Слайд 1 МОУ «Миасская СОШ» №1
Имя существительное
как часть речи
5 класс
Презентацию подготовила:
учитель русского языка и
литературы
Сайтгафарова Г.Ш.
Слайд 2Отгадай загадку
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО?
и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Слайд 3Эпиграф к уроку
еИмя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
ьное– хлеб языка.
Л.В.Успенский
Проверка
- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают.
День (что?), лучами (чем?), солнце(что?), землю(что?),пыль (что?), по дороге (по чему?), воздух(что?), облака(что?) собирались в тучу (во что?), гром (что?)
Вывод: Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?Имя существительноемя существительное – это часть речи, которая обозначает предметИмя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет
1 остановка «Опознавательная»
Слайд 5
1 группа названия лиц (малыш, девочка, девушка)
2 группа названия
вещей (стул, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки)
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука, микроб)
5 группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород)
6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа название действий ( бег, прыжок, молотьба)
2 остановка «Теоретическая» (работа в парах)
Проверка
ПрверПкаП
Слайд 7 3 остановка "Морфологическая"
1 группа. Распределите существительные по
родам и сделайте выводы.
Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.
Проверка
Жен. р.- вода, ночь, рожь
Муж. р.- корабль, меч
Ср. р. – блюдечко, окно
Слайд 8 3 остановка "Морфологическая"
у2 группа. Распределите имена существительные
на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , морковь , скворец , окно, дом , молоко ,сказка, девочка, облако.
Проверка
Одушевленные: лиса, старушка, медведь, заяц, старик, скворец, девочка.
Неодушевленные: береза, морковь, окно, дом, молоко, сказка, облако. Сделайте вывод.
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , мо
Слайд 9 3 остановка "Морфологическая"
4 группа. Распределите имена
существительные по склонениям.
Машина, картина, мама, дядя, олень, мороз, печь, ночь, кров, солнце, небо, земля, тень, день, дружба, вода, пень, облако, ручей.
Проверка
1-е скл.: машина, картина, мама, дядя, земля, дружба, вода
2-е скл.: олень, мороз, кров, солнце, небо, день, пень, ручей
3-е скл.: печь, ночь, тень Сделайте вывод.
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , мо
Слайд 10 3 остановка "Морфологическая"
3 группа. Распределите имена
существительные на собственные и нц3 группа. Распределите имена существительные на собственные и нарицательные.
Береза, лиса , Байкал, , заяц , Москва, морковь , скворец , Анна, дом , Мурзик ,сказка.
Проверка
Собственные: Байкал, Москва, Анна, Мурзик.
Нарицательные: береза, лиса, заяц, морковь, скворец, дом, сказка.
ательные.
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , морковь , скворец , окно , дом , молоко ,сказка, девочка, облако.
вывод.
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , мо
Слайд 11
3 группа. 4 остановка «Синтаксическая»
-Определите, какую роль
играет слово заяц в приведенных предложениях.
Белый заяц выбежал на опушку леса.
На косогоре мы увидели белоснежного зайца.
Белый окрас зайца помогает ему оставаться незамеченным среди снега.
Этот пушной зверек – заяц.
Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного.
Проверка
Белый заяц выбежал на опушку леса.
На косогоре мы увидели белоснежного зайца.
Этот пушной зверек – заяц.
твительные на собственные и
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , морковь , скворец , окно , дом , молоко ,сказка, девочка, облако.
вывод.
Береза, лиса , старушка , медведь , заяц , старик , мо
Опорный конспект
1. Существительное – отвечает на вопросы …
Обозначает …
2.Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и …. , род (….), склонение.
Изменяется по числам, падежам
3. В предложении является ...................................
Критерии оценивания
«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа
Взаимопроверка
Ответы.
1. Б
2. А
3. Б
4. женский
5. Неодушевленные
Слайд 14Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на я научился (ась)…
Мне очень
понравилось задание…