Презентация, доклад к уроку русского языка Чередование гласных в корнях лаг-лож

Содержание

Верны ли утверждения?1. Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка? (Верно) 2. Лексическое значение слова – есть тот самый смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово? (верно). 3. Существует 7

Слайд 1


Слайд 2Верны ли утверждения?

1. Лексика – это раздел науки о языке, который

изучает словарный состав языка? (Верно) 2. Лексическое значение слова – есть тот самый смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово? (верно). 3. Существует 7 способов определения лексического значения слова? (неверно),
4. Слова бывают однозначные, двузначные и трехзначные? (неверно, однозначные и многозначные). 5. Переносное значение слова – это когда признак предмета переносится на другой предмет, например: теплый взгляд? (верно) 6. В русском языке происходит чередование гласных о-а, е-и? (верно)
Верны ли утверждения?1. Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка? (Верно) 2.

Слайд 3корни
ЛАГ
ЛОЖ
РАСТ
РАЩ
РОС
А//О

корниЛАГЛОЖРАСТРАЩРОСА//О

Слайд 4Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы,

в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.

Задания к тексту:
Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.
Определите лексическое значение слова почта.

Возят почту корабли,Самолеты, поезда,Мчат во все концы земли:В степи, в горы, в города.Почту в дальние районыДоставляют почтальоны.Задания

Слайд 5Значение слова почта по Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова:
1. Здание, где

помещается такое учреждение.
2. Пересылка, доставка средствами этого учреждения.
3. Такое учреждение, занимающееся одновременно регулярной перевозкой пассажиров в конных экипажах.
4. То, что доставлено этим учреждением.
5. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег.
Значение слова почта по Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова: 1. Здание, где помещается такое учреждение.2. Пересылка, доставка

Слайд 6Предметы: корабли, самолеты, поезда, концы, земли, степи, горы, города, почта, районы,

почтальоны.
Признак предмета: дальние.
Действия предмета: возят, мчат, доставляют.

Как называется человек, который разносит почту? Каким способом образовано это слово?

почтальон

Предметы: корабли, самолеты, поезда, концы, земли, степи, горы, города, почта, районы, почтальоны. Признак предмета: дальние. Действия предмета:

Слайд 7корни
ЛАГ
ЛОЖ
РАСТ
РАЩ
РОС
А//О
Давайте поможем нашему знакомому почтальону Печкину разобрать и разнести письма.

корниЛАГЛОЖРАСТРАЩРОСА//ОДавайте поможем нашему знакомому почтальону Печкину разобрать и разнести письма.

Слайд 8Эти пакеты предназначены для вручения словам, имеющим чередование в корне гласных

о, а.
Эти пакеты предназначены для вручения словам, имеющим чередование в корне гласных о, а.

Слайд 9На стук вышли корни лаг и лож, рос, раст и ращ.
Вскрыли

они письма и начали читать, но подул сильный ветер, вытряхнул слова из конвертиков и перепутал.

ЛАГ

ЛОЖ

РАСТ

РОС

РАЩ

Задание: исследуя данные слова, подумайте:
1. как можно их сгруппировать
2. сформулируйте орфограмму и её место в слове.

Определяем проблему урока

На стук вышли корни лаг и лож, рос, раст и ращ.Вскрыли они письма и начали читать, но

Слайд 10Прилагательное, выращенный, выложить, зарастать, положение, выросли, полагаться, прорастать, положить, заросли, заложить,

водоросли, предполагать.

Какую проблему будем решать на уроке?

Прилагательное, выращенный, выложить, зарастать, положение, выросли, полагаться, прорастать, положить, заросли, заложить, водоросли, предполагать.Какую проблему будем решать на

Слайд 11Прилагательное
выложить
положение
полагаться
положить
заложить
предполагать
Выращенный
зарастать
выросли
прорастать
заросли

водоросли

Определяем тему урока

Решаем проблему, открываем новые знания

Прилагательное выложить положение полагаться положить заложить предполагатьВыращенный зарастать выросли прорастать заросли водоросли Определяем тему урокаРешаем проблему, открываем

Слайд 12Почему пишутся разные буквы а–о в корне -лаг-/-лож-, -раст-ращ-рос-?
Как выбрать букву

безударного гласного в корне
-лаг-/- лож-, если нельзя проверить?

Какую проблему будем решать на уроке?

В корнях с чередованием проверочное слово подбирать нельзя!

Какую букву будем писать в безударном положении? Есть ли правило для подобных случаев?

Почему пишутся разные буквы а–о в корне -лаг-/-лож-, -раст-ращ-рос-?Как выбрать букву безударного гласного в корне -лаг-/- лож-,

Слайд 13Девятнадцатое ноября
Классная работа
Правописание чередующихся гласных а – о в корнях –лаг,

- лож-, -рос-, -раст- (-ращ-)

Девятнадцатое ноябряКлассная работаПравописание чередующихся гласных а – о в корнях –лаг, - лож-, -рос-, -раст- (-ращ-)

Слайд 14Цель:

научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в

корнях–лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-.

Страница учебника 110, чтение правил

Цель: научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в корнях–лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-.Страница учебника

Слайд 15Алгоритм
А
О
Л
Г
Л
Ж
А
О
Р
СТ
Р
С
Р
Щ
А
А
О
написание гласной в корне зависит от последующих согласных

АлгоритмАОЛГЛЖАОРСТРСРЩААОнаписание гласной в корне зависит от последующих согласных

Слайд 16Слова-исключения
Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.
Росток

– стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.
Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты.
Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.
Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).
Слова-исключенияОтрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.Росток – стебель растения в самом начале

Слайд 17МЫ, пока предполагали, В корне букву А писали, А когда предположили, Букву

О употребили. Исключение из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль)

Как отмечаются исключения графически?

По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму лаг-лож?

По безударному положению гласного

Назовите условия выбора о\а в корнях

МЫ, пока предполагали,  В корне букву А писали,  А когда предположили, Букву О употребили.

Слайд 18Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже

готовые в дорогу.

В конверте ещё есть задание. Объясните, что общего и в чем различие между корнями в словах ложь, положить.

Лингвистический объяснительный диктант. Выделите орфограммы в словах.

Найдите «лишнее» слово:
а) предложение; б) ложный; в) сложить; г) приложение.

Жильцов квартиры номер два Застать сумели мы едва.Они стояли у порога,Уже готовые в дорогу.В конверте ещё есть

Слайд 19Алгоритм
А
О
Л
Г
Л
Ж
А
О
Р
СТ
Р
С
Р
Щ
А
А
О
написание гласной в корне зависит от последующих согласных

АлгоритмАОЛГЛЖАОРСТРСРЩААОнаписание гласной в корне зависит от последующих согласных

Слайд 20Предлагать чаю, предложить меду, разобрать предложение, трудное изложение, излагать содержание книги,

литературное приложение к журналу, приложить холодный компресс, имя прилагательное, располагать свободным временем, сумма слагаемых, возложить ответственность .
Предлагать чаю, предложить меду, разобрать предложение, трудное изложение, излагать содержание книги, литературное приложение к журналу, приложить холодный

Слайд 211 вариант выпишите слова с корнем раст, 2 вариант выпишите

слова с корнем рос.

Растущий, простейший, росточек, водоросли, оросили, подрастать, растворимый, роскошный, растаять, растолстеть, растяпа, расти, вырос, расталкивать.

Какие слова не включили ни в одну из колонок и почему?

1 вариант выпишите слова с корнем раст,  2 вариант выпишите слова с корнем рос.Растущий, простейший, росточек,

Слайд 221. Вариант. Растущий, подрастать, расти.
Росточек – исключение.
2. Вариант. Водоросли, вырос.
Простейший, оросили,

растворимый, роскошный, растаять, растолстеть, растяпа, расталкивать.
1. Вариант. Растущий, подрастать, расти.Росточек – исключение.2. Вариант. Водоросли, вырос.Простейший, оросили, растворимый, роскошный, растаять, растолстеть, растяпа, расталкивать.

Слайд 23Задание: исправьте ошибки и спишите правильно.
Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать,

прилогательное.
Задание: исправьте ошибки и спишите правильно.Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.

Слайд 24Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 25 Окна квартиры номер три распахнуты настежь, и мы слышим необычную историю

про цветок в горшочке.
Если правильно вставить пропущенные буквы, может быть, бешеный цветочек-росточек, о котором мы слышим историю, остепенится и перестанет так быстро расти.

Вставьте в слова пропущенные буквы, выделяя изученную орфограмму.

Окна квартиры номер три распахнуты настежь, и мы слышим необычную историю про цветок в горшочке.	 Если правильно

Слайд 26Бешеный росточек
Мне испонилось десять лет – вполне солидный возр…ст. На день

рождения мне подарили какой-то маленький р…сток в горшочке. Сказали, что это очень редкое р…стение, что в нашем климате оно вообще почти не р…стет, и если я его сумею выр…стить, то я герой. Потому что потом на нём выр…стет удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами!
Взял я этот р…сточек и стал его выр…щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р…ст пошел, дал отр…стки и как начал р…сти-подр…стать! Я ужасно удивился! Через неделю он уже так подр…с, что выше меня стал, через две выр…с больше папы! А через три так разр…сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю теперь, что мне с моим быстрор…стущим цветочком делать. Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р…сточек мой скоро так разр…стётся, что нам всем от этой р…стительности в доме места не останется.
Бешеный росточек	Мне испонилось десять лет – вполне солидный возр…ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р…сток

Слайд 27-Почему автор дал своему тексту такое необычное название?

-В прямом или переносном

значении это слово используется?
-Почему автор дал своему тексту такое необычное название?-В прямом или переносном значении это слово используется?

Слайд 28Алгоритм
А
О
Л
Г
Л
Ж
А
О
Р
СТ
Р
С
Р
Щ
А
А
О
написание гласной в корне зависит от последующих согласных

АлгоритмАОЛГЛЖАОРСТРСРЩААОнаписание гласной в корне зависит от последующих согласных

Слайд 29Задание: по случайности корни с чередующимися гласными получили письмо, которое написано

почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в письме допущены ошибки, мы должны помочь Печкину. Найдите ошибки и исправьте их.

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлогает слогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»
Задание: по случайности корни с чередующимися гласными получили письмо, которое написано почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в

Слайд 30«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не

хотят работать в огороде. А в огороде выросли помидоры. Дорожки позарастали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водоросли. Яблоки выросли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлагает слагать. Шарик не хочет свои лапы к делу приложить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»

Письмо «отправляется в путь».

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в

Слайд 31Угадай-ка!
Молодой лес - поросль
Отдельная область производства, науки - отрасль
Частый кустарник, которым

заросло какое-нибудь место-
заросли
Угадай-ка!Молодой лес - поросльОтдельная область производства, науки - отрасльЧастый кустарник, которым заросло какое-нибудь место-заросли

Слайд 321 ) излАгать 2) полОжить 3) прилАгательное 4) располОжение 5) отрАсль 6) рАстение

7) рОсток

«5» – нет ошибок; «4» – 1 ошибка; «3» – 2-3 ошибки.

1 ) излАгать 2) полОжить 3) прилАгательное  4) располОжение  5) отрАсль  6) рАстение

Слайд 33Рефлексия
Какую цель мы ставили на уроке?
Достигли ее?
От чего

зависит выбор гласных в корне –раст-, -рос-, -ращ- и – лаг- ,-лож-?
Какие есть слова – исключения?
- Что было легко? Что было труднее всего?

1.Знание теоретического материала.
2.Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-, -ращ-, -рос.
4. Умение определять слово по его лексическому значению.

РефлексияКакую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? От чего зависит выбор гласных в корне –раст-, -рос-,

Слайд 34Тема сегодняшнего урока показалась мне

понятной (дома сам(-а) справлюсь)

не очень

понятной (если что – мама поможет)

совсем непонятной (что буду делать!?)
Тема сегодняшнего урока показалась мне понятной (дома сам(-а) справлюсь) не очень понятной (если что – мама поможет)

Слайд 35Домашнее задание:

Ребята, Шарик тоже решил написать письмо Дяде Федору, но галчонок

вытащил оттуда некоторые буквы, поэтому вам нужно будет самим вставить гласные в корни лаг-лож, раст-рос-ращ.

Или же выполнить упражнение 309, стр.110 - правило.

Домашнее задание:	Ребята, Шарик тоже решил написать письмо Дяде Федору, но галчонок вытащил оттуда некоторые буквы, поэтому вам

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть