Презентация, доклад к уроку русского языка Прекрасные мгновения прожитой жизни

Содержание

Письмо - это состояние души

Слайд 1

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2013»

г. Шарья
ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический

техникум Костромской области» Прекрасные мгновения прожитой жизни…
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2013»г. ШарьяОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области» Прекрасные мгновения прожитой

Слайд 2Письмо - это состояние души

Письмо - это состояние души

Слайд 3
… уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже

хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма…

Чаще всего нежелание писать письмо связано с неумением его написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи как-то заметил:

… уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей

Слайд 4эпистолярный – написанный в форме письма, переписки
этикет – установленный порядок в

поведении, формах обращения
адресат – тот, кому адресовано письмо
адресант – тот, кто отправляет письмо
письмо – 1.бумага с написанным на ней текстом, посылаемая для сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь, для общения с кем- нибудь на расстоянии//самый этот текст//соответствующее почтовое отправление 2.Официальный (преимущественно денежный) документ (истор.)3.только ед.Умение, способность писать 4.только ед.Графические знаки, начертания для передачи, запечатления речи на каком-нибудь материале//та или иная система, форма, тот или иной стиль таких знаков//внешний вид чего-нибудь написанного

Словарь:

эпистолярный – написанный в форме письма, перепискиэтикет – установленный порядок в поведении, формах обращенияадресат – тот, кому

Слайд 5познакомить с письмом как древнейшим средством общения людей, его основными современными

разновидностями и получить навыки правильного написания писем.

Цель урока:

познакомить с письмом как древнейшим средством общения людей, его основными современными разновидностями и получить навыки правильного написания

Слайд 6 Одним из первых видов была узелковая письменность. Определенное число узелков, завязанных

на веревке, передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.
Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень.
Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».
Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен.
Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги.

Об истории эпистолярного жанра

Одним из первых видов была узелковая письменность. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное

Слайд 7Личные письма адресуют членам семьи, любимым, друзьям, как реальным, так и

по друзьям по переписке

Полуофициальные письма используют, как правило, для бытовых случаев, например, для заказа товаров или их возврата, инструкции по доставке, письма-запросы необходимой информации, либо письма-подтверждения о получении товара или сведений

Официальные (деловые) письма подразумевают использование определенных правил, придающих письму формальность и беспристрастность

Категории писем

Личные письма адресуют членам семьи, любимым, друзьям, как реальным, так и по друзьям по переписке •	Полуофициальные письма

Слайд 8Хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля необходимо

для создания текста.





Официально-деловой

публицистический

разговорный


научный


художественный

Хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля необходимо для создания текста.Официально-деловойпублицистическийразговорныйнаучныйхудожественный

Слайд 9Письмо ЧЕХОВА - О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ
29 октября 1901 г. Ялта


Милая, славная, добрая, умная жена моя, светик мой, здравствуй! Я в Ялте, сижу у себя, и мне так странно! Сегодня были Средины, была женская гимназия, и я уже совсем, с головой, вошел в свою колею, и пустую и скучную. Ну-с, доехал я весьма благополучно, хотя и не следовало бы в Севастополе нанимать лошадей, так как пароход зашел в Ялту. Впрочем, ехал хорошо, быстро, хотя и было холодно... Здесь застал я не холод, а холодище; в пальто было холодно ехать.
Сейчас придет ко мне по делу Татаринова, и я тороплюсь писать. Мать здорова, говорит, что я мог бы еще пожить в Москве. Средин тоже здоров или по крайней мере имеет здоровый вид; все время бранил свою невестку.
Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще. Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я все-таки любил бы тебя - за твою душу, за нрав. Пиши мне, песик мой! Береги свое здоровье. Если заболеешь, не дай бог, то бросай все и приезжай в Ялту, я здесь буду ухаживать за тобой. Не утомляйся, деточка.
Господь тебя благословит. Не забывай меня, ведь я твой муж. Целую крепко, крепко, обнимаю и опять целую. Пиши!!
Твой А.

Письмо ЧЕХОВА - О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ 29 октября 1901 г. Ялта 	Милая, славная, добрая, умная жена моя,

Слайд 10 В молодости формируется не только человек – формируется
вся его жизнь, все

его окружение. Если он правильно выберет
себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и
легче переносить радость. Радость ведь также надо
«перенести», чтобы она была самой радостной, самой дорогой и
прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее
душевное богатство, сделала человека еще более щедрым.
Радость, не разделенная с задушевными друзьями, не радость.
Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в
своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните
молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой
«открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем
и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным»
и будете жить в другом мире.
И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем
от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а
изменить ее можно, но очень трудно.
Наша молодость – это и наша старость.

Письмо академика Д.С. Лихачева к молодежи

В молодости формируется не только человек – формируетсявся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберетсебе

Слайд 11        

[Москва, 12 августа 1911 г.]        Дворянина       Владимира Владимировича       Маяковского   Прошение
        Имею честь покорнейше просить

ваше превосходительство о допущении меня к конкурсным экзаменам для зачисления в число вольнослушателей живописного отделения Высшего художественного училища при Императорской академии художеств. При сем прошении прилагаю: нотариально засвидетельствованную копию с метрического свидетельства о рождении и четыре фотографические карточки; все же остальные могущие понадобиться документы представлю по первому требованию.       Владимир Владимирович Маяковский.    Жительство имею: Москва, 1-й Марьинский переулок, дом 12, кв. 14.        12 августа 1911 года.

Его превосходительству г-ну ректору Высшего художественного училища при Императорской академии художеств

         [Москва, 12 августа 1911 г.]         Дворянина       Владимира Владимировича       Маяковского   Прошение        Имею честь покорнейше

Слайд 12«Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни,
состояние души, запечатленное в слове».
А.П.

Чехов.

«В письмах человек обнажает свою душу».
С. Джонсон.
«Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове».А.П. Чехов.«В письмах человек обнажает свою душу».

Слайд 13Писатель Н.С. Лесков как-то
заметил: «Скверное письмо
затрудняет чтение,
расхолаживает впечатление,
и, наконец, сердит
читающего и

настраивает его
против вас».

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее. А.П. Чехов

Писатель Н.С. Лесков как-тозаметил: «Скверное письмозатрудняет чтение,расхолаживает впечатление,и, наконец, сердитчитающего и настраивает егопротив вас». Пишите друг другу

Слайд 14Информация в письме – это «кусочек»
человеческой жизни, к которому интересно
вернуться спустя

годы.

- Что может служить информацией для письма?
студенческая жизнь,
события в семье,
увлечения,
желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах.

Первое условие создания письма: Информация.

Информация в письме – это «кусочек»человеческой жизни, к которому интересновернуться спустя годы. - Что может служить информацией

Слайд 15 Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли

браться за перо. Такое понятие, как внутренняя культура человека – это следующее условие эпистолярного жанра.

Второе условие создания письма. Культура человека.

Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли браться за перо. Такое понятие, как

Слайд 16 Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету,

обязательны поля. В правом верхнем углу письма, как правило, ставится дата. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату. Аккуратно и разборчиво подписывается конверт.

Требования к оформлению письма

Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету, обязательны поля. В правом верхнем углу

Слайд 17Третье условие создания письма. Грамотность.
1. О,______. 2. ____,О,_____. 3._________,О.

4.

О!________
1. ______,вв,______. 2. Вв,_________.

3. __________,вв.
Третье условие создания письма. Грамотность.1. О,______.  2. ____,О,_____.  3._________,О. 4. О!________ 1. ______,вв,______.  2.

Слайд 18В России XIX века в русском речевом письменном этикете
были распространены зачины

и концовки. Зачины в
письмах содержали обращения к адресату по имени
отчеству с выражением ему всяческого почтения и добрых
чувств, пожелания здоровья. Концовки писем обычно
делались в одном стиле с зачинами и были очень
многообразны. Это, прежде всего, многословные здравицы
и почтительно любезные заверения в любви и памяти.
Перед вами типичные зачины и концовки, отражающие
этикет писем XIX века.

Историческая справка

В России XIX века в русском речевом письменном этикетебыли распространены зачины и концовки. Зачины вписьмах содержали обращения

Слайд 19 Концовка:
С почтением…(А.С.Суворину; около 20 февраля 1890 г. Москва),
Остаюсь любящий тебя…(О.Л.Книппер ;

21 января (3 февраля) 1901 г. Ницца),
Ваш известный друг... (Л.С.Мизиновой; 17 мая 1891 г. Алексин),
Да хранят Вас ангелы! (Л.С. Мизиновой; 19 декабря 1892 г. Москва),
Да хранит Вас небо, солнце, луна и звезды. (А.С. Суворину; 5 февраля 1893 г. Мелихово),
Будьте здоровы и хранимы богом от мрачных мыслей. (А.С. Суворину; 6 февраля 1891 г. Москва),
Оставайтесь счастливы, здоровы и в самом деле делайте успехи… Храни Вас бог. ( Л.С. Мизиновой; 21 сентября 1898 г. Ялта),
Будьте здоровы и счастливы. Не забывайте Вашего старого обожателя. (Л.С. Мизиновой;24 октября 1898 г. Ялта),

Зачин: «Здравствуйте, добрейший Николай Александрович! Дорогой Михаил Осипович, здравствуйте! Милый Мишель… Добрейший Николай … Благородная, порядочная Лика! (Л.С. Мизиновой) Очаровательная, изумительная Лика (Л.С. Мизиновой) Мой драгоценный… (А.С. Суворину) Свою жену в письмах он называл: • милая моя Олюша; • милый мой карапузик; • дусик мой хороший; • прелесть моя; • милая моя жена, актрисуля, собака моя; • милая моя собака;

Концовка:С почтением…(А.С.Суворину; около 20 февраля 1890 г. Москва),Остаюсь любящий тебя…(О.Л.Книппер ; 21 января (3 февраля) 1901 г.

Слайд 20Группа 1.
Учащиеся этой группы составляют зачины и
концовки для дружеских писем

сверстникам.
Группа 2.
Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для
писем родителям и взрослым родственникам.
Группа 3.
Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для
деловой переписки с людьми, от которых ждут помощи,
решения проблем.

Задания по группам:

Группа 1. Учащиеся этой группы составляют зачины иконцовки для дружеских писем сверстникам.Группа 2. Учащиеся этой группы составляют

Слайд 21А теперь возьмите чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы

для создания письма.




информация

Культура человека

грамотность

А теперь возьмите чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы для создания письма.информацияКультура человекаграмотность

Слайд 22Существует несколько видов писем: официальные, деловые, личные. Они совершенно разные по

стилю их написания и языку. На нашем уроке мы поработаем над составлением писем личного характера.

Алгоритм написания письма.

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…
2. Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 5. Подпись. Дата.

Существует несколько видов писем: официальные, деловые, личные. Они совершенно разные по стилю их написания и языку. На

Слайд 23Творческая работа – отрывок из письма А. П. Чехова, адресованное Е.

К. Сахаровой.

5 сентября 1883 г. Москва.
Е. К. САХАРОВОЙ
13 января 1889 г. Москва.
13 янв.
Уважаемая Елизавета Константиновна!
Прежде всего большое Вам спасибо за память и за новогодний сюрприз — так я называю Ваше письмо. Оно тем более приятно, что среди моих старых знакомых очень много тех самых людей, про которых еще Лермонтов сказал:
Одни ему изменили И продали шпагу свою...
Теперь о деле. Всей душой готов быть полезен Вам и Вашему мужу. К сожалению, я не такой сведущий и сильный человек, как Вы пишете. В Москве я знаком только с одним художником — с Левитаном, которого Вы знаете, да, пожалуй, еще с десятком дилетантов. Знаком я близко и коротко только с Питером, в Москве же я чужой и непризнанный. В Москве я изображаю из себя доктора и больше ничего. Человек я непрактический и проч. и проч. Я могу сделать для Вас очень немногое, а именно: 1) посоветовать Вашему мужу не покидать идеи о поездке с картиной в Москву; в Москве он будет иметь основательный успех и может заработать немало. Для выставки самое подходящее время, как мне думается, великий пост. Заметки в газетах сделаем.
В Харькове я не был ни разу в жизни. Не люблю я сего города. Харьковские газеты меня ругают нещадно. Какое кощунство!
К сожалению, я спешу и не имею ни одной свободной минуты. Надо ехать на репетицию суворинской «Татьяны Репиной». Мысли от спешки путаются, и чувствую, что пишу нескладно. Простите.
Летом семья будет жить опять около Сум или же в Полтавской губернии>. Где Ваши сестры и как они поживают?
Мой «Медведь» следовало бы назвать «Дойной коровой». Он дал мне больше, чем любая повесть. О публика!
Вчера была Татьяна. Немножко дрожат руки по сему случаю. Если Вы забыли, что значит Татьяна, то я напомню: университетская годовщина.
Итак, резюме: Вашему мужу необходимо самому приехать в Москву, а все мы к его услугам. Заочно, не видавши картины, ничего нельзя сделать.
Будьте здоровы и счастливы. Все мои шлют Вам сердечный привет.
Ваш А. Чехов.

Композиция письма: обращение, вступление, основная часть, заключение

Прошу обратить внимание на язык и стиль этого письма.
В какой форме представлены композиционные части?

Творческая работа – отрывок из письма А. П. Чехова, адресованное Е. К. Сахаровой. 			 5 сентября 1883

Слайд 24«…Сегодня мы обмениваемся письмами с помощью интернета - это гораздо проще

и быстрее, чем раньше. Мы живём в 21 веке - это век высоких технологий! Мы спокойно с помощью интернета, через скайп, смс, аську общаемся с людьми всего МИРА. Раньше такого не было. Письма, написанные рукой, ждали  неделями, а то и месяцами. И, пока оно доходило до адресата, многое в жизнях успевало измениться. Таким образом, люди читали уже историю. Что же сегодня? Написал, тут же отправил. И, где бы человек ни находился, получение письма зависит в основном только от того, как скоро он включит компьютер. 
К сожалению, сейчас мы всё реже и реже стали писать письма. Опускать их в почтовые ящики для писем, А ЗРЯ! Ведь когда мы пишем письма, мы тренируем логическое мышление, учимся выделять главную мысль, учимся вежливости, в письме мы можем сказать гораздо больше, чем при встрече. Сказанное слово — было да нет, а написанное живет век!»

Почему люди перестали писать бумажные письма? Есть мнение…

«…Бумажные письма идут медленно и люди придумали электронные, которые доходят за несколько минут. Но не везде есть возможность отправить письмо по электронной почте. В некоторых странах и сёлах бумажные письма все же пишут. Ведь не везде есть интернет! 
Мне кажется, что бумажные письма лучше. Ведь бумажные ты ждешь с нетерпением, а электронные приходят быстро».

А вы любите писать бумажные письма?

«…Сегодня мы обмениваемся письмами с помощью интернета - это гораздо проще и быстрее, чем раньше. Мы живём

Слайд 25«Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни,
состояние души, запечатленное
в слове».

А.П.

Чехов.


«Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове».А.П. Чехов.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть