения отцов и детей2. В форме вопроса.Что важнее закон или совесть?Может ли прогресс

Слайд 7Авторская позиция
Авторская позиция (мысли, чувства, переживания, являющиеся для автора ключевыми, выражающие

его точку зрения)

Авторская позицияАвторская позиция (мысли, чувства, переживания, являющиеся для автора ключевыми, выражающие его точку зрения)

Слайд 8Авторская позиция

Авторская позиция

Слайд 9Выводы по содержанию урока
Тема: Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление.
Главный вопрос темы:

Что же на самом деле кроется за этими понятиями?
Проблема текста: Человеческая духовность.
Позиция автора: Духовность – это стремление к добру ,правде, красоте.
Выводы по содержанию урокаТема: Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление.Главный вопрос темы: Что же на самом деле кроется

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть