В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность. Павел Флоренский
Преподобный
Сергий Радонежский
автор:
Видяйкина Л.Ю.
Слайд 2Преподобный
Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свой
праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.
Слайд 3Из истории жизни
Родился пр. Сергий в 1314 году в городе Ростов.
При рождении дали ему имя Варфоломей. Родителей звали Кирилл и Мария. Когда мальчик родился, родители понесли его крестить. С течением времени, семья переселилась из Ростова в местечко называемое Радонеж. Кроме Варфоломея в семье были ещё 2 брата: старший Стефан и младший Пётр. Варфоломею исполнилось 18 лет. Родители его умерли и были похоронены в храме, который находится в г. Хотькове.
Слайд 5Из истории жизни
После смерти родителей, Варфоломей отказался от наследства в пользу
старшего брата Петра, а сам с овдовевшим старшим братом Стефаном решил искать пустынного жития. Долго бродили братья по лесам, наконец им полюбилось место, удалённое от дорого и жилищ. Здесь они построили себе маленькую келью, а рядом поставили маленькую церковь во Имя Святой Троицы. Так в 1337 году было положено основание Троице-Сергиевой Лавры.
Не выдержав отшельнической жизни, брат Стефан вскоре ушёл в Богоявленский монастырь, а Варфоломей через старца Митрофана принял монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было.
Слайд 6Свершение великих дел
1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.
2 дело:
Начало освобождения от татаро-монгольского ига.
Великий московский князь Дмитрий Донской решил сразиться с монголо-татарами. Перед битвой он пришел в монастырь к Сергию Радонежскому за советом – стоит ли ему вступать в такую страшную и трудную битву? Сергий успокоил, благословил князя и предсказал победу русского войска.
3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.
(Троичные храмы и введённый с ними праздник Святой Троицы воплощают в себе призыв к единению земли русской. Сергий строит храм Пресвятой троицы, “чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира”. Для троичного храма требовался обжигающий символ Святой Троицы, который бы, по словам Павла Флоренского “разделённости, вражде и ненависти противопоставил взаимную любовь, струящуюся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних”. Таким символом стала икона Рублёва Троица. Однако истинным автором этого произведения, был сам святой Сергий. Так Павел Флоренский отмечает: “Андрей Рублёв, духовный внук преподобного Сергия, питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублёв, а сам родоначальник земли русской – Сергий должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти…”.
4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры).
Слайд 7“Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную
простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел, ни в чём не попускал себе послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться, так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержанно… Псалмы в его устах никогда не прекращались. Ни пива, ни мёда никогда не вкушал. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал неприятности”.
Епифаний Премудрый
Слайд 8 Троице-Сергиева
Лавра
Троицкий и Успенский соборы
Слайд 9Значение Троице-Сергиевой
Лавры
Русская иконопись нить своего
предания ведёт от иконописной лавки лаврской школы.
Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в лавру, лучшие свои вклады. Лавра – подлинный исторический музей Русской архитектуры.
Русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное своё питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в лавре, и около Лавры.
Странствования Преподобного Сергия, разносили с собой русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, а точнее сказать – русскую идею, в её целом все стороны нашей жизни определяющую”.
Слайд 10Икона Святой Троицы
Андрей Рублёв,
1411 год или 1425-27
(дерево, темпера. 142×114 см)
Ветхозаветная Троица
была символом единения.
Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».
Слайд 11Для Карты страстей
Ответы: чревоугодие -воздержание, любодеяние – целомудрие, сребролюбие – нестяжание,
гнев – кротость, печаль – блаженный плач, уныние – трезвление, тщеславие -смирение, гордость – любовь.
Слайд 12
Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем
человекам - качества Преподобного Сергия