Презентация, доклад к уроку русского языка на тему Способы словообразования (10 класс)

Содержание

Цель: создать условия для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков;содействовать развитию самостоятельности при обобщении материала; развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.Задачи:а) обобщить основные сведения по теме «Словообразование»;б) отметить связь словообразования с

Слайд 1Открытый урок русского языка
в 10у классе
Учитель - Савотикова О.Е.
Способы словообразования

Открытый урок русского языка в 10у классеУчитель - Савотикова О.Е.Способы словообразования

Слайд 2Цель: создать условия для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование»,

для отработки практических навыков;
содействовать развитию самостоятельности при обобщении материала;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.
Задачи:
а) обобщить основные сведения по теме «Словообразование»;
б) отметить связь словообразования с другими разделами науки о языке;
в) обратить внимание на стилистические функции словообразования;
г) выполнить тренировочные упражнения по теме;
д) совершенствовать умение работать со словообразовательным словарём.

Цель: создать условия для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков;содействовать развитию самостоятельности

Слайд 3

Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты

в эту проникнешь суть — Слово тебе сотворит добро.
С .Островой
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть

Слайд 4Исторические изменения в области морфемики
Непродуктивные приставки:
па-: пасынок, падчерица, паводок
пра-: правнук, прабабушка,

праязык
су-: сумрак, сумерки, сугроб.

Непродуктивные суффиксы:
-ень: бивень, ливень
-знь: жизнь, боязнь
-яй: лентяй, слюнтяй

В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез.

Исторические изменения в области морфемикиНепродуктивные приставки:па-: пасынок, падчерица, паводокпра-: правнук, прабабушка, праязыксу-: сумрак, сумерки, сугроб.Непродуктивные суффиксы:-ень: бивень,

Слайд 5Морфологические способы словообразования
Префиксальный (приставочный) (новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся

слову приставки (префикса):
история - предыстория (то, что было «до» истории), мощный – сверхмощный (очень мощный)
Морфологические способы словообразования 	Префиксальный (приставочный) (новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса):	история - предыстория

Слайд 6Морфологические способы словообразования
Суффиксальный (новое слово образуется путём присоединения к производящей

основе суффикса):
красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое); лимон – лимонный (относительное прилагательное образовано от имени существительного)
Морфологические способы словообразования	 Суффиксальный (новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса): 	красивый - красиво (наречие

Слайд 7Морфологические способы словообразования
Суффиксально-префиксальный (приставочно-суффиксальный) (новое слово образуется путём одновременного присоединения

к производящей основе приставки и суффикса:
вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса); снег – подснежник (находящийся под снегом)
Морфологические способы словообразования	 Суффиксально-префиксальный (приставочно-суффиксальный) (новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса:

Слайд 8Морфологические способы словообразования
Бессуффиксный (к производящей основе не добавляется суффикс; таким

способом образуются только имена существительные): выходить – выход, глубокий – глубь
Морфологические способы словообразования	 Бессуффиксный (к производящей основе не добавляется суффикс; таким способом образуются только имена существительные): выходить

Слайд 9Морфологические способы словообразования
Сложение - образование новых слов путём соединения двух или

более основ или слов:
овощехранилище, глинозём
Морфологические способы словообразованияСложение - образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов:овощехранилище, глинозём

Слайд 10Морфологические способы словообразования
Сложносокращённые слова образуются:
1) из начальных частей или слогов слова:
спецкор

(специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
3) из начальных букв слов: РФ (Российская Федерация), МГУ (Московский государственный университет)
Морфологические способы словообразования	Сложносокращённые слова образуются:	1) из начальных частей или слогов слова:	спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);	2) из

Слайд 11Морфологические способы словообразования
Усечение основы – образование новых слов посредством усечения

производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных:
маг (магнитофон), зам (заместитель)
Морфологические способы словообразования	 Усечение основы – образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только

Слайд 12Морфологические способы словообразования
Обратное словообразование - образование от более сложного по структуре

слова более простого:
фляга (от фляжка), дояр (от доярка)
Морфологические способы словообразования	Обратное словообразование - образование от более сложного по структуре слова более простого:	фляга (от фляжка), дояр

Слайд 13Неморфологические способы словообразования
Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате

изменений в значении уже существующих в русском языке слов:
среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока)
Неморфологические способы словообразования	 Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в

Слайд 14Неморфологические способы словообразования
Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате

перехода слов из одной части речи в другую:
столовая (ложка) – имя прилагательное > столовая (помещение) – имя существительное; караул – имя существительное > караул! - междометие
Неморфологические способы словообразования	 Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи

Слайд 15Неморфологические способы словообразования
Лексико-синтаксический способ - появление новых слов в результате

сращений сочетаний слов:
высококачественный > высоко + качественный; тотчас > тот час
Неморфологические способы словообразования	 Лексико-синтаксический способ - появление новых слов в результате сращений сочетаний слов:	высококачественный > высоко +

Слайд 16«Школьный словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова

«Школьный словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова

Слайд 17Какие языковые нормы оказались нарушенными в предложениях?

1.Брат подскользнулся на льду и

сломал ногу.
2.Почему ты всё время надсмехаешься надо мной?
3.Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо.
4.Какой-то мужчина пытался обкрасть соседей.
5.У Маши подчерк совершенно неразборчивый.
6.Скипяти чайник и сними обвёртку с этого печенья.
7.В комнате раздавались судороженные рыданья.
8.Его упрямость сильно осложняет нашу жизнь
Какие языковые нормы оказались нарушенными в предложениях?1.Брат подскользнулся на льду и сломал ногу.2.Почему ты всё время надсмехаешься

Слайд 18 Порядок словообразовательного разбора

1.Установить производящую основу для данного слова.
2.Выделить словообразовательные аффиксы.
3.Указать способ

образования слова.
4.Выстроить словообразовательную цепочку.

Порядок словообразовательного разбора 1.Установить производящую основу для данного слова.2.Выделить словообразовательные аффиксы.3.Указать способ

Слайд 19Подведение итогов урока
Какой материал мы сегодня вспомнили?
Это был урок повторения ранее

изученного или мы обобщили наши знания по теме на новом уровне?
Что нового узнали на уроке?
Как реализовались цели и задачи?
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Что пока не совсем хорошо получается и нуждается в практической отработке?

Подведение итогов урокаКакой материал мы сегодня вспомнили?Это был урок повторения ранее изученного или мы обобщили наши знания

Слайд 20Домашнее задание
I. Выполните словообразовательный разбор слов:
Загар, бездарный, светотень, ОРТ, впятером, дикорастущий,

невесёлый.
 
II.Тест

Домашнее заданиеI. Выполните словообразовательный разбор слов:	Загар, бездарный, светотень, ОРТ, впятером, дикорастущий, невесёлый. II.Тест

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть