Презентация, доклад к уроку русского языка на тему: Буквы Е-И в корнях с чередованием 5 класс 2017 год

Содержание

Прозвенел звонок и смолк –  Начинается урок.  Вы за парты тихо сели,  На меня все посмотрели.  Пожелайте успехов глазами  И вперед, за новыми знаниями! 

Слайд 1Презентация к уроку русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с

чередованием» 5 класс 2017 год
Презентация к уроку русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием» 5 класс

Слайд 2Прозвенел звонок и смолк –  Начинается урок.  Вы за парты тихо сели,  На меня

все посмотрели.  Пожелайте успехов глазами  И вперед, за новыми знаниями! 
Прозвенел звонок и смолк –  Начинается урок.  Вы за парты тихо сели,  На меня все посмотрели.  Пожелайте

Слайд 3Как понимаете пословицы?
Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые.
Книга помож…т (в)труде выруч…т

(в)б…де.
Книги (не)г…ворят а правду сказывают.
Напрас…ный труд удить рыбу (без)крюч…ка и учит…ся (без)книги.
Выполните синтаксический разбор второго предложения.
Как понимаете пословицы?Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые.Книга помож…т (в)труде выруч…т (в)б…де.Книги (не)г…ворят а правду сказывают.Напрас…ный труд

Слайд 4Вспомним!!!
На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?
Поработайте в

паре. Распределите слова в три колонки, вставляя в них пропущенные буквы :
Ф…нарь, р…стение, прил…гательное, в…стибюль, насл….ждение, зап…реть (дверь), д…лекий, пол…жение, …ллея, п…хучий, п…ртрет, выр…щенный, зап…рать (дверь), к…бинет, подр…сли, сл…пить (глаза), к…заться, р…сток, в…лна., д…ректор.


Вспомним!!!На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?Поработайте в паре. Распределите слова в три колонки,

Слайд 5Проверь себя!

Проверь себя!

Слайд 6Какие два слова вызвали трудность?
Запишите их через тире.
Определите вид этих

глаголов.

Запереть – запирать.
Выделите корень в словах. Какое фонетическое явление вы наблюдаете?
Что такое чередование звуков?
В какою колонку мы должны были записать эти два слова? Запишите их.
Можете ли вы объяснить условие выбора Е – И в этих глаголах? Почему?

Несов. вид

Сов. вид

Какие два слова вызвали трудность?Запишите их через тире. Определите вид этих глаголов.Запереть – запирать.Выделите корень в словах.

Слайд 7Так что же мы будем сегодня изучать на уроке?
Какова наша цель?

Задача?
Сформулируйте тему урока.
Так что же мы будем сегодня изучать на уроке?Какова наша цель? Задача?Сформулируйте тему урока.

Слайд 8Тема: Буквы Е-И в корнях с чередованием
Цели урока:
выяснить условия выбора

букв Е-И в корнях с чередованием;
Задача урока:
научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Тема:  Буквы Е-И в корнях с чередованиемЦели урока: выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с

Слайд 9А у нас проблема!
Решите проблему, работая в паре.
Слова какой части

речи записаны на карточках?
К каждому глаголу подберите видовую пару?
Определите их вид. Как вы будете это делать?
Выявите закономерность в написании букв Е-И в корнях этих глаголов.
А у нас проблема!Решите проблему, работая в паре. Слова какой части речи записаны на карточках?К каждому глаголу

Слайд 10Задание на карточке
Подберет
Натереть
Замереть
Постелить
Выжег
Удерем
Блестеть
Подпереть

Замирать
Выжигает
Блистать
Удирать
Подпирать
Подбирать
Натирать
Постилать

Подбирать
Натирать
Замирать
Постилать
Выжигать
Удирать
Блистать
Подпирать

Задание на карточкеПодберетНатеретьЗамеретьПостелитьВыжегУдеремБлестеть Подпереть ЗамиратьВыжигаетБлистатьУдиратьПодпиратьПодбиратьНатиратьПостилать ПодбиратьНатиратьЗамирать ПостилатьВыжигатьУдиратьБлистатьПодпирать

Слайд 11Назовите корни в записанных глаголов
БЕР - БИР
ТЕР - ТИР
МЕР -

МИР
СТЕЛ - СТИЛ
ЖЕГ - ЖИГ
ДЕР - ДИР
БЛЕСТ -БЛИСТ
ПЕР - ПИР



Посмотрите на записанные слова. Какая закономерность в написании букв Е – И в корнях этих слов? Сформулируйте правило.
Прочитаем правилом в учебнике, совпадают ли наши выводы?

Назовите корни  в записанных глаголов БЕР - БИРТЕР - ТИРМЕР - МИРСТЕЛ - СТИЛЖЕГ - ЖИГДЕР

Слайд 12В корнях с чередованием Е – И буква И пишется, если

после корня стоит суффикс А.

В корнях с чередованием Е – И буква И пишется, если после корня стоит суффикс А.

Слайд 13Упражнение 647
Выполняя в тетради это упражнение, работайте в паре, старайтесь объяснять

друг другу свои действия.
У доски выполняют упражнение два человека.

Упражнение 647Выполняя в тетради это упражнение, работайте в паре, старайтесь объяснять друг другу свои действия. У доски

Слайд 14Зайка серенький сидит И ушами шевелит. 
Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно

сидеть, Надо лапочки погреть. 
Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. 
Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. 

физкультминутка

Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки

Слайд 15Работа паре. Замените глаголы синонимами с чередующимся гласным в корне. Обозначьте орфограмму.

Намывать пол, открыть дверь, подостлать солому, (делать выбор) куклу, пролезать через чащу, размазать по коже, искать грибы, отниму ручку, сверкнула звезда, готовит постель, прислониться на стол, поднимаемся на вершину, застыть от испуга, (провести тряпкой) стекло, звёзды горят, под луной вода сияет, приготовлю портфель, разорвать добычу, помазать йодом.  
Работа паре. Замените глаголы синонимами  с чередующимся гласным в корне. Обозначьте орфограмму.   Намывать пол,

Слайд 16Проверь себя!
Натирать пол, отпереть дверь, подстелить солому, выбирать куклу,

пробираться через чащу, растереть по коже, собирать грибы, заберу ручку, блеснула звезда, стелет постель, опереться на стол, взбираемся на вершину, замирать от испуга, протирать стекло, звёзды блестят,,, раздирать добычу, прижигать йодом.  
Проверь себя!  Натирать пол, отпереть дверь, подстелить солому, выбирать куклу, пробираться через чащу, растереть по коже,

Слайд 17Вставь нужные слова.
 Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися

гласными е – и, а – о в корне, объясните их правописание.
Чужой талант скоро ..., а наш ни лезет, ни ползет. За спрос, что за показ, денег не ... . Жить плохо, да ведь и ... не находка. Все мы ... под красным солнышком, на Божией росе. 8. Живи, живи, да и помирать ...! Когда на море камень всплывет, да камень травой ..., а на траве цветы расцветут. Чужие собаки ..., а свои не зевай! Доброго солдата ..., а не покупают. Дерево на дерево ..., человек на человека. Пролитую воду не ... . Нужда научит горшки ... .

Слова для справок: прор..стет, р…стет, обж…гать, р…стем, соб…райся, б…рут, выб…рают, д…рутся, оп…рается, соб…решь, ум…реть,

Вставь нужные слова. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными е – и, а – о в

Слайд 18Сигнальные карточки. Поднимаю желтый – пишу Е , красный – пишу И.
Послушайте

пословицы внимательно. Подумайте об их значении. Услышав слово с чередованием, поднимите сигнальную карточку. Подумайте об их значении.
Сигнальные карточки. Поднимаю желтый – пишу Е , красный – пишу И.Послушайте пословицы внимательно. Подумайте об их

Слайд 19Добрые ум…рают, да дела их живут. 
Соб…рай по ягодке – наб…решь

кузовок.
Не боги же и горшки обж…гают. 
Скупые ум…рают, а дети сундуки отп…рают.

Добрые ум…рают, да дела их живут.  Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок.Не боги же и горшки обж…гают. Скупые

Слайд 20Рукою погоняет, а другою слезы ут…рает.
Ржавое железо не бл…стит.
Дитя падает – Бог

перинку подст…лает; стар падает – черт борону подставляет.
Ранняя птичка носик
прочищает, а поздняя
глаза прод…рает.

Рукою погоняет, а другою слезы ут…рает.Ржавое железо не бл…стит.Дитя падает – Бог перинку подст…лает; стар падает – черт

Слайд 21Опрос.
С какой орфограммой сегодня познакомились?
Перечислите известные вам корни, в которых есть

чередование гласных.
От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Достигли ли мы цели урока?

Опрос.С какой орфограммой сегодня познакомились?Перечислите известные вам корни, в которых есть чередование гласных.От чего же зависит правописание

Слайд 22Тест
В корнях с чередованием е-и пишется буква и:
если она

находится под ударением
 если она находится в безударном положении
если после корня стоит суффикс а
Тест В корнях с чередованием е-и пишется буква и: если она находится под ударением если она находится в

Слайд 23Тест
2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву

е?
зам...рать
 зап...рать
зат...рать
зам...реть
Тест 2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?зам...рать зап...ратьзат...ратьзам...реть

Слайд 24Тест
3. В каком слове на месте пропуска не нужно писать

букву е?
зам...реть
зат...реть
зап...реть
соб...рать
Тест 3. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?зам...ретьзат...ретьзап...ретьсоб...рать

Слайд 25Тест
4. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву

и?
 перет...рпеть
раст...рать
заст...лить
выт...реть
Тест 4. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и? перет...рпетьраст...ратьзаст...литьвыт...реть

Слайд 26Тест
5. В каком слове на месте пропуска не нужно писать

букву и?
заб...рать
расст...лать
расст...лить
доб...раться
Тест 5. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?заб...ратьрасст...латьрасст...литьдоб...раться

Слайд 27Тест
6. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно

писать букву и:
 забл...стать, изб...рать
 заб...раю,выт...реть
пост...лить, проб...раться
приб...рёт, оп...раться
Тест 6. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и: забл...стать, изб...рать заб...раю,выт...ретьпост...лить, проб...ратьсяприб...рёт, оп...раться

Слайд 28Тест
7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно

писать букву е:
 уп...раться, зам...рло
зам...рало, заст...лить
разд...ру, забл...стел
бл...стательный, заж...гательный
Тест 7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е: уп...раться, зам...рлозам...рало, заст...литьразд...ру, забл...стелбл...стательный,

Слайд 29Тест
8. Укажите лишнее слово:
Выт…рать
Соб…рать
Заж…гать
Выт…реть

Тест 8. Укажите лишнее слово:Выт…ратьСоб…ратьЗаж…гатьВыт…реть

Слайд 30Тест
9. Укажите лишнее слово:
Прот…реть
Зап…реть
Зап…рать
Нат…реть

Тест9. Укажите лишнее слово:Прот…ретьЗап…ретьЗап…ратьНат…реть

Слайд 31Проверь себя!
- c
- d
- d
- b
- c
- a
- c
- d
- c

Проверь себя!- c- d- d- b- c- a- c- d- c

Слайд 32Рефлексия.
Сегодня я узнал________
Было трудно_________
Теперь я могу_________
Я понял, что__________
У меня получилось________
Я научился___________
Я

выполнял задания________
Меня удивило_________
Я попробую___________
Мне захотелось____________


Рефлексия.Сегодня я узнал________Было трудно_________Теперь я могу_________Я понял, что__________У меня получилось________Я научился___________Я выполнял задания________Меня удивило_________Я попробую___________Мне захотелось____________

Слайд 33Домашнее задание
П. 112, упр. 649.
Напишите рассказ о том, как вы убираете

свою комнату.
Домашнее заданиеП. 112, упр. 649.Напишите рассказ о том, как вы убираете свою комнату.

Слайд 35Использованные ресурсы
http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_e_i_v_korniax
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203206
http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-bukvyi-e-i-v-kornyax-s-cheredovaniem.html
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе.
Картинки взяты с

https://yandex.ru/images/search?text=тест+буквы+е+и+в+корнях+с+чередованием+5+класс



Использованные ресурсыhttp://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_e_i_v_korniaxhttp://rus.1september.ru/article.php?ID=200203206http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-bukvyi-e-i-v-kornyax-s-cheredovaniem.htmlБогданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе.Картинки взяты с https://yandex.ru/images/search?text=тест+буквы+е+и+в+корнях+с+чередованием+5+класс

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть