Слайд 1«Комплексный анализ текста»
(подготовка к ГИА по русскому языку).
Слайд 2Ключевые понятия урока:
Текст.
Тема текста.
Проблема текста.
Стиль текста.
Орфограммы.
Пунктограммы.
Слайд 3
Перед вами громада-русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во
всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь.
А что есть чтение как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов….Чтение- прежде всего сотворчество.
М.Цветаева.
Слайд 5Что такое текст?
- Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных
в целое темой и основной мыслью.
Основные признаки текста:
- тематическое и композиционное единство всех его частей;
- наличие грамматической связи между частями;
- смысловая цельность, относительная законченность.
Слайд 6Бескорыстие-
отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду
или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
(из словаря В. Даля).
Слайд 7Основные признаки публицистического стиля речи:
- логичность, образность, эмоциональность;
- выдвижение важной общественной
проблемы, анализ и оценка возможных путей её решения;
- ярко выраженная авторская позиция;
- достоверность, точность фактов;
- общедоступность;
- смешение нейтральных и высоких, торжественных слов.
Слайд 8Сфера употребления публицистического стиля речи:
- общественно-экономические, политические, культурные отношения;
Лексические особенности публицистического
стиля речи:
- широкое использование общественно-политической лексики;
- эмоционально окрашенные слова;
- частицы, междометия;
- несложные синтаксические конструкции;
- риторические вопросы;
- восклицания.
Слайд 9 Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем
плохих.
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего.
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и славы.
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Слайд 10Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение.
Запишите его в
тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
Слайд 11- Чем выражено обособленное обстоятельство?
Среди предложений 31 – 37
найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Слайд 12Укажите ошибочное суждение:
а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;
б) В слове
ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак);
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой;
г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
Слайд 13 Поработаем по вариантам!
1-в. Из предложений 22 – 41 выпишите
слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
2-в. Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-».
1-в. - Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования.
2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления.
Слайд 14Средства художественной выразительности!
Сравнения
Эпитет
Олицетворение
Метафора
Гипербола
Фразеологический оборот и тд.
Слайд 15Итоги урока. Домашнее задание.
Удалось ли нам добиться цели урока?
Выполнить тестовые задания.